Архиепископ Павел о втором туре президентских выборов
"Киево-Перечерская Лавра", 29 января 2010 года
Я благодарю Бога за возможность жить в такое время, когда люди возвращаются к истокам нравственного наследия Церкви, когда приходит осознанность того, что в тяжелые времена социальных испытаний гражданское общество должно обратить свои взгляды к церковной кафедре.
В преддверии второго тура президентских выборов нам поступает множество вопросов, центральным из которых является следующий: на каком из кандидатов остановить свой выбор? Церковь не может прямо и категорично указать ни на одного из претендентов. Как я уже неоднократно говорил, мы не можем поддерживать кого-то одного, равно как и не можем игнорировать личные симпатии к тому или иному кандидату.
Очень неприятно бывает, когда в средствах массовой информации и на телевидении сторонники кандидатов от разных блоков в полемике используют ложную аргументацию для наветов на своих оппонентов. Безусловно, за это отвечают журналисты и ведущие подобных телепрограмм. Именно на них лежит ответственность за публичный соблазн и распространение неправды среди читающей и зрительской аудитории. Как правило, на поверку многое не подтверждается, а неправдиво брошенное словцо порождает непонимание и подчас злобу.
Однажды в телепередаче «Золотая булава» в качестве участников я увидел политиков, которые из одной партии перебегают в другую и при этом успешно злословят своих бывших сторонников. Мне хотелось спросить, что же у этих людей в душе? Неужели они думают, что так принято поступать в культурном обществе? Интересно, какие политические доктрины они будут отстаивать завтра? И это называется большой политикой?!
Хочу акцентировать внимание на том, что должность Президента одна, а кандидатов на этот пост бывает много или несколько. В такой ситуации думающий человек всегда стоит перед решительным выбором. Безусловно, есть масса сомнений, которые должны разрешаться на глубоко личностном уровне, и в этой ситуации никто не имеет права быть указкой. В психологическом плане – это сугубо индивидуальный процесс, однако христианину в любом случае легче решить проблему, потому что он будет опираться на опыт библейской истории и на заповеди Христовы. Отсюда следует, что это сфера не только политического, но и духовного выбора. И здесь можно вспомнить народную мудрость, которой в своей жизни руководствовались наши предки: «Без Бога – ни до порога». И так во всем, даже в малом, не говоря уже о предстоящих выборах первого лица государства.
Я, как и каждый гражданин, имею собственное мнение в отношении кандидатов в Президенты и ранее уже неоднократно выражал его, говоря, что всегда был и есть сторонником Партии Регионов с начала основания этой политической структуры. Я хочу поблагодарить и одного, и другого кандидата, но представителей Партии Регионов особо благодарю за то, что они многое сделали для Киево-Печерской Лавры, в том числе и для всей Церкви. Благодаря их усилиям отреставрировано множество храмов, монастырских корпусов, построено много часовен, тем самым людям дана возможность свободно исповедовать свою веру и молиться в восстановленных храмах Божиих. Достаточно упомянуть Свято-Успенский Святогорский мужской монастырь, которому, благодаря усилиям лидера Партии Регионов, был присвоен статус Лавры. Ведь только монахам этой обители известно, сколько трудов было положено за десятилетия, чтобы духовная жемчужина Восточной Украины обрела свой нынешний вид.
Вам выбирать, кто будет Президентом в стране, но ни в коем случае мы не имеем права злословить и указывать на какие-то грехи прошлого, которые вроде бы были у кого-то когда-то. Сегодня, если судить по правде, то каждый должен ответить за свои собственные грехи и беззакония, а не осуждать ближних.
Еще одно мне очень неприятно, что люди не умеют читать прессу, вырывают ту или иную строку из статьи и начинают развивать умозрение в выгодном для себя свете. Есть люди при власти, − не буду говорить их имена, − которые говорят: когда повторно придем к власти, то прижмем Православную Церковь, не дадим Ей такой свободы, которой Она сегодня пользуется. Я хочу сказать этим людям: безумные вы, что так думаете. Хоть вы и говорите, что в Бога веруете, но ваша власть сегодня временная, а есть власть безвременная – вечная, и то, что мы думаем и предполагаем, у Господа все заранее предопределено и устроено. Читайте чаще Евангелие, в котором сказано: «Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее».
На фоне свободы выбора укрепляется ложная убежденность, мол, мы вот у власти сегодня и в отношении религии и Церкви сделаем все так, как нам выгодно. Мотивируют это тем, что всякая власть дана от Бога и является попущением Божиим. Но я хочу напомнить тем, кто, размышляя подобным образом, намерен «приструнить» Церковь: в продолжении 2000 лет подобные вам грозились искоренить Церковь изгнанием, грозились залить Ее кровью – не удалось. Сегодня, спекулируя на многих проблемах, в том числе и на языковой, вы пытаетесь внести разделение в общество и, обольщаясь собственной гордыней, пришли к выводу: вот наша власть, сделаем то, что хотим. Но нужно помнить, что есть еще Суд Божий.
В храмах Киево-Печерской Лавры во время богослужений монахи ежедневно возносят молитвы о Богом хранимой стране нашей, о православных людях и о тех, кто находится у власти. Но если человек, стремящийся к власти, не православный, Церковь молиться о нем не может. Господь сказал: «Едина Церковь, едина вера, един пастырь». У нас сегодня получается, что мы говорим о Едином Боге, но на деле все усилия прикладываются для того, чтобы разделить Церковь, учрежденную Богом на земле. Создаются разного рода идеологические концепции, всячески разделяющие людей с тем, чтобы властвовать над ними. Но Церковь, не нарушая свободной воли, обладает всеми возможностями для уврачевания души человеческой, которую Она стремится водворить в обители Царства Небесного. И в этом Ее главное предназначение.
Народ Божий всегда был в Церкви, и христиане всегда являлись частью гражданского общества, несмотря на то, желает этого власть или нет. Исповедники веры православной были, есть и будут, невзирая на политическое и экономическое государственное устройство. Поэтому в сегодняшних украинских реалиях христианин является полноправным участником строительства будущего страны, он имеет право на собственное мнение и право высказывать это мнение открыто.
Для верующих второй тур выборов главы государства – важная, но далеко не единственная форма нравственного и социального самоопределения, при которой право отдать свой голос за одного из кандидатов свидетельствует лишь о стремлении реализовать другое право: пребывая в лоне Украинской Православной Церкви, открыто, свободно и без притеснений исповедовать веру в Господа нашего Иисуса Христа.