Блог Анатолія Денисенка_image

Блог Анатолія Денисенка

Революционные мотивы Рождества

04.01.2012, 12:42
Революционные мотивы Рождества - фото 1

revolutionary-jesus.png

Я начал писать эту заметку в канун Рождества по восточному стилю, которое, как известно, празднуется согласно Юлианского календаря, в ночь с 6 на 7 января. И хотя на Западе рождение Спасителя отмечают 25 декабря, по Новоюлианскому календарю, следует напомнить, что разница календарей не изменяет сути Рождества. В чем же эта суть? По давнему обычаю верующие в дни адвента читают рождественские повествования, которые оставили нам евангелисты Матфей и Лука. Правда я грешил еще тем, что ночами перечитывал заданный в университете «Капитал» Маркса, содержащий критический анализ капиталистической системы. Анализ, проливающий свет на причины несправедливости и нищеты, проводит в девятнадцатом столетии Карл Маркс на страницах своего magnum opus, социальным анализом занимается и Иисус Христос в первом столетии нашей эры. Из двух повествований о жизни Христа, Матфея и Луки, меня больше привлекает Лука, рассказ которого считается более историческим, в тот момент, как Матфей, скорее всего, подстраивает события под свою иудейскую аудиторию, тем самым занимаясь богословием, а не следует четким историческим фактам.[1]   

Однако привлекает меня не это в Евангелии от Луки, привлекает меня то, что римский мир первого века в котором пишет свое Евангелие врач Лука очень напоминает мне мир в который живем мы с вами. Политические, социальные и экономические процеессы Палестины того времени очень близки с теми, которые наблюдаются и сегодня. Конечно, в наши дни нет законного рабства. Однако есть не узаконенное рабство.[2] Как ни странно, но современная торговля людьми, сексуальное рабство, эксплуатация детей, похищение молодых людей с целью несения ими военной службы, использование женщин и подростков в качестве домашней прислуги полностью лежат на «совести» бурного экономического развитие человечества и процесса глобализации. Так, например в 2005 году Организация Объединенных Наций (ООН) пришла к выводу, что каждый год в рабство попадают около 700 тыс. человек, Госдепартамент США годом позже назвал схожую цифру - от 600 до 800 тыс. человек. Организация Human Rights Watch считает, что реальное число ежегодно продаваемых в рабство людей достигает 800-900 тыс. По оценкам Центра безопасности человека (ныне действует при университете Саймона Фрэзера в Ванкувере, Канада), ежегодно в рабство продается до 4 млн. человек. Международная организация труда в 2006 году опубликовала доклад, согласно которому принудительным (то есть, фактически рабским) трудом в мире занимаются 12.3 млн. человек. Есть еще более шокирующие оценки. Эксперты организации Anty-Slavery утверждают, что в современном мире насчитывается до 200 млн. рабов.[3]         

Pax Romana, установленный Кесарем так и не принес долгожданного мира. Божественный (augustus) и достойный поклонения (sebastos) император так и не смог уничтожить бедность и беспорядки в своей империи. Хотя нельзя и не согласиться с тем, что попытка распространить латинскую культуру по всему миру все таки дала свои результаты. Это чем-то напоминает порывы Соединненных Штатов Америки вести политику доминирования, навязывая всему миру свою культуру посредством продукции под маркой Hollywood и MTV. А безработица, бедность? Поговорите с протестующими безработными на Wall Street, взгляните в глаза нищих в трущебах самой бедной африканской страны Замбии. Хотя чего далеко ходить, все тоже самое творится у нас пред глазами.

Однако не только США является империей, имперские замашки я вижу и в своей стране. Посмотрите на состояние 5% население украинцев, а потом загляните в декларации 95% населения и вы поймете, что «нет ничего нового под солнцем», история повторяется. Как в первом веке нашей эры люди понимали, что из-за того, что земные блага ограничены, обогащение одних всегда ведет к обеднению других. В нашей стране налоги хоть и высоки, однако не настолько, чтобы полностью довести вас до разорения. Хотя так называемые украинские «налоговые майданы» как раз свидетельствует о том, что некоторые инициативы правительства, на подобии налогового кодекса, специально направлены на то, чтобы «убить» мелкий бизнес в Украине. Богатые, защищенные депутатской неприкосновенностью сегодня не только захватывают земли, но и пытаются переписывать конституцию под себя. Чем повышение пенсионного возраста в Украине и желание урезать возможность поступление молодых людей в ВУЗы, всячески подталкивая их идти работать на заводы, имея в кармане лишь ПТУшное образование, не является современным проявлением рабства? Чем современная выделение огромных бюджетных средств на содержание бюрократического аппарата и абсурдные инновационные проекты государственного агентства по инвестициям и управлению национальными проектам не является современным сбором подати по примеру римского налогообложение и бессмысленная трата этих средств?[4] А как насчет современного уровень жизни украинской олигархии: дома построенные на берегу Днепра или Киевского моря, кортежи Mercedes Benz S класса разъезжающие по украинским дорогах со скоростью 200 километров в час и дорогущие джипы, насмерть сбивающие простых пешеходов и скрывающиеся с мест аварии. Разве современная Украина не напоминает вам Палестину первого столетия, а ее президент, пускай и отдаленно, ставленника Рима Ирода Агриппу, который вместе с власть имущими создал систему, которая обслуживала бы их интересы и держала в жестком подчинении все прочее население страны? Как и тогда, так и сейчас Ирод Великий и его сыновья с размахом тратили деньги, поддерживая роскошь своего двора. Разве современные украинские меценаты типа Ахметова, Пинчука и Фирташа не являются теми, кто одной рукой дает, а другой забирает? Не к таким ли обращался в свое время Иисус со словами: «итак, когда творишь милостыню, не труби перед собой, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди» (Мф. 6:2)? Не о таких ли Закхеях, нечестно наживших свое состояние, говорит Лука в 19 главе своего Евангелия? Не такого ли покаяния ожидает от них Христос в канун своего Рождения: «половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лук. 19:8)?                         

