Created with Sketch.

Архиепископ Любомир (Гузар): "Если власть не выполняет своих обязательств, тогда общество имеет не то что право, а обязанность сменить ее"

24.10.2012, 10:36

Об угрозе секуляризма, потребительском типе мышления украинцев и проблемах сотрудничества Церкви с политикой в ​​контексте глобализации современной Украины рассказал Архиепикоп Любомир (Гузар) во время встречи со студентами Магистерской программы по журналистике Украинского католического университета.

Об угрозе секуляризма, потребительском типе мышления украинцев и проблемах сотрудничества Церкви с политикой в ​​контексте глобализации современной Украины рассказал Архиепикоп Любомир (Гузар) во время встречи со студентами Магистерской программы по журналистике Украинского католического университета (УКУ). Его размышления записала студентка программы Ирина Наумец.

«Надо учиться искать правду»

На вопрос, почему люди отчаялись, можно ответить в двух аспектах. Во-первых, те, кто имеет решающий голос в обществе, не стараются, а то и не умеют донести людям правду о действительности. Не стараются, потому что боятся. То, что происходит, не всегда соответствует истине. Люди не понимают, потому что им не объясняют, что происходит. Или говорят неправду, или говорят правду в непонятной форме. Если бы люди знали правду, не было бы столько угнетенных.

Во-вторых, даже будучи не информированными, не все стараются доискиваться правды. Угнетенный народ терпит, не прилагая усилий узнать все, как положено. Недостаток информации создает атмосферу неуверенности и недоверия.

«Власть, которая не заботится об общем благе, надо менять»

Говорят, что народ имеет такую ​​власть, которую заслуживает. Это не очень хорошо звучит. Одновременно это утверждение нельзя считать полностью неправдивым. Когда мы говорим, что народ заслуживает такую власть, то это означает, что он не старается иметь лучшую. Так, когда говорим, что студент заслуживает низкий балл, то понимаем, что он не учится, как надо. Следовательно, получает то, что должен получить. Народ должен совершать действия, чтобы исправить ситуацию.

Подумаем, насколько мы стараемся, чтобы наша власть на разных уровнях была хорошей властью. Если мы не стараемся, то имеем то, что имеем, и большего иметь не будем. Без усилия со стороны всего народа не стоит ждать, что изменения упадут с неба. Народ должен осознавать свою ответственность, чтобы получить то, что полагается для нормальной жизни. Если чувствует, что власть не выполняет своей задачи и не заботится об общем благе, значит, ее надо менять. Это нормальный демократический процесс.

Власть не является чем-то таким, что должно быть хорошим. Если она не выполняет своих обязательств, тогда общество имеет не то что право, а обязанность сменить ее.

«Церковь – это проповедь Слова Божьего, а не проповедь политической рекламы»

Задачей Церкви не является защищать людей от несправедливости власти. Задача Церкви – говорить об ответственности. Об ответственности власти перед народом и об ответственности каждого из нас быть хорошим гражданином. Церковь не та организация, которая должна участвовать в политике. Однако должна учить и тех, кто при власти, и тех, кто вне ее, ответственности и удерживанию политической и общественной жизни на соответствующем уровне. Церковь – это проповедь Слова Божьего, а не проповедь политической рекламы.

Священников, которые агитируют в церквях, надо наказывать, и мы уже слышали о таких случаях. Священник, позволяющий себе за какие-то подарки использовать амвон как средство политической пропаганды, не исполняет своей задачи, а вредит людям. Церковь должна воспитывать политиков, особенно напоминая им об их задаче служить народу. Не господствовать над ним, но служить.

Другое дело, что такая служба будет эффективной тогда, когда станет честной. Церковь сотрудничает с политиками только в смысле участия в совместных проектах, предназначенных для общего блага, а не в смысле поддержки какого-то кандидата. Если бы такой ходил в церковь и был хорошим прихожанином, то и без слов священника все видели бы его как доброго человека, который ценит Бога.

«Потребительство сделало духовные ценности непопулярными»

Во всем мире существует проблема упадка духовности. Не надо это слишком обобщать, но и нельзя отрицать, что потребительские ценности стали важными в жизни людей. На это есть причины. Мы являемся наследниками прошлого века. Две мировые войны, ужасные большие диктатуры – большевистская и гитлеровская. В прошлом веке мы были увлечены техническим прогрессом. Половина ученых, которые только родились за весь период существования Земли, жили в XX веке. Тогда все увлеклись прогрессом, но он дал нам не только атомную энергию, но и атомную бомбу. Пришло и разочарование. Можно очень много добра сделать, но в то же время заблудиться и пойти не в том направлении. Не говорю, что в XX веке все было плохо. Я упомянул лишь о том, что серьезно пошатнуло сознание людей. Так, были попытки выдворить Бога и создать нового советского человека и тому подобное. Одним словом, это ранило душу человека, и сегодня мы еще не совсем от этого опомнились.

