В четвертой главе, под общим названием «Применение силы», книги Якова Рабкина «Еврей против еврея. Иудейское сопротивление сионизму» автор показывает, что цели, которые преследовали враги воевавшие против Израиля были двоякими: одни пытались искоренить веру евреев – иудаизм, другие боролись против самой нации.
Согласно Талмуду римская осада Иерусалима в I веке нашей эры раскола население города на два лагеря: мудрецы и бунтовщики. Первые склонялись к переговорам и компромиссу, вторые же – воинствующие зелоты – настаивали на физическом сопротивлении. Так, согласно иудейской традиции, пишет Рабкин, «еврейский героизм проявляется в доме учения, а не на поле брани». Именно по этому устная традиция пытается аллегорически объяснить те места Писания, где упоминаются орудия предназначенные для войны: лук и меч (как оружие Иакова описанные в Бытие 48:22). Мидраш призывает понимать аллегорически такие орудия, как «лук» и «меч», то есть, как молитву и добрые дела.
Иудейская традиция, сложившаяся еще до разрушения Второго Иерусалимского Храма не поддерживает и категорически осуждает войну и насилие. Вот, например, отношение к железу, как к материалу, из которого изготавливались орудия убийства. Другими словами оно было средством ведения войны. При постройке Иерусалимского храма инструменты, изготовленные из подобного материала, вовсе не использовались. «Ни молота, ни тесла, ни всякого другого железного орудия не было слышно в храме при строении его» (3 Цар. 6:7). Во время произнесения молитвы благословения после семейной трапезы, семья убирает железные приборы, так как стол символизирует алтарь храма. Даже Давид, как муж по сердцу Божьему не смог построить храм Богу, так как его руки были запачканы кровью, хотя и вел их с благословения самого Господа (3 Цар. 8:19).
Для того, чтобы увидеть два взгляда на разрешение конфликтной (военной) ситуации в в еврейском контексте обратимся к книга Есфирь (празднику Пурим) и к Первой книге Маккавеев (празднику Ханука).
Пурим. Книга Есфирь. Физическое уничтожение Израиля
Книги Есфирь, претендующая на исторический рассказ о событиях, повествует о том, что когда персидский царь Артаксеркс выбирал себе новую жену его взор пал на Есфирь (Эстер) - тихую, скромную, но в тот же момент энергичную и горячо преданную своему народу и своей религии девушку. Возвышение иудейки возбудило зависть и злобу у некоторых придворных Артаксеркса. Амман - амаликетянин, который был известен крайним высокомерием и деспотизмом раздражается тем, что Мардохей, родственник и воспитатель Есфирь, относился к нему без раболепства. За это Аман решает погубить не только его самого, но и весь его народ, добиваясь от царя согласия на издание указа об истреблении всех евреев. «И посланы были письма через гонцов во все области царя, чтобы убить, погубить и истребить всех Иудеев, малого и старого, детей и женщин в один день, в тринадцатый день двенадцатого месяца, то есть месяца Адара, и имение их разграбить (Есф. 3:13). Узнав об этом, Мардохей настаивает на том, чтобы Эсфирь заступилась перед царём за свой народ.
С одной стороны реакцией евреев, на подобную ситуацию, был общенациональный пост и молитва покаяния. С другой стороны евреи ищут способ уговорить царя Артаксерса отменить приказ злого Амана. Эта история поучительна тем, что никому из евреев и в голову не пришла мысль использовать против Амана физическую силу. Когда в конце книги мы читает о том, что евреи избивают своих врагов – то не стоит забывать, что это насилие было санкционировано самим царем. «Царь позволяет Иудеям, находящимся во всяком городе, собраться и стать на защиту жизни своей, истребить, убить и погубить всех сильных в народе и в области, которые во вражде с ними, детей и жен, и имение их разграбить» (Есф. 8:11).
В честь своего спасения от истребления Аманом-амаликитянином в V веке до н.э., евреи проживавшие на территории Персидской империи начали праздновать праздник «Пурим» (от слова «пур» (аккадское «пуру» — «жребий») который бросал Аман, чтобы назначить месяц истребления евреев (Эсф. 3:7)). Традиционно праздник начинается постом (так называемый Пост Эстер) в память о том посте, который наложила на себя, на своих слуг и на всех евреев Есфирь.
Ханнука. Книга Маккавеев. Духовное уничтожение Израиля
Совершенно об иной ситуации мы читаем в книге Маккавеев. Здесь речь идет о другом празднике – Хануке. Ханука (освещение, обновление) – еврейский праздник установленный во II веке до н.э. в память об очищении Храма, освящении жертвенника и как следствие – возобновление храмовой службы. Маккавеи, эдакие защитники чистоты иудейской веры во время гонений сирийского царя из династии Селевкидов по имени Антиоха Епифана, осквернившего святыню Израиля посредством того, что он вошел в храм, превратив его в языческое святилище и лично зарезав свинью на его алтаре.