Олигархи, как тогда, так и сегодня, дают деньги «на храм», чтобы задобрить Бога. Ходят на праздники в соборы и молитвенные дома, чтобы заслужить благосклонность Бога. Но Богу – это вовсе не надо. Прежде всего, Он ждет от нас, того, чтобы мы поступали справедливо с вдовой и сиротой, разбирали дело бедного и нищего, так как именно это есть показатель того, что дающий (подать) на храм знает Бога. Не нужны Богу все эти показательные подачки современных бизнесменов, политиков и криминальных элементов, за счет которых строятся костёлы и соборы. «Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову (Ис. 1:12-17).                                                              

Лука говорит, что когда младенец взыграл в чреве Марии, ее родственница Елисавета исполнилась Духа Святого и воскликнула громким голосом как бы в предзнаменование рождающемуся младенцу: «низложил сильных с престолов и вознес смиренных,; алчущих исполнил благ, а богатящихся отпустил ни с чем» (Лук. 1:51-53). Итак, всякий, кто начинает размышлять о рождении Спасителя через призму Евангелия от Луки, столкнется с огромным вызовом, который будет брошен устоявшимся предрассудкам. Вызов будет заключаться в том, что единственно верное распоряжение богатством – это забота о бедных (См.: Лук. 6, 12, 16)[5]. «Бог желает видеть наш мир совершенно иным: людям должно хватать всего необходимого – причем не в результате благотворительности, а в результате восстановления справедливости, - и они не должн воевать друг против друга. Бог желал видеть мир без систем господства, великих или малых, древних или современных, хотя эти системы встречаются повсеместно и кажутся нормальным явлением в любой цивилизации».[6] Именно такая ситуация побудила Иисуса начать свое публичное служение словами: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим….» (Лк. 4:18). Именно такой Христос рождается в мир. Нет-нет, не тот милый малыш, которого мы привыкли видеть на рождественских открытках.                                                                               

Более чем две тысячи лет тому назад в  Вифлееме родился бунтарь, подрывающий Status Quo, освободитель, пророк, видящий и здраво оценивающий современную ему ситуацию. Всем своим естеством (поступками, высказываниями и даже рождением) Иисус бросает вызов религиозным и светским властям своего времени. У него много общего с тем протестующем, которого в 2011 году журнал Time, признал человеком года. Именно социальньные проблемы, экономическая нестабильность и коррумпированная власть побудили Его бросить вызов устоявшейся системе господства. По этому нельзя не согласиться со словами президента Венесуэлы Уго Чавеса, не зависимо от его религиозных или политических убеждений, которые он сказал обращаясь к согражданам в канун Рождества 25 декабря 2005 г.: «Для меня Рождество - это Христос. Христос-бунтарь, Христос-революционер, Христос-социалист». Цель рождающегося Христа – «не просто улучшение условий жизни а радикальное изменение всех структур, социальная революция».[7] С Рождеством Вас!

 


[1] Реймонд Браун. Читая Евангелие с Церковью. От Рождества до Пасхи. М.: ББИ, 2002, - С. 42-44.

[2] Смотрит например книгу о совеременном рабстве: Кевин Бейлз. Одноразовые люди. Новое рабство в глобальной экономике. – М.: Новый Хронограф, 2006.

[3] Современное рабство. Взято из: http://www.samoupravlenie.ru/slaves.php. От 02.01.2012. 

[4] T.E. Schmidt. Подати. //Джоэль Грин; Скотт Макнайт; Говард Маршалл. Иисус и Евангелия Словарь. – М. ББИ, 2003. - С. 431-434.

[5] P.H. Davids. Богатый и бедные. //Джоэль Грин; Скотт Макнайт; Говард Маршалл. Иисус и Евангелия Словарь. – М. ББИ, 2003. - С. 54 – 64.

[6] Маркус Борг. Бунтарь Иисус. - М.: Эксмо, 2009. – С. 265.

[7] Gustavo Gutierrez. A Theology of Liberation: History, Politics and Salvation (London: SCM, 1974), pp. 23-24. Цитируется по: Энтони Тисельтон. Герменевтика. - Черкассы: Коллоквиум, 2011, 282.

Останні новини

Вчора