Партия регионов и УПЦ (МП)

20.02.2010, 18:07
Партия регионов и УПЦ (МП) - фото 1

Партия регионов и УПЦ (МП) имеют давнюю общую историю. В далеком теперь 1998 году перед парламентскими выборами «Партія відродження регіонів» рекламировала свою первую пятерку на экранах телевидения по принципу: с нами экономисты, с нами военные, с нами милиция, и с нами … церковь.

Микола МЕЛЬНИКОВ

(в авторській мовній редакції)

Долгое единоутробие

janek_kiril.jpgПартия регионов и УПЦ (МП) имеют давнюю общую историю. В далеком теперь 1998 году перед парламентскими выборами «Партія відродження регіонів» рекламировала свою первую пятерку на экранах телевидения по принципу: с нами экономисты, с нами военные, с нами милиция, и с нами … церковь. Митрополит Владимир тогда отказался от участия в первой пятерке и делегировал вместо себя епископа Павла (Лебедя), настоятеля Лавры. Тогда еще никто не мог бы предсказать, что с этой партией будет связано будущее Украины, но УПЦ (МП) уже тогда это знала или, по крайней мере, чувствовала.

Знание опиралось на элементарную логику: промышленный восток Украины производит больше всего и потому можно несколько преувеличенно заявлять, что кормит всю Украину. Или, по крайней мере, вытягивает ее экономику. А это значит, что этот самый восток осознает сам или с помощью подсказки извне свои самостоятельные интересы и права. Леонид Кучма старался стоять над схваткой и не давать промышленному востоку слишком много власти в стране. Это бодрило олигархов, заставляло их формировать свою партию, искать своих лидеров. УПЦ (МП) сразу же стало «своей» Церковью. Это был брак не только по расчету, но и по любви. УПЦ (МП) всегда ощущала себя также, как и эти олигархи с востока. Вроде бы как что-то особенное в Украине, как бы русское. Но в тоже время – именно украинское. Это парадокс двойной идентичности мог стать поводом для чувства «везде чужих». Но он стал поводом для уверенности в своей правоте: мы и есть самое сердце украинской экономики и можем быть сердцем украинской политики. Вот наша УПЦ (МП) стала главной для Украины, так и мы сможем.

И только позже появился конкретный человек, с его конкретной «набожностью». Его чувства и мысли были проще, его способ действовать оказался более эффективным. Он не представлял каких-то сложных идей, но являл собой простой символ власти. Он как бы говорил: я буду хозяином страны, а не очередным политиком. «Правильный» хозяин всегда выиграет, если рядом с ним просто «каноничная» Церковь. Простота первичной матрицы – залог успеха. Потому что она позволяет быть многоидентичным, своим для всех. УПЦ (МП) такая многоидентичность давалась с трудом, но все-таки во всей Украине она не становилась чужой. Нельзя сказать, что УПЦ (МП) «своя» для Западной Украины. Но и не чужая. И эта модель была успешно использована Партией регионов и Виктором Януковичем. Он как бы и не свой для многих, но уже и не чужой. В 2004 году проблема была в том, что многим он казался слишком чужим. Сегодня такого чувства пока что нет. Хотя это не значит, что оно не появится.

Рождение

Скоро украинцы будут наблюдать рождение новой власти, вместе с которой родится и новый статус для УПЦ (МП). Этого события многие ждали и «приближали как могли». Многие боялись и до сих пор пытаются избежать. Но, скорее всего, оно таки состоится. Инаугурация Виктора Януковича просто не должна сопровождаться молебном всех Церквей, как это было в случае Кучмы и Ющенко. Предыдущим президентам нужна была дополнительная символическая легитимизация их власти. Виктор Янукович – сам воплощение идеи власти. И потому участие Церкви в инаугурации может быть только выражающим идею Церкви: УПЦ (МП) благословляет нового президента в одиночку, как единственная собственно Церковь для Украинского государства. Все остальные Церкви тем самым отодвинутся на роль «церквей меньшинств». Ведь Виктору Януковичу не нужна легитимизация. Ему необходимо «Божье благословение»!

