Одесса Патриаршая: подводя итоги

09.08.2010, 11:18

Однако нынешний визит Святейшего Патриарха носил иной характер и протекал в иной атмосфере. Во-первых, это был первый визит в Одессу Патриарха Кирилла. Во-вторых, визит этот стал звеном в цепи пастырских визитов Патриарха по Украине и должен рассматриваться именно в этом контексте. Наконец, визит Патриарха Кирилла (в отличие от предыдущих патриарших визитов в наш город) проходил в атмосфере полной поддержки и содействия правящей власти.

20-23 июля ознаменовались для Одессы неординарным событием - визитом Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла и освящением восстановленного Спасо-Преображенского собора. Конечно, Патриархи в Одессе бывали и ранее. Известно, что здесь проводили свой летний отдых и Патриарх Алексий I, и Патриарх Пимен. Здесь они принимали гостей Русской Православной Церкви. Дважды побывал в Одессе и Патриарх Алексий II - в 1990 и в 1997 годах.

Однако нынешний визит Святейшего Патриарха носил иной характер и протекал в иной атмосфере. Во-первых, это был первый визит в Одессу Патриарха Кирилла. Во-вторых, визит этот стал звеном в цепи пастырских визитов Патриарха по Украине и должен рассматриваться именно в этом контексте. Наконец, визит Патриарха Кирилла (в отличие от предыдущих патриарших визитов в наш город) проходил в атмосфере полной поддержки и содействия правящей власти.

 К визиту Патриарха в Одессу было сделано несколько важных заявлений. В частности, пресс-секретарь Одесской епархии УПЦ отец Сергий Лебедев заявил, что Патриарх решил обустроить в Одессе свою резиденцию. "Резиденцией" названа летняя дача Патриархов Алексия I и Пимена, приезды которых на черноморский курорт, разумеется, проходили незаметно, по правилам того времени. Вряд ли, конечно, Патриарх Кирилл будет проводить в Одессе много времени. Даже оборудованная по последнему слову техники дача едва ли сможет стать резиденцией Патриарха. Все же управление Церковью требует личного присутствия Патриарха в Москве.

Создание в Одессе "резиденции" - это, скорее, идеологический, чем практический шаг, который сводится к "маркировке" территории Московского Патриархата, укреплению его рубежей на украинской земле, которую Московский Патриархат считает своей канонической территорией. Кстати, термин "каноническая территория" в его нынешнем понимании был запущен в информационное пространство на рубеже 80-90 гг. прошлого столетия в ход именно нынешним Патриархом, возглавлявшим тогда Отдел внешних церковных сношений РПЦ. Термин этот в древней церкви означал следование правилу: в одном городе (канонической территории) - один епископ. Этот принцип утратил свой смысл в современном мире, где существует множество церквей, а, значит, епископ каждой из них может находиться в одном городе. Однако, лишенный богословского смысла, термин этот оказался удачным идеологическим конструктом, прочно вошедшим в церковный, политический и журналистский обиход.

Да и одесситы надеятся, что Патриарх либо будет посещать Одессу не слишком часто, либо пересмотрит специфику своего передвижения по городу. В течение нескольких дней, когда гостеприимная Одесса принимала Патриарха Кирилла, жители Таирово, 15-й и 16-й станций Большого Фонтана, Дачи Ковалевского с трудом попадали на свои дачи и в свои дома на личном автотранспорте - только после длительных, да и то не всегда результативных, переговоров с сотрудниками ГАИ.

Визит Патриарха в Одессу не обошелся и без провокативных, как нам кажется, заявлений. В Одесском Свято-Успенском соборе Патрарх сказал: "Пусть благословение Божие пребывает над этим святым храмом, над Одесской епархией и всей Новороссией". Как известно, административной единицы с таким названием в Украине нет. Так назывались южноукраинские земли в российской имперской номенклатуре. Интересно, как отреагировали бы власти России (или митрополит Смоленский и Калиниградский, каким сам недавно был Патрарх Кирилл), если бы, к примеру, архиепископ Вены, кардинал Шенборн, посещая Калиниград, произнес в церкви такие слова: "Пусть благословение Божие пребывает над этим святым храмом, над Кенигсбергом и всей Восточной Пруссией"?