Как и Пурим, данный праздник также связан со спасением евреев от опасности. Однако если в первом случае мы читаем о том, что евреи стояли перед угрозой физического уничтожения, что привело их к покаянию в своих грехах, то во втором случае угроза исходящая от царя Антиоха, заключается в запрете соблюдения заповедей Божьих, принуждая евреев к идолопоклонству, насильно эллинизируя жителей, угрожая тем самым их духовному состоянию. Именно в таком случае, согласно еврейским постановлениям, применение силы становится легитимным, то есть «священным». Писания говорят, что еврей скорее должен пожертвовать своей жизнью, нежели отказаться от своего Бога и поклониться Богу чужестранному. Обычно во время празднования Хануки, представители национально-революционных движений прославляют кулак и меч, защитившие их от врагов. Однако такое понимание праздника выворачивает на изнанку тот смысл, который в него заложен. Ханука - это праздник, который призван еще раз прославить Тору перед лицом эллинистического влияния. Это праздник священной войны, которая защитила «еврейский взгляд на мир от экспансии греческого». В истории празднования Хануки, вместо военных действий, Талмуд придает большее значение чуду с маслом, которое горело на протяжении восьми дней, когда Маккавеи освободили и очистили Храм. «Традиция связывает чистоту масла, не тронутого эллинистами, с чистотой сердца, которую должен хранить каждый еврей, чтобы противиться идолопоклонству». Вот, как об этом событии записано во Второй книге Маккавеев:
«Иуда же и братья его сказали: вот, враги наши сокрушены, взойдём очистить и обновить святилище. И собралось всё ополчение, и взошли на гору Сион. И увидели, что святилище опустошено, жертвенник осквернён, ворота сожжены, и в притворах, как в лесу или на какой-нибудь горе, поросли растения, и хранилища разрушены. И разодрали они одежды свои, плакали горьким плачем и сыпали пепел на свои головы, и падали лицем на землю и трубили вестовыми трубами, и вопили к небу. Тогда отрядил Иуда мужей воевать против находившихся в крепости, доколе он очистит святилище. И избрал священников беспорочных, ревнителей закона. Они очистили святилище, и осквернённые камни вынесли в нечистое место. …взяли камни целые, по закону, и построили новый жертвенник по прежнему; потом устроили святыни и внутренние части Храма и освятили притворы; устроили новую священную утварь и внесли в Храм менору и алтарь всесожжений и воскурений и стол хлебов приношения; и воскурили на алтаре фимиам, и зажгли светильники на меноре, и осветили Храм; и положили на стол хлебы и развесили занавесы, и окончили все дела, которые предприняли. В двадцать пятый день девятого месяца — это месяц кислев — сто сорок восьмого года, встали весьма рано и принесли жертву по закону на новоустроенном жертвеннике всесожжений. В то время, в тот самый день, в который язычники осквернили жертвенник, обновлён он с песнями. Пирами, гуслями и кимвалами. И весь народ падал на лице свое, и молились и воссылали благодарение на небо Благопоспешившему им. Так совершили обновление жертвенника восемь дней с весельем, принося всесожжения и вознося жертву спасения и хвалы. И украсили переднюю сторону Храма золотыми венцами и щитами, и возобновили ворота и хранилища и сделали для них двери. И была весьма великая радость в народе и отвращено было поношение язычников. И установил Иуда и братья его и всё собрание Израиля, чтобы дни обновления жертвенника празднуемы были с весельем и радостью, в свое время, каждый год восемь дней, от двадцатого дня месяца кислева» (1Макк.4:36-59)
Итак, именно явное нападение на Тору сделало легитимным применение силы. Увы, но современные «создатели» государства Израиль использовали образ Маккавеев в качестве образца патриотизма, забыв о религиозной составляющей их сопротивления. Сионисты превратили Маккавеев в «патриотов, которые победили в войне за национальную независимость». Однако это не правильное понимание истории, так как восстание изначально строилось на противостоянии секуляризации, а если точнее тотальной эллинизации. Язычники и эллинизированные евреи пытались «оторвать народ от Торы и не позволить соблюдать заповеди» Поэтому – это была война за иудаизм, а не за национальную независимость.
Ахмадинежат. Духовное или физическое уничтожение Израиля?
Все громче и громче в мировой прессе звучат угрозы новой глобальной катастрофы - войны, которая может быть вызвана ситуацией, при которой ядерное оружие попадет в руки радикальных исламистов. Все сильней и сильней слышно, как США и многие другие страны подвергают резкой критике Иран после того, как президент этой страны Махмуд Ахмадинежад объявил о том, что Исламская Республика «перешла к промышленной стадии» обогащения урана. Тегеран, уже который год, не идет на компромиссы с международным сообществом, что, в свою очередь, рассматривается как прямой вызов международному общественному мнению.
