«Дозором обходит владенья свои»

05.08.2010, 13:24
«Дозором обходит владенья свои» - фото 1
В послании к «раскольникам», принятом на заседании Священного Синода в Киеве, говорится, что самое страшное – это «умереть в расколе, без благодати». Интонационно это речь судей, дающих преступнику шанс (последний) на помилование.

Между первым и вторым многодневными визитами Патриарха Кирилла на Украину произошли, по меньшей мере, два события, повлиявших на общую тональность, настрой (можно даже, задействовав молодежный язык, назвать это «драйвом») недавно завершившейся поездки предстоятеля РПЦ в Одессу, Днепропетровск и Киев.

Во-первых, на Украине произошла смена правящих элит. Виктор Янукович, получив мандат на управление государством, обещал быть президентом всех украинцев. В то же время «региональная» элита сделала очевидную ставку на Московский Патриархат, по сути обрекши альтернативные православные структуры на маргинализацию в политическом пространстве.

Во-вторых, находясь в Москве, Патриарх Константинопольский Варфоломей I недвусмысленно призвал украинских «раскольников» вернуться в лоно «канонической Церкви», не страшась этого пути. В Москве слова Варфоломея восприняли как собственную дипломатическую победу и знак того, что дискуссия об украинской автокефалии завершена.

 

«Дозором обходит владенья свои»


Таков контекст последнего визита Патриарха Кирилла на Украину. «Раскольники» (во всяком случае, в представлении Москвы) оказались прижаты к канатам. Кирилл приехал на Украину, чувствуя, что выигрывает бой. Еще раунд. Ну, может, еще два. Ну, в крайнем случае, выиграет по очкам. Но выиграет непременно. Соперник уже побывал в нокдауне, судья уже открывал счет.

Предложение решить «раскольничий вопрос» по болгарскому сценарию (правящая элита сохраняет статус юридического лица и вместе с ним собственность лишь за одной из конкурирующих православных структур), родившееся в недрах Одесской епархии, отражает эту изменившуюся атмосферу. Митрополита Одесского и Измаильского Агафангела (Саввина) считают иерархом амбициозным, бескомпромиссным к «раскольникам» и одним из наиболее лояльных Москве. Одесский прожект едва ли реализуем, он будет принят в штыки европейскими судебными инстанциями, куда не преминут обратиться представители альтернативных структур; между тем, Янукович до сих пор не отрекался от «европейского вектора». Идею уже отвергли в Московском Патриархате. Тем не менее, пробная наживка была заброшена.

Украинские наблюдатели отмечали, что в своей проповеди, произнесенной у стен Спасо-Преображенского собора в Днепропетровске, Патриарх недостаточно убедительно аргументировал преимущества канонической Церкви над «раскольниками». По сути, Кирилл лишь указал на то, что канонические собрания излучают добро, а в «других многотысячных собраниях» царят злоба и агрессия. Этим он ограничился, не назвав ни одного из «других собраний» по «имени». Однако скудость полемической аргументации Патриарха объяснима: время полемики прошло, настало время доделать сделанное, добить противника. С ним уже не придется бороться за души, у него уже выбили политическую почву из-под ног, он не выдержит.

В послании к «раскольникам», принятом на заседании Священного Синода в Киеве, говорится, что самое страшное – это «умереть в расколе, без благодати». Интонационно это речь судей, дающих преступнику шанс (последний) на помилование.

 Впрочем, еще один аргумент против «раскольников» Патриарх в ходе украинского визита все-таки выдал. Это произошло в Киево-Печерской лавре в День Крещения Руси. Кирилл говорил о «мессиях», желавших возглавить борьбу евреев за независимость. Они были «ворами», потому что «похищали Бога, смысл Его спасительного послания людям». Независимость, государственное устройство, поддержание культурной жизни – благие цели, но Спаситель к этому не призывал. В этих назидательных образах сложно не усмотреть аллюзии к актуальным событиям в украинской церковной жизни.

