Блог Анатолія Денисенка_image

Блог Анатолія Денисенка

«Бог под арестом». Актуальные вопросы, избранные цитаты.

18.05.2012, 00:01
«Бог под арестом». Актуальные вопросы, избранные цитаты. - фото 1

17205_1204102226_enl_(1).jpg

Моя рецензия на книгу "Бог под арестом" беларусского автора Александра Жибрика, которая недавно вышла в издательстве "Книгоноша". Рецензия опубликована на Христианском ЛитПортале http://www.knigonosha.org/article/%C2%ABbog-pod-arestom%C2%BB-aktualnye-voprosy-izbrannye-tsitaty

Наконец-то и отечественные авторы начали писать книги о том, что наболело. Именно такая мысль посетила меня, когда мне впервые в руки попалась новая книга белорусского автора Александра Жибрика «Бог под арестом».

«Я писал эту работу, как обращение к тем, кто сегодня скован страхом религии и не находит в себе силы сбросить цепи этого рабства» (с. 218), - пишет автор. Эти слова, по моему мнению, выражают основной посыл книги, призванной«освободить» Бога из «под ареста» в который Он оказался посредством наших несовершенных религиозных верований и практик.

Книга представляет собой откровенный разговор о состоянии современной Церкви и христианства, который, по словам автора, «невозможно закончить» (с. 215). В книге поднято довольно таки много разных важных тем, задано немало актуальных вопросов. Здесь и тема того, что христианство незаметно превращается в «культ готовых ответов» (с. 11). Здесь и справедливая претензия, к так называемым христианским «гуру», которые «знают» как работает Бог и каким будет Его следующий шаг (с. 16). Здесь и критика негативных последствий практикующегося в некоторых церквях пророческого дарования (с. 46) и проблема миграции верующих из одного церковного здания в другое (с. 58). Поднят в книге и вопрос религиозной риторики, цель которой зачастую не поиск истины, а желание доминирования. Такая риторика ведет к узурпации власти и претензии на единственную (свою) правильную интерпретацию Божьего Откровения (с. 27). Ведь нельзя не согласиться с тем, что сегодня часто под словами«мне сказал Бог» выдается желаемое за действительное.

Одной из проблем, поднятых в книге, есть вопрос власти. Автор говорит о том, что «дурная власть рождается там, где люди не способны проявить зрелость и здравость суждения. Диктатура проваляется там, где мы перестаем подвергать решения власти критическому осмыслению (критика совсем не обязательно означает отвержение)» (с. 80). И как здесь не согласиться с тем, что «иметь царя над своей головой избавляет меня от необходимости иметь царя в голове» (с. 84). Обращаясь к церковным иерархам, автор предостерегает их от практики держать своих последователей в состоянии духовной теплоты (с. 100) и призывает перестать«манипулировать прихожанами посредством подогревания чувства вины» (с. 103), напоминая, что «власть одного человека над другим питается за счет невежества последнего, и свобода от этой власти приходит вместе с просвещением» (с. 44).

Тоталитарным проявлениям в церкви здесь уделяется особое внимание. Как ни странно, но в христианстве все еще остается проблема диктатуры, которая зачастую строится по формуле: я главный значит я прав (с. 69). «В своей борьбе за абсолютную власть диктатор стремится избавиться от наиболее популярных и прогрессивных служителей церкви. Для тоталитарной систем, к которой стремятся некоторые современные церковные диктаторы, нужны не мыслители и энтузиасты, а беспрекословные исполнители» (с. 84). Именно по этому, автор призывает читателя не быть заложниками религиозной системы, эдакого современного египетского рабства, и всегда помнить, что «люди нужны фараону лишь для того, чтобы оставить после себя «архитектурные памятники»» (с. 155). Однако это станет возможным лишь только тогда, когда верующие поймут, что личная внутренняя свобода гораздо важнее, чем стабильность («стабильное место для собраний» (сухое, теплое, чистое, большое, светлое), «стабильная проповедь» (желательно без всяких радикальных призывов и вызовов), «стабильный пастор» (не надо нас дергать и к чему-то постоянно призывать)») (с. 158). В книге есть и оправданное обличение церкви, которая«все больше и больше напоминает шоу-бизнес», когда рекламируются служения, пиарятся успехи, продаются рекламные места на христианских веб-сайтах и время на христианских телеканалах (с. 185).

