Ушедший 2014 год, безусловно, всколыхнул не только Украину, но и весь мир. Перед лицом перемен оказались и религиозные организации. Они по-разному отреагировали на главные события года, в частности, Майдан и войну. Это год тяжелых потерь, боли и горя. Однако он принес и свои плоды для каждого из нас. О последствиях 2014 года и итогах РИСУ рассказали лидеры и спикеры Церквей и религиозных организаций.
Ушедший 2014 год, безусловно, всколыхнул не только Украину, но и весь мир. Перед лицом перемен оказались и религиозные организации. Они по-разному отреагировали на главные события года, в частности, Майдан и войну. Это год тяжелых потерь, боли и горя. Однако он принес и свои плоды для каждого из нас. О последствиях 2014 года и итогах РИСУ рассказали лидеры и спикеры Церквей и религиозных организаций.
– Время для Украины тяжелое, потому что совершена агрессия против нас. Для УПЦ КП оно особенно тяжелое потому, что наша Церковь на Донбассе, в тех районах, которые захвачены сепаратистами и террористами, богослужения не совершает. И это для нас рана. Но в то же время мы верим, что Господь эти негативные явления, как смерть и страдания, обернет на лучшее, люди обратятся к Богу. И сейчас вы видите: едут молодые люди, и не только молодые, защищать свою землю, свою державу, свой народ. И не только едут, но и собирают по всей Украине помощь, проявляя эту любовь, которая объединяет. Эта беда, которую мы переживаем, послужит тому, что мы объединимся и Господь даст нам победу.
– Минувший год принес много ярких событий, но он стал переломным. Наша нация стала крепкой, пережив определенный ренессанс. Люди потянулись к достоинству и справедливости, их наибольшим желанием стал мир в стране, жизнь и сохранение всех людей и отсутствие угнетения человеческого достоинства.
Мы действительно показали другой уровень жизни, вырвавшись из орбиты восточных ветров. Этот год потряс наш народ и заставил понять больше о своей вере и отношениях с Богом. Многие начали молиться и идти дорогой веры.
Мы увидели много и позитивных моментов, как то отсутствие конфликтов в религиозной среде. Нам не только удалось сберечь консолидацию, но и сплотиться перед лицом горя. Нам еще далеко до совершенства, но этот процесс уже начался.
Это очень болезненный и тревожный год для нашей нации, но именно через боль рождается все доброе и хорошее. Поэтому мы стараемся не концентрироваться на негативе и идти дальше той дорогой, на которую уже ступили. И благодарим Бога за то, что мы снова возвращаемся к чести и достоинству. Уверен, нас ждут лучшие времена, однако их еще нужно дождаться. Следующий год не станет легче, но мы взяли правильный курс на перемены.
– Пережитый год, невзирая на все потери и горькие открытия, оставляет неоценимый опыт гражданского сопротивления системе фальши и пренебрежения к человеческому достоинству. Уникальный спрос на веру, на молитву появился там, где наши соотечественники сплотились в защите дара, который Библия называет образом и подобием Божьим. Революция Достоинства подарила Церкви шанс на реализацию ее настоящего призвания: вести наделенное этим даром творение на встречу с Творцом. Встреча в молитве, в таинствах, а после – в вечной жизни. А такое духовное лидерство требует от Церкви осознания собственной тождественности, защиты своей свободы и проявления четкой позиции в цивилизационном соревновании, ареной которого стало геополитическое пространство Украины.
Причем это вызов не только для всех юрисдикций в Украине, но и для Вселенского Православия. После блужданий в сумерках империй восточным Церквам, как и древним мудрецам, снова открывается путеводная звезда свободы во Христе. Способны ли Церкви освободиться от обманчивой опеки земных власть имущих на пути к этой звезде – вот фундаментальный вопрос, оставленный 2014 годом.
– Я не буду оригинальным, если скажу, что год был очень тяжелым. Но хочу начать с позитивных сторон и подчеркнуть, что благодаря этому году у нас есть гражданское общество. Оно осознало свою демократичность, свои права и возможности, а вместе с ними и обязанности и ответственность. И это мы видим среди людей, которые идут добровольно защищать страну, среди волонтеров и капелланов, медиков, которые спасают раненых. Это большое пробуждение страны и наше оздоровление от постсоветского остатка. Мы чувствуем себя лишь винтиками, которые вместе двигают этот мир, но теперь точно знаем, что вместе мы – сила.
Конечно, всем больно из-за аннексии Крыма и войны в стране. И мы все постоянно ощущаем это давление на себе, которое особенно сильно затронуло бедных людей из-за экономических проблем. Чтобы помочь всем нуждающимся, активно работал и будет дальше работать наш «Каритас».
Тем временем в церковной жизни продолжается развитие, которое ознаменовалось празднованием 25-летия получения легального статуса УГКЦ. В этом году в УГКЦ рукоположили шесть новых епископов, и впервые у нас сразу столько новых архиереев. Были созданы новые экзархаты, в частности разделенный Донецко-Харьковский на Донецкий и Харьковский, Одесско-Крымский на Одесский и Крымский – это знак нашего роста и развития. Кроме того, значимым стало создание Бразильской митрополии, и теперь в нашей Церкви восемь митрополий. Это наш путь к признанию патриаршего достоинства УГКЦ.
Наша Церковь была и остается локомотивом развития военного капелланства, и все идет к тому, что в следующем году будет официально утвержден институт военного капелланства. Это будет знаком того, что мы становимся цивилизованной страной, которая, в частности, гарантирует всем гражданам свободное вероисповедание и во время исполнения своего воинского долга. Подобное, с Божьей помощью, произойдет и в пенитенциарной службе.
