Цели поставлены, задачи миссионерского перевооружения Русской Церкви определены
Кирилл ФРОЛОВ. - "Единое отечество", 3 января 2010 года
2 февраля состоялось Архиерейское Совещание Русской Православной Церкви. Оно приняло принципиальные, необходимо жесткие, императивные решения, обязывающие каждый всю Церковь, каждую епархию, каждый приход вести всеобъемлющую миссионерскую деятельность. Совещание было приурочено к празднованию годовщины интронизации Святейшего Патриарха Кирилла. Оно прервало совковую традицию превращать юбилеи Предстоятеля в пустой и скучный «официоз». То есть официоз, конечно был, но он не был пустым и скучным и подан Патриархом как демонстрация стратегического партнерства Церкви и государства, как необходимость использовать благоприятные церковные – государственные отношения как уникальную возможность для миссионерского прорыва Церковь, не использовать которую является сугубым грехом.
А, повторюсь, Архиерейское Совещание было деловым и жестким – Патриарх прямо сказал, что затягивать с осуществлением всеобъемлющей общенациональной православной миссии нельзя. Приведем принципиальные отрывки из речи Патриарха Кирилла:
«На рубеже 80-х и начала 90-х годов ХХ столетия начался период, впоследствии получивший наименование «второго крещения Руси». Продолжая эту аналогию, вспомним первые годы, и даже десятилетия, после начала христианизации нашей земли. Часть народа, будучи крещена, продолжала оставаться под сильным языческим влиянием, являясь христианской лишь номинально. При необходимом быстром росте, церковные институты были не оформлены, их деятельность не была систематизирована. Не напоминает ли все это характерные признаки церковной жизни 1990-х и, частично, 2000-х годов? Русская Православная Церковь вела интенсивную, но порой спонтанную работу по рехристианизации нашего народа. На проведение фундаментального анализа, кропотливое составление планов, разработку системного подхода в отношении ряда важнейших пастырских задач просто не хватало времени, людей, сил…
Впрочем внимательное изучение жизни епархий показывает, что Церковь не только никогда не упускала из вида необходимость проведения такой работы, но и, по мере возможности, стремилась ее осуществить. В ряде епархий мы, слава Богу, видим интенсивную молодежную деятельность, активные труды в социальной сфере, приходские священники не довольствуясь собственно храмовым служением, сами выходят навстречу людям, приводя их к единству с Церковью Христовой.
Итогом начального периода новейшей истории нашей Церкви стало то, что по разным данным в среднем от 60 до 80% населения наших стран именуют себя православными. Но какова же на самом деле ситуация на местах? Любой, кто не оторван от реальности, осознает, что, если говорить об активных верующих, регулярно причащающихся и участвующих в церковной жизни, то доля такого населения гораздо ниже указанных процентов. Как я неоднократно отмечал в этом году (в частности в своих отзывах на ваши епархиальные отчеты), на тех, кто относит себя к православию, но не является активными верующими, должна распространяться особая пастырская забота.
Хочу обратить ваше внимание на то, что мы не можем позволить себе ждать годы, пока церковная жизнь наладится, церковные институты устоятся. Мы должны действовать сегодня».
В связи с этим хотел бы конкретнее обозначить стоящую перед нами задачу. Нам необходимо сделать пастырскую, миссионерскую, административную деятельность более системной и более эффективной ( http://www.patriarchia.ru/db/text/1061651.html)
Также в своем выступлении Патриарх вновь подтвердил необходимость массовой молодежной миссии, которая сочетала бы массовые миссионерские акции с ежедневной молодежной миссионерской работой каждого прихода. То есть миссия, в первую очередь среди молодежи – это не просто дело вей Церкви, это ежедневная обязанность каждого прихода.
