Передріздвяна бесіда на Радіо Свобода Ю.Чорноморця та М.Черенкова
http://www.radiosvoboda.org/content/article/2269078.html
Були цікаві запитання. Думаю, що ми змогли лише частково показати свіжий погляд на старі та нові проблеми. Але все-таки мені здається бесіда вийшла і цікава, і провокативна Мені особисто сподобався мій фрагмент про Київський патріархат та Михайла роздуми про культуру добросусідства.
У мене є гарний друг-мсульманин, кандидат філософських наук. Неможливо уявити, щоб ми могли плюнути один в одному обличчя навіть у разі найпалкіших суперечок. Все-таки культура - велике діло.
До речі, християнство свого часу спасло культуру. Антична культура видихалась, християнство дало культурі душу. А ось тепер цього не вистачає - розуміння, що завдяки Народженому в різдвяній печері біля Віфлеєму існує людяність, культура, гуманізм. Це ж не само собою існує. А воно все є дарунком Бога, воно є благодаттю.
«И странным виденьем грядущей поры
Вставало вдали
всё пришедшее после.
Все мысли веков,
все мечты, все миры,
Всё будущее галерей и музеев,
Все шалости фей,
все дела чародеев,
Все ёлки на свете, все сны детворы.
Весь трепет затепленных свечек,
все цепи,
Всё великолепье цветной мишуры...»
Нічого бо не маємо свого, що не було б подаровано Богом. Дерріда роздумував навіть про дар смерті - смерть навіть є дарунком від Бога. Тим більше - все людське в людині, все культурне в культурі. Тим більше - все надприроднє - всі чудеса, весь мир, тиша, спокій.
А від людини самої по собі - гріх, злоба, здичавіння.
Як страшно думати про правдивість висновку К. Мамардашвілі: свідомість, мислення, культура - це тонка плівка на морі пристрастей та звіриної суті. Плівку цю легко порвати, але дуже важко створити. Створюється вона вихованням, тисячами і тисячами годин праці, а рветься легко - в секунди.
В чому наша надія? В тому, щоб плівка нашої культури та гуманізму, культури та добросусідства трималася не сама на собі, накриваючи океан звіриного в людині, але трималася силою благодаті. Адже тільки Бог - основа і камінь. Для всіх і для кожного. Для віруючого особисто і для людства взагалі.
Отже, - читайте або слухайте нашу бесіду, маючи на увазі і ці мої роздуми навздогін.
Також не можу не відмітити радісної новини: «Іонінський листок», головний редактор якого архім. Іона завіряв мене в тому, що всі католики загинуть, як і ті, хто з ними спілкується, передрукував бесіду митрополита Іларіона Алфеева «Кто мой ближний»:
Законник, приступив к Иисусу, спросил: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Господь, отвечая, переадресовал его к Закону — первоисточнику, который законник должен быть знать лучше, чем кто-либо другой. Ведь именно в Законе было впервые сказано: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и ближнего твоего, как самого себя» (Лк. 10:25-27).
Но одно дело знать Закон, другое — исполнять его; одно дело — слышать заповедь Божию, другое — воплощать ее в жизнь. Потому законник и спрашивает Господа: «А кто мой ближний?» Ему не все ясно в этой заповеди: для него она слишком абстрактна.
И Господь отвечает ему притчей — о том, как некий человек попался в руки разбойников, был избит и лежал, израненный и окровавленный, при дороге. Мимо проходили священник и левит, но оба, отвернувшись, сделали вид, что не заметили его. И только самарянин, увидев несчастного, сжалился над ним, обвязал его раны, посадил на своего осла, довез до ближайшего города, поместил в больницу, заплатил врачам. «Кто из этих троих был ближний попавшемуся разбойникам»? — спрашивает Господь. «Оказавший ему милость», — отвечает законник (Лк. 10:30-37).
Итак, Господь привел в пример самарянина — человека, не принадлежавшего к «истинной вере», к богоизбранному народу израильскому. Иудеи относились к самаряням с презрением, к ним не прикасались, с ними не разговаривали. Между двумя нациями существовал многовековой непреодолимый барьер. Отчуждение доходило до такой степени, что иудей скорее бы умер от жажды, чем напился воды из рук самарянина. С такой же брезгливостью иудеи относились к хананеям, римлянам и другим язычникам.
Подобное гнушение людьми, принадлежащими к другому народу, к другой вере, было глубоко чуждо Христу. В течение всей Своей земной жизни Он сознательно преодолевал барьеры, созданные человеческими руками. Именно поэтому Он очень часто в притчах и проповедях приводил в пример самарян, хананеев, римлян — всех тех, к кому правоверные иудеи относились враждебно и презрительно.
Господь показывал, что примеры человеческой доброты встречаются у всех народов и во всех верах, что Закон и заповеди Божии исполняют люди самых разных национальностей и разных вероисповеданий. Можно знать Закон и не исполнять его, а можно не знать Закона, но исполнять его. Так и в наши дни можно быть верующим православным христианином, но не жить по заповедям Божиим, а можно принадлежать к другой вере, или вообще быть неверующим, но исполнять заповеди Христовы.