За этот год Церковь ответила на те вызовы, с которыми сталкивалась на протяжении всего года, – это помощь вынужденным переселенцам, раненым, военным в зоне АТО и всем, кто нуждался в помощи. И поэтому можно сказать, что главной в 2014 году в УГКЦ стала социальная сфера.
– Это объективно самый тяжелый год за всю жизнь и нашей Церкви в Украине, и для меня лично. Мы переживаем в своей стране эпохальные события, которые меняют нас навсегда. С другой стороны, я вижу сильную консолидацию сил Церкви. Она стала живым организмом, об этом свидетельствует и наше объединение вокруг Господа. Сейчас работает такая пословица: общее горе объединяет людей. Я никогда ранее не видел, чтобы разные конфессии и религиозные деятели работали так близко и тесно, помогая друг другу. И это не псевдо-рождественский экуменизм, о котором мы прежде говорили, а настоящее сотрудничество в реальном времени и в конкретных делах. И в этом выдающийся прорыв для всей Церкви за этот год.
– Интересно было следить и видеть, чем этот год был для Римо- и Греко-Католической Церквей. Однозначно, что 2014 год стал годом роста и вызовов. Это было время для нас, чтобы осознать свою новую роль. Мы много работали с общественностью, но, возможно, Церкви следовало бы еще больше работать с гражданским обществом, а не обращаться только к представителям власти. Майдан показал сближение Церквей в поддержке и помощи людям.
Это было время роста и самооткрытия для Церкви, год, когда она смогла признать свою новую роль в обществе. Я думаю, что это время было вызовом в раскрытии наших сильных и слабых сторон. Для Католической Церкви он также был годом роста, мы увидели свои достижения вместе с недостатками. И можем сказать, что в час испытаний вечных ценностей человек должен жить по Евангельским законам, оставаться собой.
– Главное событие минувшего года – завершение эры Митрополита Владимира, его отход к Господу. Вместе с тем избрание нового Предстоятеля Церкви, Митрополита Онуфрия. Весь этот год Церковь жила вместе с народом, государством и обществом. Она так же переживала все те трудности, что и наша страна. Этому были посвящены наши служения.
Мы все жили одними проблемами и все воспринимали как личное. Но для меня этот год еще и стал завершением служения спикера. Верю, что новый год принесет новые проекты и возможности.
– Год был нелегким в истории Украины, год больших перемен. Он послужил будильником для пробуждения не только украинского народа, но и для всех окружающих. И то, что происходит на Ближнем Востоке и в других странах под девизом религии, появление межрелигиозных конфликтов, дает нам повод внимательно посмотреть на направление, в котором следует человечество.
Мы получили хорошие уроки от прошлого года. Должны всегда работать на тот общий знаменатель, который объединит людей в добрых желаниях и намерениях, чтобы сберечь человеческую ценность и справедливость восторжествовала. Мы несем большую ответственность перед будущим поколением, понимая, что оставляем для них. Мы видим, что сейчас многие говорят только о войне, кровопролитии, и для них гибель сотен людей – это только ужасная цифра. До сих пор люди, в основном, живут только ради личного обогащения и не смотрят на то, какие болезни могут возникнуть из-за жадности и скупости.
ДУМУ как работало, так и работает. Мы занимаемся религиозными вопросами и всегда обеспокоены политизацией религии. Особенно это касается лозунгов об исламизации, к которым прибегали и в Европе, и в других странах. Кое-кто может это использовать как плацдарм для своего зла. Это нас беспокоит больше всего.
И потому мы хотим, чтобы Украина вышла из этого кризиса. Каждый в рамках своей компетенции должен работать для того, чтобы справедливость победила и был мир на земле, чтобы развивались культурный диалог и взаимоотношения только на благо будущего.
– Прошедший 2014 год для мусульман Украины был, пожалуй, самым сложным после 1944 года, когда депортировали весь крымскотатарский народ и была уничтожена практически вся легальная мусульманская деятельность. После тех событий вся религиозная жизнь мусульман Украины до 1989 года находилась в подполье. Сейчас мы переживаем нечто подобное, но немного в меньших масштабах.
Почему я так говорю, что это у нас наихудший год за период независимости Украины? Потому что два региона, где проживало наибольшее число мусульман – это Крым и Донбасс, – сейчас находятся в таком положении. Можно констатировать, что в Крыму все мусульмане, которые там остались, так или иначе приспособились к тому, что там происходит. Были случаи похищения, истязаний, уничтожения людей, чаще всего мусульман. И с этим нам пришлось жить.
Другое наше большое сообщество – это мусульмане Донбасса, проживающие в Донецкой и Луганской областях. Если возьмем наше Духовное управление, то у нас было по 5 общин в каждой области и только по одной осталось на неоккупированной территории. В Донецкой области наша община осталась в Константиновке, в Луганской – в Северодонецке. Появляются какие-то шевеления со стороны России, объявил о себе какой-то муфтий ДНР, рассказывая, что Украины здесь больше никогда не будет. Все другие мусульмане, оставшиеся в Украине, тоже переживают достаточно тяжелые времена, пытаются как-то помочь нашим братьям.
Лично для меня этот год стал годом испытаний, не только гражданским, но и испытанием веры и верности. Верующий человек не может быть предателем, я никогда такого не понимал. И этот год стал таким переломным, своеобразной «лакмусовой бумажкой». Ведь все, кто носил в себе веру, верность, порядочность, – это проявили, и наоборот. Общество размежевалось.
И следующий год также будет годом испытаний для всех нас. Возможно обострение военного конфликта. Мы не знаем, что дальше будет происходить. Но мы все должны пройти через определенные испытания. И я считаю, что именно в этом году Аллах испытывал нас на верность: последовательны ли мы, благодарны ли, или мы предатели. Для меня вывод такой: Всевышний Господь сделал нам экзамен на верность.