Истинная вера
Андрій СМІРНОВ. — "Культпросвет", 22 лютого 2010 року (рос.)
Недавно одна моя знакомая (православная верующая - это важно) удивила признанием, что она с большим интересом наблюдает за телепередачей об экстрасенсах. Более того, она не чужда и гороскопам, и прочим мелким поверьям. Одним словом, при всем своем формальном статусе верующей во Христа, и еженедельным походам в церковь, она глубоко погружена в различные суеверия, не имеющими ничего общего с истинной верой и теми постулатами, которые продвигали в народные массы апостолы, различные святые, и прочие религиозные мыслители.
Не боясь сильно ошибиться, скажу, что основная масса верующих так же далека от истинного, посконного и изначального христианства, как неандертальцы были далеки от полетов в космос (при всем уважении к этому вымершему виду разумных существ). И так было всегда.
То есть, и пятьсот лет назад и сейчас какую-нибудь рядовую украинскую сельскую бабульку легко удивить тем, что Ивана Купала - это не церковный праздник, а иконы не имеют никакого отношения к Иисусу, или то, что находящееся в их доме Евангелие - это далеко не единственный древний текст о житие Сына Божьего, некоторые апокрифы даже постарше его будут. Да зачем такие сложности - для нее стало бы почти шоком элементарное знание о том, что Христос был евреем (я несколько раз наблюдал поражающий эффект от подобного просвещения «церковного электората»).
Не в одних бабушках дело. И пару веков назад и ныне несложно найти какого-нибудь новомодного мецената, который не стесняется жертвовать церкви деньги, буквально созданные из страданий других рабов божьих. Более того: разнообразные попы тоже не далеко ушли в своей праведности от подобной паствы.
Одним словом, системам церковных отношений вся, по сути, построена на отрицании основных идей христианства (речь обо всех церквях, не только о православной). Оно и не удивительно - для того, чтобы религия рабов (о чем так убедительно написал Ницше) стала религией и остальных слоев населения, в том числе и господ, нужны некоторые новации и свободные трактовки, если не в евангелических текстах, то в ежедневном отправлении религиозных нужд.
Однако я веду свою мысль не к отрицанию христианства. Речь об ином, о том, что всю полноту веры (например, в ее восточнославянском варианте) невозможно представить, если помнить только о богах. Нужны еще и идолы, которые только и держат едва ли не большую часть паству в объятиях служителей Христа (как спасителей именно от сил природных и сверхприродных).
Эту связь «бог-идол» хорошо поняли большевики, которые не только показали народу идолов - господствующий класс кровопийц, но были вынуждены создать и «богов» - освятить партийную верхушку и некоторые ее самых видных деятелей.
Но и идолов мало для того, чтобы ощутить во всей полноте нашу религиозность. Нужны еще и разнообразные слабоумные, неожиданные подвижники, те же попы-расстриги, новые бизнесовые, потными руками сующие огромные суммы таким же потным священникам. А еще нужно добавить скиты, настоящих мучеников, величие крестов над храмами и тягучую память крестов на могилах. И народные верования, и бабушкины суеверия, и полузабытые подвиги. И много еще чего нужно для того, чтобы понять суть того, что у нас (да и везде, пожалуй) называют религией.
Поэтому, как мне кажется, пора уже перестать говорить о религии, и начать называть существующий порядок божественных дел культурно-исторический целостностью, которая включит в себя все, нажитое нашим народом непосильным трудом под сенью креста, начиная от первых переводов Евангелия на славянские языки, заканчивая всем тем оккультным ощущением окружающего мира, которое до сих пор живет в каждом из нас. При таком взгляде хорошо сохраняться не чуждые, по сути, символы и идеи, а свои, наработанные (вернее, творческие переработанные) сами же нами.
Наш Христос должен быть в венчике из подсолнухов и в вышиванке, и его история для Украины (равно как и для других стран) не должна ограничиваться лишь каноническими древними текстами, - вот что я вам скажу.