Если «ганнам герман» удастся уговорить избежать открытой демонстрации единственности Церкви во время инаугурации, то УПЦ (МП) придется переживать рождение себя в качестве главной Церкви Украины «заочно». Это не так зрелищно и эффективно, но зато скромно и по-христиански. Во всяком случае, Виктор Янукович не будет многовекторным в церковной политике, как Кучма. Он не будет причащаться в разных церквях, но сохранит верность УПЦ (МП).

УПЦ (МП) сегодня еще не до конца осознает ответственность момента. Эта Церковь должна быть готова помогать новой власти так же, как в России Патриарх Кирилл помогает Президенту и Премьеру. Помогать напористо и смело, проявляя инициативу и изобретательность. Помогая даже тогда, когда не просят. Помогая даже тогда, когда делают вид, что не нуждаются во вмешательстве Церкви.

Осознание олигархами Украины своей идентичности – наиболее сложный процесс. Он не может опираться на украинскую идентичность, на карнавальные вышиванки и трипольские горшки. Олигархам нужна более нейтральная идея. И эта идея может быть предельно простой: «Мы – власть, и с нами Бог (Церковь)». Если с Богом (Церковью) не сложится, то идея сократится: «Мы власть». Просто, но эффективно. Потому что предполагает не думать о сложных формированиях идентичностей, а действовать просто. «Мы власть везде, на всей территории Украины». И не различать народ по национальному, языковому и прочему признаках. «Вы – народ, везде одинаковый, будьте этим довольны». Церковь может помочь осознать новой власти и собственную ответственность. Ведь в этом процессе главное – не пробовать превратить людей в рабов. Для того, чтобы быть полезной новой власти, Церковь должна являть собой духовный авторитет и мудрость.

Будущая Власть

Многие ошибаются, думая что Виктор Янукович – это Кучма-2. Ющенко, конечно, отдаленно напоминал Кравчука, но оказался все-таки более слабым политиком. Виктор Янукович имеет свою оригинальность по сравнению с Кучмой. Во-первых, многовекторности не будет. Сегодня развитые страны демонстрируют слабую динамику экономического роста. Гораздо интереснее присоединиться к группе стран, которые демонстрируют темпы роста экономик около 10 % в год: Китай, Россия, Мексика, Бразилия и т.д. Присоединение к этому составу украинского вагона могло бы означать будущее превращение G 20 в G 21. Поэтому необходимо быть «малой Россией», а не «малой Европой». Во-вторых, Кучма боялся превращения Украины во вторую Беларусь, потому что считал при этом сценарии неизбежной утрату независимости. Янукович такими фобиями не заражен. Беларусь Лукашенко выживает, и Украина Януковича выживет. В-третьих, во времена Кучмы Америка еще чего-то хотела от Украины. Сейчас гораздо интересней участвовать в политике соседства ЕС, чем думать о том, как понравиться США.

Итак, многовекторности не будет. И потому не будет также рассуждений на тему о правах русскоязычных. Эти права просто будут утверждены. Люди, ратовавшие за украинскую идентичность, уже показали свою беспомощность и бессилие, а потому сегодня бояться беспорядков в защиту украинского языка уже не будут. Государство единства двух культур станет реальностью, а это потребует и новой гуманитарной политики. И тут национализм окажется чем-то неприличным. А не-националистической культуры украинские Церкви так и не сформировали. А потому УПЦ КП и УАПЦ окажутся в глухой и угнетаемой оппозиции к власти, где-то между Тягныбоком и Тарасюком.

Повысится запрос власти на украинскую не-националистическую культуру. В том числе и церковную. И для удовлетворения таких потребностей власть будет обращаться к УПЦ (МП). Уже сейчас телеканал «Глас» выходит в эфир не только в русском, но и украинском вариантах. Уже сейчас УПЦ (МП) ведет большую работу по формированию современной редакции украинских богослужебных текстов, по переводу лучшей современной богословской литературы на украинский. В предстоящие 10 лет власти Виктора Януковича УПЦ (МП) будет бороться за симпатии украинского православного населения все с нарастающей силой. Если эту борьбу проиграть, то украинские православные найдут себя в оппозиции к власти и к УПЦ (МП). Если эту борьбу выиграть, то при Президенте Викторе Януковиче перспективы УПЦ КП и УАПЦ будут в присоединении к УПЦ (МП). Помешать этому процессу может не только отсутствие нарастания работы на украинском культурном направлении в УПЦ (МП), но и русификаторская политика Патриарха Кирилла. Если же она будет ограничена в Украине в связи с местными условиями и задачами, то тогда «преодоление раскола» может стать реальностью.