После Второй мировой войны в Северной и Южной Америке и Западной Европе появилась возможность потреблять. Все начали увлекаться потребительством. Мы можем позволить себе все, что пожелаем. Потребительство ослабило духовное качество и сделало духовные ценности непопулярными. Негативные влияния прошлого века преобладают. Возьмем, к примеру, экологию, которую мы все осознанно разрушаем. При этом понимаем, к чему это может привести, но мало кто старается это преодолевать. Мы плачем и жалуемся, но не стараемся что-то делать. Не имеем той внутренней силы. А из истории известно, что часто Бог допускал какие-то потрясения, чтобы народ начал действовать.

Секуляризм означает жить в мире, где нет Бога. К сожалению, Западная Европа не хочет признать, что она возрастала на христианских началах. Если бы она это сделала, то ей бы пришлось консеквентно снова эти принципы принять. Люди же не готовы жить по таким принципам, которые от них требуют какой-то жертвы. Потребительство не только дало нам возможность радоваться земным благам, но и сделало нас ленивыми и духовно слабыми. Мы слабоваты для того, чтобы противиться секулярным тенденциям. К сожалению, во всем мире сегодня ощущается глобализация. Это одно из проявлений тенденции секуляризма. Окончательная глобализация является отрицанием Бога, когда надежда возлагается только на человека, а надежды на Бога нет.

«Вторая евангелизация – это то, что нужно делать сегодня»

Церковь не всегда и не везде услышана и не прилагает достаточного усилия, чтобы говорить людям. Это со стороны Церкви – слабость. Есть конкретный случай с Западной Европой, где нынешний Папа Бенедикт XVI старается говорить людям о Боге, но он не всегда находит поддержку, даже внутри Католической Церкви.

Его предшественник, блаженный Иоанн Павел II, в свое время говорил о необходимости делать вторую евангелизации, то есть заново проповедовать Евангелие. Как когда-то апостолы разошлись по всему миру с проповедью, так сегодня нужно делать и нам. То есть вторую евангелизацию. Нынешний Отец Бенедикт XVI старается и говорить, и быть услышанным, но не всегда находит поддержку.

Добрый священник будет усердно работать, но все ли будут к нему прислушиваться, чтобы выполнять? Вместо того чтобы менять себя, люди начинают очернять священника. 

«Быть ​​на родной земле – это великий дар Божий»

Люди покидают Украину, потому что здесь нет работы. 120 лет назад наши предшественники из Западной Украины, Лемковщины, Буковины поехали в Америку из-за бедности искать лучшую работу. Они тяжело работали, терпели, а возможности вернуться не было. Большинство так и осталось за рубежом. Возвращаться очень тяжело, потому что есть много препятствий. Тем более, когда они там привыкли к нормальной жизни.

Часто бывает так, что действительно жизнь за границей более нормализована, выгоднее и спокойнее, но скажу прямо – везде хорошо, но дома лучше. Быть на родной земле – это великий дар Божий. Я сорок лет жил за пределами Украины и всегда чувствовал себя гражданином второго сорта.

В прошлом люди были более чувствительны к выезду за пределы родной земли. Были наказания – смерть, пожизненное заключение и запрет жить на родной земле. Серьезное наказание, когда людей отправляли на чужбину и не давали права навестить родину. Сегодня люди не представляют себе этого, но сознательный человек знает, что быть на чужбине – это прискорбно.

«Должна быть единая Христова Киевская Церковь»

Идея поместной Церкви конечна, ибо Иисус основал одну Церковь. Мы, люди, разделили ее своими грехами. Сейчас существует четыре ветви одной Киевской Церкви, которая тысячу лет назад была единой. Работать для того, чтобы была одна Церковь, – наша обязанность. Первая трудность – это четыре ветви Церкви – УГКЦ, УАПЦ, УПЦ (КП) и УПЦ (МП). Если спросить четырех разных людей, то каждый из них скажет о единой Церкви. Должна быть единая Христова Киевская Церковь, в которой не будет конфессиональной разницы, возможны лишь некоторые локальные различия.

Серьезные люди не отрицают идею поместной Церкви, но это нелегко осуществить. То, что разделялось на протяжении тысячелетий, невозможно изменить за короткое время. Чтобы вернуться к первоначальному единству, нужно хорошо поработать.

Читайте также
Интервью «Для большинства жителей Литвы православие — это “русская вера”», — о. Владимир Селявко
24 октября, 09:00
Интервью Вера – это камертон для моих личных решений, – Юлий Морозов
24 октября, 11:07
Забытый очаг единения между монашеством Восточной и Западной Церквей на Святой Горе Афон
24 октября, 22:25
Церковь Шредингера и «благоговение по должности»
24 октября, 11:44