Вчерашний день прошел под знаком новостей от УПЦ (МП). Эта конфессия начала широкую информационную кампанию против двух «церковных» законопроектов, рассмотрение которых запланировано на четверг 18 мая.
Начнем с законопроекта № 4128 авторства народного депутата В. Еленского.
Этим проектом дополняется существующий закон «О свободе совести и религиозных организациях» пунктом об упрощении процедуры внесения изменений или перерегистрации уставов религиозных общин. Так, авторы предлагают, чтобы судьбу прихода решали сами верующие этой общины, а не епархиальное руководство или митрополия. Таким образом, изменения смогут внести с согласия большинства членов общины на приходском собрании. Возникает логичный вопрос, а кто же является членом общины, ведь в большинстве приходов отсутствует фиксированное членство. Законопроект определяет, что принадлежность к общине определяется самоидентификацией и участием в религиозной жизни общины.
Основные критики этого законопроекта, а это в частности высшее руководство УПЦ, РПЦ и представители «Оппозиционного блока», заявляют, что согласно этому законопроекту в приход могут приехать любые посторонние люди и, проголосовав на приходском собрании, изменить юрисдикцию общины. Однако этого в принципе не может произойти, поскольку, чтобы принимать участие в собрании, надо, согласно законопроекту, принимать участие в религиозной жизни общины, то есть быть прихожанином.
Более того, чтобы не возникало споров и голосование не было фиктивным, Комитет по вопросам культуры и духовности предложил дополнительный предохранитель. Окончательную правомочность общего собрания должен признать руководящий орган общины (приходской совет, членское собрание и т.п.). Таким образом, исключается любая возможность привезти «туристов» со стороны, чтобы те проголосовали и перевели общину в другую юрисдикцию.
Однако многочисленные негативные заявления в СМИ по этому законопроекту чаще всего манипулятивны, поскольку сосредотачиваются на одном пункте законопроекта и, к сожалению, не анализируют его полностью. Митрополит Онуфрий даже заявил, что «происходит подмена понятий, и территориальную общину отождествляют с религиозной общиной». Хотя, как видно из самого текста законопроекта, право участия в голосовании по любым изменениям предоставляется не по месту жительства человека, а по ее участию в религиозной жизни общины.
Критиков этого документа, прежде всего, из УПЦ, волнует, что эти поправки сделают возможным переходы приходов из Московского в Киевский Патриархат, там, где этого требуют верующие. Поскольку сейчас они не имеют на это законной процедуры. «Государство не имеет права и не будет вмешиваться в автономию религиозной общины, и порядок, согласно которому будут регулировать религиозное членство, остается на усмотрение самой общины. Главный механизм заключается в том, что человек не только отождествляет себя с общиной, но и принимает активное религиозное участие в ее жизни. Изменения заключаются и в том, что в случае решения большинства о смене юрисдикции, они так же получают и религиозное имущество», – отмечает инициатор документа В. Еленский.
Второй законопроект, вызвавший резонанс в СМИ, документ № 4511. Этот документ создает новые условия для функционирования конфессий, центры которых находятся в стране-агрессоре. Так вводится подписание дополнительных договоров между государством и религиозными организациями такой конфессии. В частности устанавливается обязательным согласование кандидатов на высшие церковные должности и приглашенных иностранных религиозных деятелей с государственными органами. Также в качестве сотрудничества представителей общины с террористами, государство оставляет за собой право прекратить деятельность такой общины.
Этот законопроект критикуется за чрезмерное вмешательство органов государственной власти во внутреннюю жизнь конфессий. Однако его цель – защита национальных интересов Украины через законодательное установление особого статуса религиозных организаций, руководящие центры которых находятся в государстве-агрессоре, что, по мнению авторов законопроекта, создаст возможность уполномоченным государственным органам Украины своевременно выявлять и должным образом реагировать на потенциальные деструктивные воздействия внешних факторов с использованием религиозных факторов и воздействий на общественность, а также нарушений территориальной целостности и государственного суверенитета Украины.
Напомним, что как заявил один из соавторов законопроекта № 4511 депутат Дмитрий Тимчук: «Все, что мы хотим от этой Церкви [УПЦ (МП)] указанным законопроектом, – это заставить ее взять на себя обязательство не осуществлять антиукраинскую деятельность в Украине».