Будущая Церковь

Сегодня в УПЦ (МП) существует церковное большинство и «русофильское меньшинство». Для большинства приоритетным является будущее Церкви, в том числе в Украине. Для меньшинства – возрождение «единого отечества». И большинство, и меньшинство УПЦ (МП) едины в симпатиях к Партии регионов и Виктору Януковичу.

Какие причины наличия в УПЦ (МП) русофильского меньшинства, выразителем идеологии которого стал митрополит Агафангел? Этих причин несколько. Во-первых, идеология митрополита опирается на ностальгию за старыми временами единого государства и старается ее раздуть. Во-вторых, это простой способ объяснить свою идентичность: «мы против Запада, мы против украинского национализма, мы против Ющенко, мы против…». Опасность состоит в том, что очень скоро это вечное «против» грозит оказаться «против Патриарха, против митрополита», то есть оказывается путем к деомидовщине. В-третьих, Москва поддерживает как выдающихся деятелей большинства, так и меньшинство. Всем не только обещается поддержка на будущих когда-то выборах Предстоятеля УПЦ (МП), но оказываются всяческие знаки внимания. Все это стимулирует мечты о будущей власти в УПЦ (МП) и поиски поддержки в Москве. А вот последнее и интересует Патриарха Кирилла. Если бы не было агафангеловского агрессивного меньшинства, то и поиски покровительства патриарха не были бы столь напряженными и драматическими.

Совершенно новую страницу в своей биографии открывает и каждый представитель большинства в УПЦ (МП). Патриарх Кирилл активно возрождает внутренние корпоративные связи в МП. УПЦ в первое десятилетие нового века жила собственной жизнью. Сегодня Патриарх активно налаживает неформальное сотрудничество с епископами УПЦ, а также вовлекает их в работу новых формальных структур. Сегодня в РПЦ сформирована система централизованного единовластия. Участие в работе Синода, Межсоборного присутствия, многочисленных комиссиях – все это призвано сообщить епископату УПЦ чувство вовлеченности в процесс единой жизни РПЦ. Вся эта жизнь бурлит вокруг Патриарха, и участие в Межсоборном присутствии дает возможность ощутить совместное, корпоративное чувство локтя, побыть вместе «сотрудниками патриарха». Всякого рода общецерковные инициативы будут множиться и дальше, вовлекая всех активных людей из УПЦ (МП) в корпоративное единство РПЦ.

Главное, чего добился Патриарх: и меньшинство, и большинство ищут у него поддержки своей не только личной, но и мировоззренческой позиции. Все это возможно, потому что Патриарх пока что в Украине старается быть своим для всех. Своими словами и действиями он поддерживает и меньшинство, с нескрываемым энтузиазмом воспринявшее проект «Русского мира». С другой стороны, в последнее время Патриарх вспомнил и о необходимости говорить с украинцами на украинском. В частности, принято решение о систематическом переводе основных документом РПЦ на украинский. Так или иначе Патриарх стремится развивать в рамках УПЦ конкуренцию двух идеологий, русофильской и малороссийской. И тенденцией последних месяцев в УПЦ (МП) стало сворачивание украинофильской идеи.

На начало 2009 года в УПЦ (МП) существовало три идеологических направления. Украинофилы пытались осторожно говорить о необходимости «коренизации» УПЦ. В условиях правления Ющенко и наличия большинства приходов в «оранжевых» (теперь – бело-красных) регионах, украинизация была необходима хотя бы на уровне программных заявлений. Украинофилы сперва осторожно говорили о праве украинцев на удовлетворение своих специфических религиозных нужд именно в УПЦ, которая является Церковью для верующих двух цивилизаций – западной и восточной. А потом выдвинули «киевскую идею» как идеологию фактической цивилизационной самостоятельности от Москвы. Декларация «киевской идеи» позволила в очередной раз показать украинскому президенту и «раскольникам», что положение в УПЦ (МП) не безнадежно, и спешить с Константинополем не нужно. В результате Константинополь не только не появился в Украине, но и согласился в декабре 2009 года в Шамбези на такие условия предоставления автокефалии новым Церквям, при которых у Киевского Патриархата исчезла столь любимая ими и Ющенко автокефальная перспектива.

