В медиа есть такое понятие — правильное место, так вот, для привлечение молодежи правильное место — это блоги, ЖЖ и одноклассники, а не православные сайты.
Блогосфера как инструмент миссионера
Раньше для проповеди нужно было стать в людное место, на рынки или площади, теперь эти площади и форумы стали электронными.
Почему сайты работают по другому?
Наши православные СМИ и прочие инфослужбы освоили как-то интернет, но интернет тоже не стоит на месте. Сама идея сайтов и всего что веб 1.0 — это только предоставление информации, обратная связь возможна только в режиме электронной почты. Но ответят тебе или нет, это уже не от тебя зависит.
Основная идея блогов и всего что веб 2.0 — это двухсторонний обмен информацией. Где ты можешь в онлайне прямо комментировать чьи-то текстовые высказывания. На данный момент блоги в сети есть одна из самых популярных социальных сетей, которую также может использовать церковь.
Блоги могут стать хорошим миссионерским инструментом, так как аудитория блогов — в основном это молодежь — это им жить в этой стране, и как они будут жить с церковью или без — от этого многое зависит.
В чем феномен Живого Журнала?
На данный момент блоговская платформа livejournal.ru самая популярная — почему? Потому что за вроде бы бездушной системой видны люди. То есть если зайти главный сайт любой другой платформы блогов, можно увидеть автоматичный набор последних записей, все на главной странице говорит о том, что люди отсюда ушли — остались только роботы, которые перелопачивают сообщения. На главной странице livejournal.ru (Живого Журнала) видно, что здесь работают люди. Любому человеку приятнее общаться с человеком чем с роботом. Я думаю, этот момент и является главным в блогообщении — личностно-человеческий момент. В стандартных информационных сообщениях нет личного присутствия, есть только информация, непонятно кто там автор. Там нет личного присутствия автора, а в блогах прежде всего ясно виден сам автор, его личное отношение, его личность. Этот момент очень важен так как слово веры всегда передается личностным моментом присутствия в личном общении. Вольный стиль, разговорный стиль сообщениях в блогах несет этот личностный момент.
Нужно ли слово Церкви и ее представителей в блогах?
Мой небольшой опыт подсказывает что востребованность слова или уголка церкви в блогосфере есть. Однажды я провел такой эксперимент. Раз в месяц известный блоггер — дизайнер Артемий Лебедев, журнал которого читают около 80 тыс. человек и прочтения в день составляют около 1 млн, делает такой фуршет, где каждый пишет специалистом в какой сфере он является. Я сказал, что я закончил духовную семинарию и академию, отвечу на вопросы о Православии. За два дня я получил около 100 вопросов от 75 людей, два дня я отвечал на вопросы, вопросы были самые разные: от зубоскальных и злых, до вопросов с искренним интересом, люди спрашивали что им нужно сделать чтобы причастится — куда пойти, к кому подойти и т.д.
Это похоже на ту ситуацию, когда ты в гостях и у тебя спрашивают, где ты учился, если говоришь что я учился в духовной семинарии, то внимание всех концентрируется на тебе и все тут же вспоминают все вопросы к церкви, которые они давно забыли, хотели задать, да и спросить о том, что в церковном вероучении их смущало, и над чем-то духовным, о чем они хоть немного думали. То, что церковь рядом и можно зайти спросить любого священника — никого не волнует, главное, что ты как зверь попался и тебя будут пытать. Так как в Церковь еще нужно зайти, поймать священника, у него спросить, а как к нему подступиться – кто ж знает? И еще поймать того священника, который может что вразумительное ответить. А тут представитель церкви рядом с тобой и можно спросить и сказать ему все, что ты думаешь о церкви.
Мало кто из незаинтересованной в вере молодежи читает официальные церковные сайты. Больше шансов, что молодой человек наткнется на слова от Церкви и ее служителей в блогах, чем рассчитывать, что он пойдет в церковь слушать проповедь. Безусловно, есть пытливые молодые умы, их много, но сейчас все и всё вокруг говорит только о деньгах и ни слова почти о духовных ценностях. Вот этот пробел и может заполнить церковь, только не закрытым словом у себя на сайтах, а открытым в электронно-людных местах.
Блоги — тренажер миссионера
В некотором отношении блоги дают более правдивый срез того, о чем думают. Опять же, при личном моменте в стиле текста, нет человека — ты никому не смотришь в глаза, не стесняешься, поэтому можешь написать все что думаешь, в том числе, что думаешь о церкви. Можно рассчитывать, что при личном общении вопрос зададут в другой форме, но в электроно зададут вопрос в той резкой форме, в которой его обдумывают. Миссионер получит там массу самых неудобных и злобных вопросов и может потренироваться отвечать, если хочет, или не отвечать — как он захочет — в этом преимущество электронного общения.