Патриарх вновь поддержал необходимость миссии среди молодежных субкультур, призвал Церковь говорить и на их языке. Признавая присутствие в молодежной среде тенденций, несовместимых с нравственным учением Церкви, он, к огорчению миссиофобов, желающих под этим, а также другим предлогом кризиса инославного либерального христианства, свернуть миссию среди молодежных субкультур, призвал к ее еще большему расширению и углублению- Патриарх Кирилл сказал, что священники не должны молчать, не должны быть «свадебными генералами» на собраниях и концертах байкеров, рокеров и им подобных, но проповедовать там Христа. «Поэтому у нас нет другого пути, как проповедовать Его повсюду" - резюмировал Святейший. Это касается и проповеди среди «неформалов», и среди «формалов». Скажем больше – православный священник нигде не должен молчать, никогда не должен быть «свадебным генералом», будь то на рок-концерте, в Госдуме, в любом месте, любом собрании.
Собственно, священники, проповедующие на рок - концертах (о. Андрей Кураев, которого Патриарх еще раз отметил, о. Сергий (Рыбко) и так никогда не молчат и не являются свадебными генералами. Просто все этонужно было проговорить потому что в результате Архиерейского совещания таких священников будет намного больше!
Также Первоиерарх Русской Церкви призвал избегать менторского тона в общении с молодежью, научиться диалогу, слушать и слышать ее.
Показательна конкретная, предметная, требующая системного, профессионального и неотлагаемого действия лексика Патриарха, его императивы: «необходимо сформировать" "инфраструктура", "система аттестации", "максимально предметная подготовка" "лидерские качества не зависят от духовного роста" "ежедневная работа" "количество молодежи увеличилось на столько-то человек».
Необходимости подготовки молодежных лидеров в каждом приходе Патриарх уделил особое внимание. Как и задаче максимального использования современных информационных технологии в миссионерском служении.
Также Патриарх призвал к переводу церковных текстов на все языки народов, окормляющихся в Московском Патриархате. Этих языков очень много. Это не только языки народов Исторической Руси, но и многие языки Западной Европы, Америк и Азии, где есть приходы Русской Церкви. То есть это глобальный миссионерский проект.
Архиерейское Совещание приняло обязательные решения, призванные сделать процесс проведения массовой миссии необратимым:
«I.7. Подчеркнуть важность переосмысления форм и методов пастырской, миссионерской, молодежной, образовательной и благотворительной работы, осуществляемой в епархиях и приходах. Выражая благодарность Синодальным учреждениям и их руководителям за понесенные до сего дня труды на этих направлениях, считать необходимым усилить координационную и методологическую поддержку с их стороны соответствующих епархиальных отделов и ответственных лиц.
I.8. Учесть и принять к руководству в епархиях и приходах Русской Православной Церкви решения, вынесенные по предложениям Святейшего Патриарха в постановлениях Епархиального собрания г. Москвы от 23 декабря 2009 года "О состоянии и развитии церковной жизни в Первопрестольном граде" ( http://www.interfax-religion.ru/?act=documents&div=991)»
Как известно, епархиальное собрание Москвы приняло решение об обязательном введении в каждом приходе штатных должностей молодежного миссионера, ответственного за социальную помощь и педагога – катехизатора, а также о создании в каждом приходе Попечительского совета из активных людей из района дислокации прихода.
Кроме того, Архиерейское Совещание 2 февраля обязало архиереев создавать епархиальные отделы по связям Церкви и общества. Это еще один миссионерский императив.
Также были приняты решения, блокирующие попытки отделения от Московского Патриархата, полного или частичного, самоуправляемых частей Русской Церкви. Это касается , в первую очередь, Украинской, Молдавской и Эстонской Церквей Московского Патриархата. Был подтверждены обязательства по открытию в Мосееве подворья Киево- Печерской Лавры, а в Киеве - Подворья Патриарха Московского и всея Руси. Также Архиерейское Совещание признало важным диалог православных гражданских обществ России, Украины Белоруссии, Казахстана, Молдавии, Приднестровья и других государств канонической территории Московского Патриархата. Таким образом, православное гражданское общество должно стать ядром, интегрирующим гражданские общества государств постсоветского пространтва.
Таким образом, Русской Православной Церковью цели поставлены, задачи определены. Теперь –за работу!