Created with Sketch.

Александр Пивоварский: «Священнослужителями, делающими антиукраинские заявления, должны заниматься компетентные органы»

16.03.2015, 15:14

О войне на Востоке как дестабилизирующем факторе в православной среде региона, диалоге между Церквами и советском восприятии протестантских церквей рассказывает Александр ПИВОВАРСКИЙ, заведующий сектором по делам религий и национальностей Житомирской государственной администрации.

О войне на Востоке как дестабилизирующем факторе в православной среде региона, диалоге между Церквами и советском восприятии протестантских церквей рассказывает Александр ПИВОВАРСКИЙ, заведующий сектором по делам религий и национальностей Житомирской государственной администрации.

– Господин Александр, давайте представим, что религиозная ситуация в Житомирской области – это такой себе живой организм. Если организм здоров – его температура 36,6 градусов. Какова температура нашего «организма» сейчас?

– Ситуация в религиозной среде может меняться на протяжении нескольких дней. Думаю, состоянием на сегодня температура близка к норме. В Житомире нет претензий и борьбы между Церквами за культовые сооружения. Дестабилизирующим фактором, правда, стала война на Донбассе.

Среди священнослужителей Украинской Православной Церкви есть неодиночные случаи сепаратистских заявлений. Они возмущают общество. Поэтому главная задача облгосадминистрации в сфере государственно-церковных отношений сейчас – решать эти конфликты, чтобы сохранить в области межконфессиональный мир. Ведь дестабилизация в православной среде региона – еще один повод, чтобы российская пропаганда обвинила украинские власти в неспособности решать вопросы межконфессионального согласия.

– Каким образом эти конфликты решаете?

– Приведу пример. В селе Старосельцы Коростышевского района настоятель прихода УПЦ отец Георгий Баклан выказывал симпатии сепаратистам. Управляющий Житомирской епархией УПЦ архиепископ Житомирский и Новоград-Волынский Никодим отреагировал мгновенно – настоятеля отстранил от служения, создал комиссию по расследованию этого инцидента, на приход назначил другого священника.

Но в селе уже кипят страсти – часть прихожан хочет перейти в Украинскую Православную Церковь Киевского Патриархата. Храм, по их мнению, тоже должен принадлежать УПЦ КП. Более двух часов я объяснял этим прихожанам, как их стремление реализовать законным путем. Им нужно или регистрировать новый приход, или менять устав предыдущего.

Относительно изменений устава действует правило – куда идет община, туда отходит и имущество. Решение о переходе в другую православную конфессию община принимает на общем собрании. В то же время в уставе обусловлено – любое собрание должно проходить по благословению правящего архиерея. Конечно, архиерей УПЦ не дал бы такого согласия, поскольку не в интересах УПЦ терять приход. Созывать общее собрание может приходской совет вместе с учредителями общины, а вот жители села могут не иметь никакого юридического отношения к религиозной общине.

Я убедил жителей села Старосельцы, сторонников УПЦ КП, что при таких обстоятельствах им целесообразнее регистрировать новую общину. С сельским головой мы договорились о выделении участка для строительства новой церкви. На этом этапе конфликт мы исчерпали. Хотя, откровенно говоря, два прихода в одном селе – это мина замедленного действия. Рано или поздно она может взорваться. Чтобы село восстало, достаточно, чтобы священник на проповеди сказал о своей симпатии к ополченцам и Путину, и о нелюбви к украинским солдатам, воюющим на Донбассе.

– Много ли подобных конфликтов в области?

– В селе Попильня ситуация похожа. Из-за внутренних разногласий в приходе владыка УПЦ Никодим сменил там настоятеля. Это не понравилось части верующих – они заявили о переходе в УПЦ КП. Потом настоятеля и благочинного Попильнянского района начали обвинять в пророссийских настроениях. У этой общины есть участок с фундаментом под церковь. Верующие, которые сегодня склонны к УПЦ КП, вкладывали туда свои средства, силы и время. Они хотели, чтобы этот земельный участок принадлежал им. Глава областной администрации издал распоряжении о переходе общины УПЦ в подчинение УПЦ КП. Позже это решение отменил суд – законодательство было на стороне УПЦ. Местная власть выделила сторонникам УПЦ КП земельный участок в центре села. На нем верующие установили временную часовню, где и совершают Службу Божью. Ведь задача государства – обеспечить право каждому славить Бога так, как он этого хочет. И те, кто хочет ходить в храмы УПЦ, и те, кто выбирает УПЦ КП, имеют на это право. А священнослужителями, делающими антиукраинские заявления, должны заниматься компетентные органы.