«Раскол» - политический проект, а Христос никому не велел заниматься политикой. Такова, судя по всему, мысль Патриарха. При этом предстоятель РПЦ не считает, что его идея «Русского мира», с которой он приезжал и приезжает на Украину, есть идея политическая.

Здесь есть свои тонкости. Идея «Русского мира», строго говоря, родилась вовсе не с интронизацией Кирилла. И включала в себя она вовсе не только «собирание земель», некогда составлявших российскую или советскую империю, но и собирание русских «в рассеянии». Одним из промежуточных итогов реализации этой идеи стало историческое воссоединение РПЦ и РПЦЗ. Проект воссоединения, набиравший обороты еще в 90-е, вышел на финишную прямую после того, как в него, что называется, впряглась крупная политическая фигура – Владимир Путин (тогда президент России). На волне нефтегазовой стабильности российская правящая элита инвестировала политический ресурс в исторические, цивилизационные шаги и жесты.

Ситуация несколько изменилась в последние годы. Правящая элита реструктурировала приоритеты и перераспределила вес. И именно здесь возник образ «триумвирата» Путин-Медведев-Кирилл. Точнее, у нового, энергичного Патриарха появилась своя политическая ниша. Путин ориентирован на традиционный электорат правящей элиты. Медведев – на относительно новый электорат. Патриарх – на цивилизационный проект собирания земель и собирания русских. Он играет свою актуальную политическую роль.

При этом значение Украины, конечно, не ограничивается рамками политико-цивилизационного проекта. Отстаивание «канонической территории» - вопрос церковно-политический, вопрос влияния во всемирном православии. РПЦ – «национальная» Церковь, в отличие от Константинопольского Патриархата, и проблема территории для нее является центральной. Патриарх Кирилл заявляет, что будет приезжать на Украину минимум раз в год. Появляется информация о патриаршей резиденции в Одессе. Предстоятель дозором обходит владенья свои и утверждает на них свое присутствие, пользуясь благоприятным контекстом. Он кажется спокойным и в некоторых своих выступлениях вовсе не касается украинской специфики, ориентируясь на общие проблемы, а подчас и повторяя стандартные тезисы и мантры.

Его актуальной задачей становится харизматическое утверждение на Украине. Точнее, постепенное установление харизматической монополии. Дело вовсе не в том, что Патриарх Московский и всея Руси не выносит рядом собой амбициозных конкурентов. Дело в том, что Украина – территория проблемная, на которой возможна реализация альтернативных видению РПЦ проектов. Например, проекта автокефалии (что бы ни говорили в Чистом переулке, этот вопрос не закрыт, и Москва это все-таки понимает). В эти проекты можно инвестировать харизму – и тогда они обретают вес.

Журналисты отметили, что с Виктором Януковичем Патриарх встречался сам, его не сопровождал митрополит Киевский Владимир (Сабодан). В этой дистанции усмотрели знак. В РПЦ выводы о прохладных отношениях иерархов, конечно, считают спекуляциями. Однако нельзя не отметить, что митрополит Владимир, несмотря на возраст и шаткое здоровье (это очевидно), как раз является харизматическим конкурентом Патриарха. Он обладает политическим капиталом. Он претендовал на патриарший престол, когда Кирилл лишь подавал надежды (Кстати, тогда же на престол претендовал и нынешний Киевский Патриарх Филарет).

Кирилл чувствует себя хозяином. Это так. Он чувствует, что структуры, актуализирующие альтернативные проекты, ослаблены. И это так, притом, что Киевский Патриархат сохраняет за собой основные «активы», т.е. храмы и верующих. У Кирилла есть возможность взять передышку в борьбе с «раскольниками». Он должен стерилизовать «свою» структуру на Украине. В ближайшие годы глава УПЦ МП наверняка сменится – и им должен стать человек на 100% лояльный.

Быть может, резиденция в Одессе – это намек?

Станіслав МІНІН

"Релігія в Україні", 3 серпня 2010 року (рос.)