Нашим священникам можно зайти к примеру в Живом Журнале в сообщество www.ru_antireligion.lj.ru, представится что священнослужителем православной церкви — и сказать о готовности ответить на вопросы — даст хорошую миссионерскую разминку и тренировку.
Перевод негатива в позитив
С другой стороны не стоит переоценивать блоги, и думать что это заменит личное общение — это только суррогат общения — обмен информацией — не больше. Личность присутствует только в вольном стиле текстов в блогах.
Это вызывает феномен, так называемого «тролления», когда человек пользуясь тем, что ему не могут дать в морду за грубость, выливает на все что видит ведро помоев — т.е. кого-то троллит. Но даже это может быть также использовано как обратная связь. С этим явлением миссионеру тоже можно работать как с хорошим материалом, во-первых, можно спокойно ответить, когда кто-то захлебывается в злости, ответить ему по-доброму. Потому что ты не ему отвечаешь, в большей степени ты отвечаешь аудитории свыше (3,5 млн) которая читает ваш «диалог» Тут уже все зависит от того какие цели стоят перед блоггером, если в планы блоггера не входит допуск троллей (и этой негативной энергией можно пользоваться), можно смело удалять все такие комментарии, причем из моего опыта скажу, все такие тролли сразу начинают возмущаться: «как вы смеете удалять мои комментарии». Замечено, после трех удалений комментариев до человека доходит и он начинает конструктивно общаться, держа себя в руках и говоря и спрашивая по сути.
Еще раз повторюсь, блоги могут быть хорошим социально-миссионерским инструментом. В умелых руках он может быть как личным, так и безличным, что позволяет и сохранить личностный момент в стиле сообщений и уходить от камней личностного офлайнового общения. Ведь любые слова говорятся не мне лично, а моему жжешному человечку. В какой-то мере блог можно назвать «лично-безличный-журнал-дневник-сайт-с-обратной-связью»
Нужно сказать также о желании некоторых церковных администраторов вроде отца Владимира Вигилянского — контролировать все блоги священнослужителей — здесь есть элементарное непонимание как функционируют социальные медиа. Социальные медиа — это разговор на кухне в онлайн виде, и кухонный разговор контролировать нельзя, как это пытались сделать еще в СССР. Как будто один отец Владимир сможет вести все 30 тысяч блогов за всех священников. Чего испугалась администрация? Что священники скажут что-то не то? Если о том, что священники должны с ответственностью относится к своим словам, так это нужно не только в блогах. А блоги это личные дневники — это можно сказать личный разговор кого-то с кем-то только в текстовой форме, именно при таком отношении нельзя будет ждать от блоггеров того, чего от них ждать нельзя. Да пускай лучше поощряют этих священников, так как они заполняют ту нишу, в которой церковная администрация ничего не делает и, главное, не собирается. В ЖЖ сейчас около 3,5 журналов, активно пишущих из них около 300 тысяч, если бы все священники РПЦ (около 30 тысяч, не считая диаконов) вели свои дневники-блоги они бы составили около 10% всего того, что пишется в ЖЖ и блогосфере о жизни и на самые различные темы. Конечно, священникам часто не до этого, у них бывает гораздо больше хозяйственных проблем, но есть многие священники ведущие блоги, они могут поделится своим опытом, когда и какие это приносит плоды. Если таких блогов священников или просто верующих людей будет в сети очень много это и будет слово церкви в таком людном месте как блоги.
Многим священникам сложно объяснить, что это хороший инструмент — это один вопрос. Но если патриарх, или епископы заведут себе блоги, даже номинально — это даст нужный пример прогрессивного подхода в деле проповеди. Подобно тому, как Дмитрий Медведев завел себе блог, многие чиновники бросились подражать шефу. Хороший пример также нужен и здесь.
Еще один вопрос в пассивности не только онлайновой проповеди, но и офлайновой. Это большой и отдельный вопрос, скажу только, что сами к нам молодые люди не повалят и государство их не приведет в церковь за шиворот для огласительных бесед, к ним нужно идти самим, и блоги — еще одна такая тропинка, где можно найти этих молодых людей.
Да, конечно сейчас стало модным привлекать молодежь в Церковь, через, ставшие теперь популярными, всякие молодежные собрания: но часто там тусуется сама церковная молодежь. Кого нужно привлекать? Уже верующих молодых людей? Или тех, у которых еще есть вопросы к церкви, но они не знают, что церковь может отвечать и в онлайне, где они живут? В медиа есть такое понятие — правильное место, так вот, для привлечение молодежи правильное место — это ЖЖ и одноклассники, а не православные сайты.
Полезные ссылки
Каталог блогов священнослужителей и преподавателей духовных заведений: http://al-liturg.livejournal.com/30616.html