Одна из ключевых встреч Патриарха прошла 22 июля в Одесском театре оперы и балета, где Предстоятель РПЦ встречался с общественностью города. Зал, вмещающий полторы тысячи человек, был заполнен до отказа - на встречу пришли представители городской и областной власти, представители депутатского корпуса, священнослужители, монашествующие, прихожане. Судя по изысканным нарядам большинства дам, одесская общественность воспринимала "вечер Патриарха" как важное светское мероприятие. А мужчины - в большинстве своем известные в городе политики и общественные деятели - охотно позировали перед фото- и видеокамерами. "Засветка" на приеме у Патриарха (куда, как известно, попасть мог далеко не каждый) всегда выгодно может быть конвертируема в политический капитал перед предстоящими местными выборами.

 

Патриарх Кирилл выступил с речью, которую, безусловно, можно назвать его программой.

Одной из ключевых идей Патриарха (озвученной в одесской опере, которую Предстоятель РПЦ в рамках нынешнего визита развивал и в других городах) является идея "единой Киевской купели". Она стала своего рода "украинским преломлением" идеи "русского мира", сформулированной Патриархом Кириллом в 2009 году на Третьей Ассамблее Русского мира. Напомним, что основополагающими концептами "русского мира" являются православие, русский язык культура и, наконец, историческая память и общие взгляды на историческое развитие.

На встрече с одесской общественностью Патриарх говорил: "Одесса - многокультурный город, и здесь представлены различные конфессии, но вместе с тем стержневая основа Одессы при всей ее многокультурности черпает свои силы и опирается на мощный культурный слой, уходящий в русскую старину, Киевскую Русь". Остается загадкой, каким образом опирается на "русскую старину, Киевскую Русь" город, возникший чуть более двухсот лет тому назад на развалинах турецкой крепости и управляемый в начале своего существования европейскими менеджерами (Де Рибас, Ришелье, Ланжерон); город, где первым значимым учебным заведением был иезуитский лицей, возглавляемый аббатом Николем; город, даровавший миру идеолога мирового сионизма Владимира Жаботинского и известного пианиста, сына лютеранского органиста, Святослава Рихтера? Однако Патриарху обращение к Киевской Руси необходимо для того, чтобы сделать умозрительный переход от "Киевской купели" к православию, как "несущей конструкции" и "базисной основы общего бытия". Только благодаря такой подмене понятий можно утверждать, что "Одесса имеет опору в великой традиции Киевской Руси" - "духовной традиции Православия".

Весьма показательно, что на торжества по случаю приезда Патриарха и освящения Спасо-Преображенского собора не были приглашены представители других конфессий. И не только в собор, к восстановлению которого они (по заявлению самих представителей УПЦ) также причастны. Это и понятно - по мнению православных совместно молиться с инославными нельзя. Но их не пригласили и на такое "светское" мероприятие, как встреча с общественностью города в оперном театре. Хотя несколько "инославных" служителей в опере были замечены - они пришли "по гражданке" по приглашениям, данным им друзьями - одесскими православными священниками.

Хочется верить, что одесские верующие услышали слова Патриарха о том, что "всякое слово человека, называющего себя церковным, отмеченное злобой и агрессией, не есть слово церковного человека". Патриарх говорил, что очень легко различать духов (см. 1 Кор. 12, 10). "Для этого не требуется сложного анализа, - нужно просто внимательно послушать, о чем говорят люди. И если вы слышите из уст пастыря, что нужно дать бой, пойти стенка на стенку, сделать, чтобы мало не показалось, - это самое лучшее свидетельство, что с вами говорит не пастырь. Пастырь может сказать только одно слово: “Мир всем, пусть между вами будет мир Христов, научитесь жить друг с другом”", - сказал Патриарх. Вероятно, после этих слов Предстоятеля правящий архиерей УПЦ сочтет возможным войти в состав Координационного совета церковно-светского согласия при Одесском городском голове. Его участие было бы там чрезвычайно полезным. Чтобы и в нашем многоконфессиональном городе созидать Христов мир и "научаться жить друг с другом".

В выступлении Патриарха помимо ответов на вопросы о значении культуры или юмора в жизни верующих, обозначились важные темы, касающиеся социально-политической жизни. В частности, Патриарх однозначно сказал, что "задача Церкви заключается не в том, чтобы в политику идти, обслуживать интересы той или иной политической элиты, но в том, чтобы нести мир Христов в сознание каждого". Возможно, во исполнение патриаршего приказа, мы не увидим на предстоящих выборах в местные органы власти среди депутатского корпуса представителей Церкви. Ведь и для прекращения "гражданских нестроений", и для исцеления церковных расколов, да и просто для всеобщей пользы гораздо лучше, когда не путается небесное с земным: кесарю воздается кесарево, а Богово - Богу.

Олександр ДОБРОЄР

"Мост-Одесса", 29 липня 2010 року (рос.)