Достаточно неожиданным для меня стала спецтема "С крестом на власть" свежего номера журнала "Власть денег". Если уже деловые издания заинтересовались темой влияния церковного лоби на власть и политику, то наверно эти тенденции стали явно заметными в нашем обществе.
Достаточно неожиданным для меня стала спецтема "С крестом на власть" свежего номера журнала "Власть денег". Если уже общенациональные деловые издания заинтересовались темой влияния церковного лобби на власть и политику, то, наверное, эти тенденции стали явно заметными в нашем обществе.
Хоть и видно, что статью писал, пусть и профессиональный журналист, но несколько далекий от церковной тематики и церковной специфики, в материале есть несколько достаточно интересных моментов:
Среди откровенно «политических» решений, которые были реализованы как раз в ходе таких личных встреч, епископ называет выделение УПЦ МП трех гектаров земли для строительства кафедрального собора. Причем решал данный вопрос едва ли не лично Виктор Ющенко, по удивительному стечению обстоятельств получив перед этим самую высокую награду УПЦ — Орден преподобных Антония и Феодосия Печерских I степени, который ни до, ни после ни одному из видных государственных или политических деятелей не вручался.
Представители религиозных общин давно поняли, что без своих людей во власти добиться нужных решений практически невозможно. Поэтому «окучивание» державных мужей происходит на всех уровнях. Для этого создаются молитвенные группы в органах государственной власти, строятся на их территории часовни. Те, у кого связей больше, могут рассчитывать на некоторые привилегии. К примеру, не так давно УПЦ МП открыла в Верховной Раде свое постоянное представительство, благодаря которому теперь влиять на процессы в парламенте она может куда эффективнее. «Церковь только учится науке работы с парламентом, она учится лоббировать интересы, — говорит отец Георгий Коваленко, пресс-секретарь УПЦ МП. — Но это сложный процесс, который мы не всегда понимаем».
Зато парламентариев активизация церквей на данном поприще радует, суля им хорошую электоральную поддержку. В особенности тех, кто вызвался быть своеобразными глашатаями церквей. Так регионал Вадим Колесниченко, увлеченный идеями доктрины «Русского мира» патриарха Московского Кирилла, уже положил ее главные постулаты в основу проекта Декларации «О достоинстве, свободе и правах человека». Даже при беглом изучении данного документа становится понятно, что он, по сути, ставит под сомнение ценность существующих человеческих прав, отводя роль первой скрипки "ценностям духовного мира". Проект Декларации уже зарегистрирован в парламенте и даже включен в повестку дня сессии. Очевидно, что в случае его принятия, вслед за пересмотром базовых прав человека, парламенту придется менять и саму Конституцию.
Откреститься от участия в политике людей в рясах невозможно. Священнослужители постоянно расширяют арсенал методов влияния на принятие политических решений вплоть до того, что сами идут в депутаты. Молитвенные группы, завтраки с президентом и прочие «уловки» духовенства — лишь ширма для их собственной, по сути политической деятельности в одной из самых верующих стран мира. Процесс стирания границ между политиками и церковниками не остановить. А вот взять его под контроль — самое время.
"Если церковь начинает влиять на принятие политических решений, тогда мы начинаем строить клерикальное общество. В последнее время у меня складывается впечатление, что Православная церковь Московского патриархата уже не совсем отделена от государства."
Еще одним интересным моментом статьи являются данные численности церковных СМИ и общин в Украине.
Так, УПЦ МП при 11790 общинах имеют 108 изданий, на втором месте находятся церкви харизматического направления - 45 изданий при 1300 общинах, на третьем - УПЦ КП - 37 СМИ при 4281 общинах, а на четвертом -УГКЦ 27 - на 3599 зарегистрированных общин.
Если принять во внимание не только то, что чем мощнее и финансово обеспеченней церковь, тем больше у нее СМИ, а и учесть то, что чем больше изданий существует, тем больше информации получают последователи и потенциальные прихожане этих церквей - то харизматические церкви имеют тут явное преимущество.
Что касается трех традиционных украинских церквей, то УПЦ МП имеет условный коэффициент (соотношения изданий к парафиям) 91, УПЦ КП - 86, а УГКЦ - 75.
Естественно, этот показатель очень относительный. Было б правильней посчитать количество прихожан к кол-ву изданий. Также, многое зависит от качества самих изданий, их тиража, количества реальных читателей и т.п.
Но тот факт, что и УПЦ КП и УГКЦ имеют (скажем так) некоторые сложности в наличии авторитетных СМИ и в развитии профессиональной медиа-коммуникаций со своими прихожанами - является бесспорным. Конечно, не всегда количество переходит в качество, и может быть лучше иметь одно-два авторитетных, тиражных и популярных издания, чем более сотни тех, которые никто не читает.
Но в реалиях нашей сегодняшней жизни, все же, эти цифры, в достаточной мере, говорят о том, как украинские церкви относятся к вопросам распространения информации о себе, и кто является наиболее медиа-активным и заметным в глазах общества в целом.