– Господин Александр, в целом существует ли в регионе проблема обеспечения Церквей храмами?  

– На 85% храмами обеспечены римо-католики, на 80% – УПЦ КП, на 95% – УПЦ. Протестантские общины храмы строят на собственные средства или при содействии единоверцев из-за рубежа. Для молитвенных собраний в случае необходимости они могут использовать частные дома.

– Есть ли в регионе примеры межконфессионального диалога и сотрудничества?

– Зачинателем межконфессионального диалога в Житомире является пятидесятническая церковь «Завет Иисуса Христа». Общаются они с управляющим Житомирской епархией УПЦ КП архиепископом Житомирским и Овручским Изяславом, стремятся наладить связь с Римско-Католической Церковью. Также эта церковь инициирует совместные выступления христианских общин на центральной площади города во время Рождества и Пасхи. Церкви обмениваются опытом в сфере социального служения: как организовать реабилитационные центры, кружки по изучению Библии, как совместно кормить бездомных или помогать бойцам АТО.

Хороший пример межконфессионального сотрудничества – деятельность Международного благотворительного фонда «Миссия в Украину» (занимается реабилитацией детей, больных ДЦП, поддерживает и консультирует женщин, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах). В нем работают представители разных протестантских церквей.

– Несмотря на такую значительную работу, протестантские общины на Житомирщине все  еще имеют репутацию сект. Что делаете с этим?

– Этот стереотип – наследие советского атеизма, когда протестантские церкви пренебрежительно называли сектами. С латыни слово «секта» переводится как часть, группа людей, отделившихся от какого-то религиозного направления. Согласно этой логике, и христианство – это всего лишь секта в иудаизме, но мы не называем все христианские церкви сектами. Да и какие же это секты, когда в них сотни тысяч верных. Объем социального служения, который совершают эти христианские церкви на Житомирщине, делают далеко не все православные церкви. В своей профессиональной деятельности я всегда обращаю на это внимание.

Припоминаю несколько лет назад в городе Овруч у нас возник конфликт между церковью адвентистов седьмого дня и митрополитом Виссарионом, управляющим Овручско-Коростенской епархией УПЦ. Традиционно, вначале весны адвентисты проводят евангелизационные мероприятия, где пропагандируют здоровый образ жизни, раздают рекламную литературу. На это согласованное с администрацией мероприятие в арендованное адвентистами помещение пришли верующие УПЦ. Они оскорбляли адвентистов, повредили им рекламные щиты, молились, чтобы те прекратили свою деятельность. Руководство церкви АСД обратилось за помощью в облгосадминистрацию. Местная власть после продолжительных консультаций с митрополитом Виссарионом достигла компромисса – митрополит пообещал не бойкотировать евангелизационную программу адвентистов, а те сократили время проведения евангелизации.

– Изменила ли война на Востоке отношения в церковной среде?

– События на востоке Украины объединили верующих всех христианских Церквей Житомирщины. Такого единства, как в последний год, я раньше никогда не видел. Не знаю ни одной религиозной общины в Житомире, которая бы оставалась равнодушной к событиям на Донбассе. Так же, как и на акции в поддержку Майдана, приходили представители всех Церквей. Иногда создается впечатление, что Церкви соревнуются в том, кто больше поможет бойцам на Донбассе. Состоянием на февраль 2015 г. УПЦ КП собрала более 1 млн гривен, УПЦ – 130 тыс. грн., адвентисты седьмого дня закупили 25 пар берцев. Митрофорный протоиерей Богдан Бойко, священник УПЦ КП, в прошлом десантник, постоянно на полигоне с солдатами. Василий Поворознюк, пастор церкви ЕХБ, тоже бывший десантник, заботится о бойцах на Донбассе.

Много слышится нареканий на деятельность УПЦ. Православных батюшек часто обвиняют в сепаратизме, а один из них мне недавно сказал: «Вы меня обвиняете, что я москаль, а у меня сын на Донбассе за Украину воюет». Мы не можем допустить сейчас раздора между Церквами. Те хлопцы, которые воюют на Донбассе, должны понимать, что за них молится вся Украина, несмотря на конфессиональные разногласия.

Разговаривала Надежда КАЛАЧОВА

Читайте также