Вселенский Патриархат в 2008 году предлагал предоставить Украинской Церкви частичную автономию, которая предусматривала статус Митрополии.
Патриарх Филарет согласился на такой статус. Однако решения не были реализованы из-за того, что Константинополь не мог гарантировать предоставление Томоса в определенный срок.
Об этом у себя на странице Фейсбука написал архиепископ ПЦУ Евстратий (Зоря).
«По моему убеждению, это произошло потому, что Бог предусмотрел для Украинской Церкви лучшее будущее.
Но сейчас не об этом. А о том, что утверждать, что якобы условия 2008 г. и содержание Томоса фактически «одно и то же», по меньшей мере, ошибочно. Мягко говоря...» – отметил иерарх.
«1. Потому что в Томосе речь идет об автокефальной Церкви, внесенной в Диптих (а не об автономии в составе Вселенского Патриархата).
2. Ряд Поместных Автокефальных Церквей берут миро из Константинополя, что не умаляет их статуса автокефалии. Например, в разгар спора с Москвой несколько месяцев назад Иерусалимский Патриархат показательно просил и получил миро от Вселенского Патриарха. И наоборот, Румынская Церковь, которая сначала была в статусе Митрополии и получала миро от Константинополя, через несколько десятилетий после Томоса получила статус патриархата и Румынский Патриарх сейчас освящает миро, имея при этом замечательные отношения с Константинополем.
3. Согласно Томосу, все избрания на иерархическое служение и в целом решения по управлению остаются исключительной компетенцией Поместной УПЦ. И когда кто-то утверждает, что «ПЦУ зависит от Константинополя ТАК ЖЕ, как УПЦ МП – от Москвы », то достаточно сравнить два Устава, чтобы увидеть, насколько это не соответствует действительности!
4. Действительно, в Томосе подчеркнуто право апелляции (екклето) к Вселенскому Патриарху для окончательно осужденных церковным судом. Но это право имеет характер исключительный и не касается «решения всех дел»», – добавил владыка Евстратий.
Архепископ ПЦУ также отметил, что условия Томоса были известны до проведения объединительного Собора.
«И в завершение сообщения: текст Томоса публично широко известен с 6 января 2019 г. А основные его положения были понятны еще по проекта Устава ПЦУ, предложенного Синодом ВП для объединительного Собора. То есть 15 декабря 2018 г. точно было известно и о миро, и о диаспоре, и о праве апелляции. Не было известно дословно, но что эти точки являются принципиальными для ВП и будут отражены в Томосе было известно и понятно. Поэтому, мне кажется, нынешняя критика Томоса происходит вовсе не от его объективного содержания, ведь в противном случае она бы появилась минимум на 5 месяцев раньше», – отметил иерарх.
Напомним, почетный Патриарх Филарет заявил, что Томос ставит ПЦУ почти в такую же зависимость от Константинополя, как УПЦ МП от Москвы.
Он также сказал, что не будет выполнять условия Томоса по переходу иностранных приходов бывшей УПЦ КП в состав Вселенского Патриархата, отказывается от запрета варить миро и отказывается решать конфликтные ситуации внутреннего характера исключительно по согласованию с Фанаром.