Попавшие под огонь критики и вынужденные отмалчиваться украинофилы во время президентской предвыборной кампании выступили в роли малороссов, заявив о новой интерпретации киевской идеи. Оказывается, киевская идея выдвигалась для того, чтобы найти Киеву достойное место в Русском мире. Сами бывшие украинофилы еще толком не знают, что может означать этот тезис, однако им надо было бы открыто взять на вооружение идеологию малороссийства, продуманную архиепископом Ионафаном (Белецких). Первым пунктом этой идеологии является признание единства РПЦ и Русского мира как абсолютной ценности. Вторым пунктом – признание необходимости развития единой для РПЦ православной культуры на украинском языке. Богослужения и книги на украинском могут и должны быть, поскольку даже малые народы Севера имеют таковые на своих языках. Такая идеология малороссийства при президенте Януковиче и Патриархе Кирилле станет единственно возможной формой самоидентификации для украинцев в УПЦ (МП). Большинство епископата могло бы под давлением принять и русофильскую идеологию митрополита Агафангела, однако это привело бы к множеству опасностей. Утрата приходов на Западе и в центре, непонимание со стороны государства. Ведь согласно с доктриной митрополита Агафангела президент Янкович нужен только для того, чтобы при нем Украина вошла в состав РФ и ею правил настоящий вождь Владимир Владимирович.

Сегодня Патриарх Кирилл становится третейским судьей для всех епископов УПЦ, а также идеологическим лидером как для русофилов, так и для малороссов (в том числе бывших украинофилов). Мероприятия по упрочнению единства РПЦ через возрождение корпоративного духа и поддержку допустимого разнообразия приведут к тому, что Патриарх Кирилл станет олицетворением Украинской Православной Церкви в Украине. УПЦ (МП) постепенно превратится в Русскую Православную Церковь в Украине. Обе ее фракции будут верны как Патриарху, так и Русскому миру. Обе ее фракции будут считать своим вождем Патриарха и апеллировать к его мнению. И таким образом получится, что рядом с «украинским Лукашенко» Виктором Януковичем, олицетворяющим Власть, будет стоять Патриарх Кирилл, олицетворяющий Церковь.

Есть ли надежда?

Лишившись перспективы церковной самостоятельности, Украина рано или поздно лишится и самостоятельности государственной.

Впрочем, всегда остается шанс, что Виктор Янукович заинтересуется перспективой иметь собственное «идеологическое оружие массового воздействия», столь эффектно рекламируемое Патриархом Кириллом. Ведь еще можно понять причину по которой надо РФ продать трубу. Но почему нужно отдавать храмы и души, если это можно оставить у себя? Если Украина будет дружественной для России страной, то вопрос о возможности украинской самостоятельной Церкви будет возникать снова и снова. Но уже в рамках культурно-цивилизационного единства Русского мира.

С другой стороны, Президент Янукович и русофильско-малороссийская УПЦ (МП) будут той силой, которая породит противодействие. И это наконец-то приведет украинцев к новому этапу политической и церковной работы. Тогда украинское православие будет консолидированным вокруг идеи Киевского Патриархата.

Но сегодня такая перспектива оптимистического для Украины сценария крайне туманна. Народ (или все-таки политики через фальсификации?) выбрал себе Власть и вместе с тем (не осознавая этого) выбрал себе и Церковь, и Патриарха. И это те люди, которые завоеванное не упустят, а шансы (русифицировать все и вся) не простят. А противостоять этой власти украинское общество не готово. И противопоставить этому Патриарху украинским Церквям пока что нечего. И потому можно ожидать всего – в том числе притеснений УПЦ КП и УАПЦ. Которые случатся как-то сами собой…