Автор призывает всех и каждого заниматься своим делом (с. 139), но не быть заложником нездоровой конкуренции (с. 141), напоминая нам пример Христа, который «вообще хотел остаться неизвестным» и «пресекал всякую попытку толпы или легионов бесов сделать Его известным» (с. 146). Толпа хотела сделать Его своим царем, но Христос всем своим видом показал, что их желание не входит в Его планы (с. 197).

Автор не обходит стороной и образование, говоря о том, что«знание становится доступным только в том случае, если те, кто им обладает, решает реформировать систему его передачи» (с. 43). Однако в большинстве своем «Божий народ продолжает оставаться в невежестве, а появление в его среде людей независимых, мыслящих и обладающих знаниями почти всегда воспринимается как конфронтация, бунт и вызов» (с. 43). Таким «мыслящим человеком нельзя манипулировать, аналитический склад ума не позволяет им стать безвольной и управляемой массой, или стадом»,«именно мыслящие люди оставались движущей силой человечества, и отданные ими жизни в противостоянии с системой сохранили человечество от уничтожения» (с. 43).

Именно поэтому автор упоминает в своей книге о (церковной) интеллигенции, судьба которой сегодня все еще не определена, а сама она рассматривается как проявление маргинальности.

Нельзя не согласиться с тем, что «современная евангельская церковь не сможет обновиться, прежде всего, не обновив свою интеллигенцию. В евангельской церкви на постсоветском пространстве должно вырасти новое поколение людей не просто образованных, но людей интеллигентных, людей не просто с дипломом, но и с жизненной позицией» (с. 87). Именно по этому власти, которая зачастую имеет склонность контролировать людей, не так то и просто контролировать мыслящего человека, который отличается тем, что обладает своей позицией и взглядом на жизнь. Вот почему Александр Жибрик и говорит о том, что чуть ли не единственным «противоядием от фанатизма» является образование» (с. 95) и выступает против «дешевого богословия» (с. 125), за которым, чаще всего, стоит простое незнание Писания (с. 200).

Почему же автор делится этими наболевшими мыслями и поднимает эти серьезные вопросы? Как говорит он сам:«людям свойственно делиться пережитым по нескольким причинам. Иногда это делается для того, чтобы поделиться своей радостью. Иногда для того, чтобы заявить о своей исключительности. А может быть, еще и для того, чтобы убедиться: происшедшее с нами – все же остается в пределах нормы или ортодоксальности» (с. 35). Однако к чему все это может привести? Какова цена такой откровенности?

Кроме того, что книга имеет отрезвляющий характер, зовет к переменам и местами производит на вас эффект «холодного душа», все же нельзя не упомянуть и о другой стороне подобных размышлений. Именно по той причине, что «в центре религии всегда находились «предания старцев», некий человеческий авторитет, некий человеческий опыт» (с. 182), это указывает нам на то, что рассуждающий подобным образом должен быть готовым к духовному одиночеству (с. 202). Видимо не обошло стороной подобное одиночество и автора. На страницах своей книги он не раз обращается к личному опыту, в котором есть место и болезненному разрыву с церковью и уход из «академией» не по собственному желанию. И конечно кто-то, скептически настроенный, может сказать автору, что он сам виноват во всех своих «бедах».

С другой стороны нельзя не согласиться со словами Александра Жибрика о том, что «религия на дух не переносит людей принципиальных и людей с позицией – они противны ей, потому что не вписываются в философию послушания. Религия требует послушания превыше всего. Вы скажите, но не этому ли учит нас Писание? Нет, не этому. Друзья, Писание учит нас взвешенному, разумному и обоснованному послушании. Потому что в противном случае послушание слепо, безоговорочное и бездумное может сделать из нас человекоугодников и Божьих противников» (с. 203)

Книга рассчитана на широкий круг читателей и будет полезна всем, кто переживает конкретно о своей церкви и о христианстве в целом. С одной стороны книга должна попасть в руки тех, кто закостенел в своей религиозности, а с другой стороны она должна быть прочитана, теми, кто боится потерять «духовный огонь» и страсть по Богу.