Created with Sketch.

"Находящимся в рассеянии - радоваться"

20.03.2012, 15:47

Это приветствие Иакова (Иак.1:1), «раба Бога и Господа Иисуса Христа», адресованное двенадцати коленам, рассредоточенным среди язычников в разных странах и культурах, вполне может быть адресовано современным христианам, живущим среди нехристиан и антихристиан, рассеянным в мире социальном и мире виртуальном.
Уже в первые годы христианской истории был утрачен единый духовный центр, «апостольская столица», единое руководство. Водимые Духом Святым, христиане рас-сеялись и благодаря этому рассеянию пронесли Радостную Весть по всей ойкумене.
Вселенскому распространению христианства содействовали преследования. Деян.8:1,4: «В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме; и все, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии»; «Между тем рассеявшиеся ходили и благовествовали слово».
Если бы христианство получило единый центр, и сформировалось как централизованная глобальная организация или международная корпорация, оно стало бы «своим» лишь для некоторых, и чужим - для всех остальных. Но рассеянные христиане, отдельные очаги, островки, зерна христианства смогли найти свое место внутри каждой культуры и каждого народа, найти свои уникальные формы выражения в них, способы их преобразования.
Сегодня рассеяние (рассеянность) стало характеристикой всего мира. Все народы, политические системы, культурные и религиозные традиции смешались и продолжают непрерывное броуновское движение.
Весь мир мигрирует – не только бедные гастарбайтеры, но и целые заводы перемещаются поближе к ресурсам. Религии меняют свою географию. Христианство смещается с глобального Севера на глобальный Юг. Запад исламизируется, Восток вестернизируется. Сдвигаются центры политической, экономической, демографической активности. «Все смешалось в доме…».
Самым примечательным знаком и самой главной формой глобального рассеяния стала всемирная сеть и возникшая на ее основе виртуальная реальность. Для многих рассеяние означает отчуждение. В сети не встречаются лица, лишь (псевдо)образы; в сети вообще не встречаются, живут параллельно. Здесь теряют или прячут себя. Это рай для маньяков, невидимок-призраков, социопатов.
Сеть в этом смысле стала зоной социального отчуждения. Трудно сказать, насколько оправданно словосочетание «социальные сети», ведь собственно социального отношения, социального взаимодействия в них не происходит.
Сеть, которая должна связывать рассеянных по миру людей, часто рассеивает тех, что живут совсем рядом. Почти как в той песенке:
«Ссорятся люди,
Мирятся люди,
Кто-то полюбит,
Кто-то забудет
Так уж бывает,
Так уж выходит —
Кто-то теряет,
Кто-то находит».
Но только в рассеянии можно выжить, только в нем можно обрести меру свободы, выбрать свое место.
Один из законов сети – в рас-сеивании не обязательно обеднение, в раз-давании происходит умножение.
Подобно Иакову, «Петр, Апостол Иисуса Христа», обращается к «пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, избранным»: «благодать вам и мир да умножится» (1Пет.1:1-2).
В рассеянии возможно не отчуждение и не утрата, не оскудение и не изоляция, но умножение благодати и мира, новое качество социальных и духовных отношений, когда люди, не видящие друг друга, вместе радуются или сопереживают в трудностях. Здесь возможно соборное мышление, совместное творчество, новая экономика дара. Здесь обогащение одного обогащает другого. Здесь боль далекого и маленького человека вызывает сочувствие и помощь многомиллионного сообщества.
Рассеяние принесло успех христианству. Для Радостной Вести всегда найдутся альтернативные пути распространения, со-общения. Виртуальное рассеяние – очередной шанс ощутить глобальное сообщество, сблизиться, проявить солидарность с «дальними». Но рассеяние напоминает и об утраченном и ныне редком – о живом общении, о чуде встречи, о даре дружбы, блеске глаз и тепле рук. Это нельзя забыть, это нужно сохранить как память и пожелание.
Нужно радоваться тому, что есть. Нужно радоваться в тех обстоятельствах, в которых оказался. Нужно радоваться тем новым возможностям, что открываются с потерей возможностей старых. Рассеяние, диаспора, сеть все же лучше самодовольной закрытости, удобного сидения «на том же месте» или авторитетной «вертикали власти». Так что причин для радости всегда более чем достаточно. По крайней мере, так полагали апостолы.

Читайте також