Многие люди, далекие от истинной веры, не задумываясь, исполняют заповеди Божии просто потому, что эти заповеди естественны для каждого человека. А православные христиане, гордые тем, что они принадлежат к избранному стаду Божию, нередко смотрят на этих людей с презрением, говоря: «Разве может спастись католик, протестант, мусульманин или атеист?» Как будто тот факт, что человек является инославным, иноверцем или атеистом, уже перечеркивает всю его жизнь, обесценивает все творимое им добро.
Господь наш был не таким! Он мог очень жестко говорить с фарисеями и книжниками, которые знали наизусть Священное Писание, но не делали ничего, чтобы его исполнить, которые заботились об исполнении тысячи мелких предписаний, касающихся внешнего образа жизни, но оставляли, как говорил Господь, «важнейшее в законе: суд, милость и веру» (Мф. 23:23), то есть справедливость, милосердие по отношению к ближним и веру, выражаемую делами. Фарисеи и книжники только заявляли о своей приверженности истинной вере, а многие самаряне и ханенеи на деле доказывали любовь к Богу Истинному.
Приведу в качестве примера случай из собственной пастырской практики (а подобных случаев было, увы, немало). Я тогда жил в глухой литовской провинции, был настоятелем четырех маленьких бедных приходов, находившихся на большом расстоянии один от другого. Однажды меня попросили отслужить панихиду на русском кладбище, куда пришлось очень долго добираться на попутных машинах (общественный транспорт туда не ходил). Вместе с псаломщиком я совершил панихиду; присутствовало более сотни людей, приехавших на тридцати автомобилях.
Когда панихида закончилась, хлынул ливень. Я спросил, не сможет ли кто-нибудь из них подвезти нас до ближайшего населенного пункта. Но они один за другим стали вежливо отказываться, говоря, что к сожалению, очень заняты, что в ресторане их ждет поминальный обед, что они едут в противоположную сторону. Мы с псаломщиком отправились под проливным дождем пешком по проселочной дороге, не зная даже, в каком направлении надо идти. Мы прошли совсем немного, и вдруг нас догнала машина, и нам предложили подвезти, куда необходимо. В машине была пара пожилых литовцев из числа присутствовавших на панихиде. Я спросил, не приглашены ли и они на поминки в ресторане. Они ответили: «Приглашены, но для нас важнее оказать услугу православному священнику, чем ехать в ресторан». Это были единственные католики на сотню православных. Кто же в тот момент оказался моим ближним?
То, что Христос говорил две тысячи лет назад — в историческом, религиозном и национальном контексте Своего времени — актуально и для нашей эпохи. И среди нас немало фарисеев и книжников, гордящихся своей принадлежностью к истинной вере. Но есть и «самаряне» и «хананеи», которым, как говорит святитель Григорий Богослов, «не хватает только имени христианина, тогда как они обладают самой реальностью». Задумаемся: кто первым войдет в Царство Божие — те, кто так уверен в собственном спасении, что готовы всех прочих осудить на вечные муки, или те, кто, не принадлежа к истинной вере, совершают дело Божие — то дело, которое мы так часто оказываемся неспособными совершать?
http://bishop.hilarion.orthodoxia.org/1_3_3_8_61
Це – яскраве підтвердження моєї оптимістичної тези: якщо християнство є в серцях людей, то воно проростає крізь асфальт гламуру, російського націоналізму, імперіалізму та всього іншого що «від розуму людського» та від глупоти людської.
http://theology.in.ua/ua/bp/theologia/contemporary/38710/
Маємо надію, що цього року ближніми для патріарха, митрополита Іларіона, архім. Іони стануть також і українські "розкольники", українські "уніати". Не можна ж далі діяти в дусі 2010 року: заради того, щоб насолити Філарету, заперечувати хрещення у католиків, протестантів та всіх хто не належить до православної церкви? http://www.religion.in.ua/main/bogoslovya/7622-v-rpc-zapaxlo-1756-godom-po-povodu-proekta-o-prinyatii-v-lono-cerkvi-obrashhayushhixsya-iz-raskolov.html
Ось ті католики, які підвезли Іларіона Алфеєва не були християнами? Папа - не хрещений? Адже до всього цього приводить сьогоднішня позиція РПЦ: http://www.religion.in.ua/main/analitica/7430-proekt-bogoslovskoj-i-kanonicheskoj-bezgramotnosti.html
Маємо надію, що у 2011 році в УПЦ згадають про власні слова про любов до «розкольників» та будуть діяти відповідно. Партійна логіка (http://risu.org.ua/ua/index/blog/~chernomorets/39469/) глибоко ранить серця українців (http://risu.org.ua/ua/index/blog/~juillet/36214/).
Маємо надію, що замість кам’яних сердець у нас будуть серця живі, бо лише живе здатне до любові. Маємо надію, що замість партійне безкультур’я не переможе втіленої Любові в битві за серця та розум людей.
Нагадую, що на Богословському Порталі продовжується веб-конференція найкращого греко-католицького богослова (є ще найкращі історики, каноністи та інші - УГКЦ багато в цьому відношенні) Віктора Жуковського – головного редактора унікального журналу «Християн і світ». Користуйтесь нагодою задати найважчі питання та отримати відповіді!!! http://theology.in.ua/ua/bp/bpconference
Якщо у Вас виникають проблеми із задаванням питань на БП – надсилайте питання на адресу шеф-редактора [email protected]
Всіх з Різдвом!
Нехай справжнє переможе несправжнє, людське – нелюдське, а Божа справа здійсниться не дивлячись ні на що!!!