Блог Анатолія Денисенка_image

Блог Анатолія Денисенка

"Новые времена". Обрывки не состоявшихся бесед Дитриха Бонхёффера

12.02.2012, 20:26
"Новые времена". Обрывки не состоявшихся бесед Дитриха Бонхёффера - фото 1

Д.Б..jpg

Слова[1] лютеранского пастора Дитриха Бонхёффера, одного из самых ярких протестантских богословов XX столетия, мученически погибшего в возрасте 39 лет, о «безрелигиозном христианстве» все еще доносятся со страниц его тюремных писем (адресованных его семье, друзьям, невесте) побуждая нас искать объяснение того, что он на самом деле имел в виду. Одной из основных идей Бонхёффера было то, что Бог дает нам понять, что мы должны жить, справляясь с жизнью без Бога. То, есть перед Богом и с Богом мы должны жить, как бы без Бога. Бесспорно, что такие идеи все еще воспринимаются как гром среди ясного неба, когда произносишь их перед семинарской аудиторией или церковной паствой. Например, когда я сейчас перечитываю его переписку из тюрьмы, то в голове непрестанно звучат слова Христа, которые читаются между строк написанного Бонхёффером: «еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить» (Ин. 16:12). Бонхёффера по праву можно назвать человеком опережавшим свое время и своих современником. 

Так в семнадцать лет Дитрих Бонхёффер заявил своим родителям, что желает учиться на богослова. Учится в университетах Тюбингена и Берлина под руководством либерального богослова Адольфа фон Гарнака, в двадцать один год защищает докторскую диссертацию по теме «Акт и бытие. Трансцендентальная философия и онтология в систематической теологии». В двадцать девять организовывает и руководит семинарией Исповедующей церкви. В тридцать два уже не просто имеет четкую политическую и социальную позиции, участвуя в антинацистком заговоре. В 1939 году, будучи в Нью-Йорке Дитрих Бонхоффер отказывается от предложения остаться и заниматься преподавательской деятельностью в иммиграции. Несмотря на начало Второй Мировой Войны он отклоняет уговоры остаться в Америке и возвращается на родину - в нацистскую Германию на одном из последних кораблей. Свою позицию он объясняет так: «Я должен пережить этот сложный период нашей национальной истории вместе со своим народом, вместе с христианами в Германии. У меня не будет права участвовать в возрождении христианской жизни после войны если я не разделю со своим народом испытание этого времени». В 1945 году, за месяц до конца войны, в возрасте 39 лет, пастор церкви, богослов, активный социальный деятель Дитрих Бонхёффер был повешен нацистами. 

Бонхёффер оставил нам лишь обрывки своих мыслей, которые мы до сих пор не способны понять до конца. А что если бы он не ушел так рано и смог бы изложить свои мысли более детально? О как интригующе звучат его размышления о том, что надо «жить по-мирски» (266), то - есть «посюсторонне» (271). А его вопросы о том «существуют ли безрелигиозные христиане?» (201), о том «как мы можем говорить о Боге без религии?» (201) и о том, «как можем мы быть мирскими и безрелигиозными христианами?» (201) не дают покоя прочитавшим их на страницах его переписки. Его мысли о том как понимать слова о том, что мы должны, «быть избавленными от ложных религиозных связей и помех, строить из себя по какой-либо методике грешника, кающегося или святого; быть христианином значит быть человеком; Христос творит в нас не какой-то тип человека, но просто человека. Христианином человек становится не в религиозном обряде, а участвуя в страданиях Бога в мирской жизни» (267) возвращают нас к сердцевине проповеди самого Иисуса Христа. 

Имея пасторское призвание Бонхёффер писал, что «церковь должна выйти из состояния застоя…нам необходимо снова вдохнуть свежего воздуха духовной схватки с миром» (280). Однако его современники не были готовы к таким радикальным переменам. Как бы в подтверждение этому в письмах мы встречаем выражения такого содержания: «у меня не достает смелости продолжить свои теологические рассуждения», «тебя удивили или, возможно, обеспокоили бы мои теологические идеи и выводы из них…», «надеюсь ты примерно понимаешь, что я имею ввиду», «но об этом, возможно в следующий раз». Однако нам не стоит думать, что он пытается подорвать веру церкви или посеять смуту среди верующих, напротив вся его деятельность была направлена только на то, чтобы «послужить делу церкви и ее будущему» (285). Спустя более полувека слова Бонхёффера все еще звучат крайне вызывающе. 

Задавая себе лично вопрос «можно ли без опаски относиться к такой идее Бонхёффера, как «безрелигиозное христианство?», я сам себе отвечаю: «думаю, да, так как его слова не несут угрозу, они скорее описывают веру «духовно зрелого» человека». Бонхёффер пишет: «Совершеннолетний мир безбожнее несовершеннолетнего, но именно поэтому, наверное, ближе к Богу» (268). Говорит ли все это о том, что Бонхёффер допускает себе выходить за рамки общепринятого христианского мышления или о том, что мы все еще не способные вырасти из младенческого состояния, не готовы воспринимать «твердую пищу», которую он предлагает нам? Нет, конечно! Здесь, по отношению к Дитриху Бонхёфферу, будут актуальны слова апостола Павла: «Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое» (1 Кор. 13:11). 

В своей статье «Дитрих Бонхёффер для нас»[2], русская писательница Ольга Седакова, пишет, что «Бонхёффер принимает новые времена (радикальную новизну которых он чувствовал так сильно….) с их “беспочвенностью”, “безрелигиозностью”, “бунтом посредственности” и другими пугающими чертами как новую эпоху мировой истории…». Готовы ли мы сегодня принять свои «новые времена»: ту «радикальную новизну» XXI столетия, с той же “беспочвенностью”, “безрелигиозностью” и “бунтом посредственности”, которую мы не только, подобно Бонхёфферу, чувствуем, но и наблюдаем в повседневной жизни? 


[1] При написании использовалась книга: Бонхёффер Д. Сопротивление и покорность. М.: “Прогресс”, 1994. 
[2] Ольга Седакова. «Дитрих Бонхёффер для нас». Континент 2008. № 137. Взято из: http://magazines.russ.ru/continent/2008/137/se23.html. От 11.02.2012.