Прописные истины для церкви

30.11.2011, 10:50

Как сообщала "Религия в Украине", 18-19 ноября в Ирпене (Киевская обл.) состоялся Форум-20, проанализировавший результаты служения евангельских церквей в Украине и других государствах бывшего СССР. Предлагаем читателям ознакомиться с выступлением президента Христианского научно-апологетического центра Сергея Головина, которое вызвало на форуме резонанс.

Как сообщала "Религия в Украине", 18-19 ноября в Ирпене (Киевская обл.) состоялся Форум-20, проанализировавший результаты служения евангельских церквей в Украине и других государствах бывшего СССР. Предлагаем читателям ознакомиться с выступлением президента Христианского научно-апологетического центра Сергея Головина, которое вызвало на форуме резонанс.

Чтобы можно было определиться, куда идти, нужно знать, где мы находимся и как мы здесь оказались. Именно с такой целью осуществлялось исследование, результаты которого опубликованы в монографии «Мировоззрение – утраченное измерение благовестия»[1]. Они, похоже, выявили ряд проблем, с которыми сталкивалась церковь вскоре после распада Советского Союза. Но насколько можно доверять этим результатам? Чтобы установить это, было предпринято дополнительное исследование[2], основанное на экспертном мнении опытных служителей. Причем ожидалось, что мнения служителей будут разными, в зависимости от того, когда они начинали служение – до распада СССР, в трансформационный период или же совсем недавно. Вопреки ожиданиям, подобная зависимость не выявилась. Вместо этого разница в оценке модели постсоветских мировоззренческих процессов (и, соответственно, – самих процессов) определялась тем, где несет служение респондент: внутри церкви (пасторы) или вне ее (миссионеры). Неожиданно исследование высветило мировоззренческие различия между теми, кто распространяет Благую Весть, и теми, кто призван оснащать народ Божий для ее распространения.

По мнению исследователей, корнем проблемы благовестия в постсоветской Европе было представление о евангелизме как о распространении информации об Иисусе Христе и Его искупительной жертве. Пример такого «информационного подхода» – популярность буклета «Четыре духовных закона». Но мы живем в числе наиболее грамотных стран мира (грамотность взрослого населения составляет 99.4 %). Вокруг практически не осталось людей, не знающих о Христе. Проинформирован каждый. Но много информированных – мало трансформированных.

Духовного пробуждения, т.е. подлинной трансформации мировоззрения, не может произойти в обществе без трансформации мировоззрения в церкви. Речь не о спасении – оно дается Богом по благодати. Речь о том, что церковь, совокупность спасаемых, перестает соответствовать своему предназначению. Теоретически мы понимаем, что заповеданное нам «великое поручение» гласит: «Идите и научите» (Мф 28:19). Но воплощаем мы его так, будто оно: «Сходите и заманите».

Что ж. Заманить человека в церковь не составляет труда. Проблема в том, что, придя туда, он увидит таких же озабоченных людей: с такими же интересами, целями, приоритетами, страхами, проблемами, с теми же упованиями и – с таким же самодовольством, как индивидуальным, так и корпоративным. А каких людей он должен был бы там увидеть? Описывая, каким надлежит быть христианину, апостол пишет о необходимости единства, дружелюбия, кротости, милосердия, сострадания, чистой совести, смирения, уважительного отношения к другим. И добавляет: «Будьте всегда готовы дать ответ любому, кто спросит вас, на чем основана та надежда, что живет в вас» (1Пет 3:15, перевод Российского Библейского Общества). Сегодня проблема не в том, что мы не готовы дать ответ. Проблема в том, что никто не спрашивает. Не спрашивает, потому что не видит разницы. Нет иного упования – нет и вопросов о нем.

Апостольское понимание благовестия отнюдь не сводится к информированию. Павел пишет: «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его» (1 Коринфянам 9:22, 23). Не оракулом, не ретранслятором – соучастником. Мы слишком долго рассказывали о Благой Вести – пора стать Благой Вестью. Для этого необходимо освежить в памяти некоторые прописные богословские истины.

Начнем с основ: с сути тринитарной доктрины.

Прописная истина. Воплотившись во Христе, Творец стал частью творения. Укрепляемый Святым Духом, воплощенный Сын как бы служил Телом Отца, исполняя Его волю.