Такая ситуация не может не настораживать тех многих евреев, которые проживают на Ближнем Востоке. Страхи Израиля не напрасны, так как, так как слова произнесенные президентом Исламской Республики на конференции «Мир без сионизма», проходившей в столице Тегеране все еще витают в воздухе. Махмуд Ахмадинежад, назвал создание Государства Израиль «действиями агрессора [Запада] против мусульманского мира» и процитировал слова покойного духовного лидера Ирана аятоллы Хомейни: «Как говорил Имам [Хомейни], Израиль должен быть стерт с лица земли». Действующий президент Ирана также предупредил руководство мусульманских стран, признавших государство Израиль, что им «придется отвечать перед своими народами». «Все, кто подписывает договор о признании Государства Израиль, ставит свою подпись под капитуляцией мусульманского мира», - заявил иранский лидер. На основании таких высказываний, еще в 2005 году, представители Израильской власти озвучили мнение, что Иран представляет собой прямую угрозу для еврейского государства.
Сегодня, наверное, уже мало тех, кто сомневается в том, что, скорее всего Израиль нанесет удар по Ирану и нанесет он его раньше Ирана. Ну, или в крайнем случае, сделает все, что бы этот удар был нанесен Соединенными Штатами Америки. Один из самых информированных журналистов Израиля, вхожий в кабинеты Минобороны, «Мосада» и Общей службы безопасности Ронен Бергман недавно опубликовал статью в журнале «Нью-Йорк Таймс» в которой он утверждает, что Израиль нанесет удар по Ирану уже в 2012 году. Эксперты, в свою очередь, говорят, что удар Израиля по Ирану не принесет ничего хорошего самому Израилю, однако в любом случае, для Израиля, это лучше чем, если Иран первым нанесет удар по Израилю.
В своей книге Яков Рабкин сравнивает отношения евреев с другими народами, как отношение овцы, которая окружена семидесятою волками. «В таком положении для овцы лучше всего, чтоб волки о ней не вспоминали. Евреев не ждет ничего хорошего, пока другие народы не займутся чем-то другим и не перестанут обращать на евреев внимание, - пишет раввин Вассерман. – Чем больше народы говорят о нас, тем большая опасность нам угрожает. Непрестанное внимание мировых СМИ к конфликту в Израиле и активная поддержка большинством еврейских организаций политики с позиции силы чрезвычайно беспокоят видных антисионистов, которые настаивают на отходе от агрессивной политики, от которой, по их мнению евреям может быть лишь вред. Даже если овца и сможет укусить одного из волков, это неизбежно разъярит всю стаю».
По мнению еврейских богословов, не разделяющих основ сионизма, тот факт, что сегодня огромное количество евреев сосредоточено в одном месте является большой угрозой для них самих. Евреи смогли выжит на протяжении истории по причине того, что они были рассеяны среди других народов (так называемое Изгнание). Именно по этой причине Иегуда Ганаси (135-219), которого считают редактором Мишны (устной Торы), сотрудничавший с Антонином, Римским императором того времени, для большей безопасности, решил разделить свою семью на два лагеря. Свой поступок он мотивировал ситуацией взятой из книги Бытие: «Иаков разделил людей, бывших с ним, и скот мелкий и крупный и верблюдов на два стана. И сказал: если Исав нападет на один стан и побьет его, то остальной стан может спастись» (Быт. 32:7-8). Подобно Иегуду Ганаси многие евреи того времени, дабы избежать возможного ущерба, избегали селиться в одном месте или в одной стране. Это обозначало, что враги никогда не смогли бы физически уничтожить такой народ.
Итак, какую угрозу несет в себе сегодня Иран? Говорит ли Ахмадинежад о физическом уничтожении или о духовном уничтожении Израиля? Если речь идет о физическом уничтожении Израиля, то по примеру Есфири народ должен поститься молиться своему Богу. Если же речь идет о духовном уничтожении, эдакая война против основ Иудаизма, то здесь больше подходит ситуация описанная во второй книге Маккавеев. Из двух же зол: «духовное уничтожение Израиля» или «физическое уничтожение Израиля» больше всего стоит опасаться именно первого. И, конечно же, не стоит забывать, что в войнах, которые вели евреи в древности, решающим фактором всегда была верность Торе и моральная чистота, а не число воинов или боеспособность армии. Поэтому даже при победном исходе «войны» с Ираном, всякие заявления о том, что Бог был на стороне евреев стоит рассматривать через призму верности Израиля Богу и Его Слову.
Мо материалу книги: Яков Рабкин. Еврей против еврея. Иудейское сопротивление сионизму. Москва: Фонд Ави Хай, 2009. 204-215.