Прописная истина. Церковь – наделенное Святым Духом Тело Христа, воссевшего одесную Отца. А значит, быть Телом Христовым – это не просто не воевать друг с другом (чем мы зачастую особенно озабочены). Быть Телом Христовым значит исполнять сыновнее служение Отцу под водительством Святого Духа. В этом – предназначение Церкви.

Прописная истина. Несоответствие предназначению называется «грех».

Прописная истина. Единственный путь к освобождению от греха – покаяние.

Так говорит Господь: «И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть. Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся. Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною. Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам» (Откр 3:14–22).

Данный призыв к покаянию обращен не к миру, а к Божьему народу! Иисус не стучит в организм неверующего. Он стучит в двери церкви. Христос стоит вовне и взывает: «Если кто услышит голос Mой и отворит – войду и буду вечерять с ним, и он со Мною», – а кто нет, те уж как-нибудь сами. Бог-Ревнитель не станет делить Своего места с нашими программами, традициями, доктринами и социальными проектами.

Характерное заявление сделал один пастор, студент богословской магистратуры, оценивая книгу Дана Ричардсона «Вечность в их сердцах»: «Каждая история [приведенная в книге] кажется скорее исключением, чем-то сверхъестественным, чем нормой действия Духа Святого».

Прописная истина. Дух Святой не подчиняется нашим нормам, программам, догмам и традициям. Даже – самым любимым. Все духовные пробуждения в истории Церкви начинались не с планов, проектов и визионерских идей. Они начинались с покаяния Церкви. «Ибо время начаться суду с дома Божия» (1Пет 4:17).

Современная «церковь» – это самодостаточная организация. Для кого-то границей самодостаточности является деноминация, для кого-то – братство или объединение, для кого-то – поместная община или мнение пастора. Но «разбогатевшая» до самодостаточности церковь не имеет нужды ни в учебных заведениях, ни в миссии. Впрочем, не во всякой миссии. Ее интересуют те миссионерские организации, что жертвуют ей, но не те, что требуют жертвенности от нее. Задайтесь вопросом: какую долю в финансировании миссий и учебных заведений составляют пожертвования национальных церквей? Или – какую долю в бюджете национальных церквей составляет финансирование миссии и образования? Ровно настолько национальной церкви нужны и миссия, и образование.

Подготовка лидеров-визионеров – важное и нужное дело. Но не самое важное и не самое нужное. Не это должно быть главной заботой Церкви. Во всяком случае, в Писании мы не находим прецедента, когда это волновало бы раннюю церковь. Самый яркий визионерский пример, упомянутый в Новом Завете, – Авраам (Евр 11:8), который, будучи призван идти в землю, обещанную ему в наследие, подчинился и пошел, не имея ни малейшего представления, куда идет. Церковь сегодня не должна быть озабочена недостатком лидеров. Нас должен беспокоить недостаток последователей. Верных последователей Христа, подражая которым, смогли бы пойти за Ним остальные. Сегодня церковь как никогда нуждается в пророках, призывающих народ Божий к покаянию.

Призывать верующих к покаянию – дело рискованное. Всем известно: пророки плохо кончают. Куда проще рассуждать о гомосексуализме или об исламской угрозе. Труднее признать, как это сделала канцлер ФРГ Ангела Меркель: «У нас не слишком много ислама – у нас слишком мало христианства».

Заведомо прошу прощения за огульные обобщения. Прекрасных исключений – множество. Но так видится общая картина. Церковь сегодня становится наиболее приоритетным миссионерским полем. Без покаяния церкви подлинная трансформация мировоззрения в обществе невозможна. Мы погрязли в лаодикийской гордыне. Ее нынешние проявления имеют три наиболее ярко выраженные составляющие.

1) Догматическая гордыня

В первые века в тандеме апологетика/догматика главенствовала апологетика, поиск точек соприкосновения. Недаром этот период христианской истории так и называется – «период апологетов». Последующее признание церкви государством привело к превалированию догматики. Выявление различий оказалось важнее поиска точек соприкосновения. Проведение границ оказалось важнее наведения мостов. В итоге целью догматического богословия стало не столько познание Христа, сколько отмежевание от «иных» познающих Его.

Испытанный принцип «В главном – единство, во второстепенном – свобода, во всем – любовь» стал пустым лозунгом. Сегодня в полемике о второстепенном нет ни главного, ни единства, ни любви. Эмоциональная напряженность догматических споров свидетельствует, что проблема простирается куда дальше чисто интеллектуального интереса. А их содержание редко свидетельствует о глубине богословских знаний оппонентов. Речь идет не о богопознании, а о кровных интересах: «Скажи мне, какова твоя доктрина, и я скажу, кто твой спонсор». Более того: верующие зачастую воюют друг с другом за власть, за деньги, за недвижимость, оправдывая это доктринальными разногласиями.

Прописная истина. Мы все отчасти знаем и отчасти пророчествуем.

Прописная истина. Спасение дается исключительно по благодати, исключительно через веру в Иисуса Христа – не по выверенности доктрины и не через таковую.

2) Деноминационная гордыня

Деноминационная гордыня связана с доктринальной, но не сводится к ней. Суть доктринальной гордыни такова: я прав, потому что моё учение правильно. Принцип же деноминационной гордыни можно выразить так: я прав, потому что я в правильной компании. В совокупности эти два утверждения составляют исповедание киплинговских бандерлогов: «Это правда, потому что мы все так говорим». Писание же утверждает иное:

Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях. Ибо сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: я – баптист; я – лютеранин; я – кальвинист; а я – христианин полного евангелия. Разве разделился Христос? разве Лютер распялся за вас? или во имя Кальвина вы крестились? (перифраз 1Кор 1:10-13).

Прописная истина. Всякий грех простится человекам, кроме хулы на Духа Святого. Любые заявления типа: «Эти баптисты – они Духа Святого не имеют», «Эти харизматы – они неведомо, каким духом водимы», «Эти православные – у них нет подлинной веры», «Эти протестанты – их таинства безблагодатны», – все они – хула на Духа Святого.

Прописная истина. Спасение дается исключительно по благодати, исключительно – через веру в Иисуса Христа, а не через традицию. В поисках своей идентичности не следует забывать: Иисус – единственная подлинная идентичность христианина. Любая иная идентичность христианина – ложная.

3) Политическая гордыня

Признание церкви государством привело не только к превалированию догматики над апологетикой, но и к тому, что церковью овладел соблазн воздействовать на мир мирскими же методами. Политик призван защищать интересы «полиса», т.е. всех граждан в совокупности (собственно, само слово «политика» произошло от слова «полис»). Поскольку же мирские политики преследуют в худшем случае – свои собственные интересы, в лучшем – интересы своей группировки (партии, блока), среди верующих распространилось мнение, что христиане должны идти в политику, дабы лоббировать и защищать интересы церкви (что бы при этом ни понималось как под «церковью», так и под «интересами»).

Прописная истина. Мы – уже граждане небесного Иерусалима, выполняющие миротворческую миссию в уже павшем Вавилоне. Наша цель – не улучшать качества Вавилона или условий жизни в нем небесной диаспоры, а провозглашать милость Победителя. Быть Его присутствием. «Пусть никто не старается угодить себе, но заботится о том, что несет благо другим» (1Кор 10:24, перевод Международного Библейского Общества). Власть Церкви – не от мира сего. Христианин-политик не имеет права на лицеприятие. Он должен быть примером государственного деятеля, равно защищающего интересы всех граждан – верующих и неверующих: христиан, мусульман, буддистов, атеистов, сатанистов, сталинистов и т.п. Господь заповедал нам: «Да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных … Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф 5:45,48).

***

Церкви, утверждающей: «Я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»,так говорит Господь: «Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть. Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся».

Двадцать лет назад наши страны пережили исход из Египта коммунизма в пустыню демократии. Мы достигли середины пути. «Расстояние» вперед и назад – одинаковое. Пришло время решать – продолжать ли строить свои маленькие политические, деноминационные и догматические «египтики» или идти в землю обетованную, зовя за собою каждого, кому мы позволим «почувствовать разницу»; увидеть в нас граждан Царства; увидеть в нас Христа.

Сегодня о Христе проинформированы все: как в церкви, так и вовне! Люди – как верующие, так и неверующие – более не нуждаются в информации. Им нужна трансформация. Трансформация мировоззрения, которую Библия называет «покаяние». Без покаяния церкви подлинной трансформации мировоззрения в обществе не произойдет. Время начаться трансформации с дома Божия!

1. http://apolstore.com/product/mirovozzrenie-utrachennoe-izmerenie-blagovestiya-590/

2. http://www.scienceandapologetics.com/text/377.htm

Об авторе
Сергей Головин, президент Христианского научно-апологетического центра, пастор церкви евангельских христиан (г. Симферополь), Ph.D., D.Min.

Сергій Головін

"Релігія в Україні", 28 листопада 2011 року