О том, как пандемия меняет привычный уклад религиозной жизни, и что из этого следует
Как пишет немецкое новостное агенство DPA, немецкие церкви будут строго контролировать количество верующих на богослужениях путем продажи билетов на мессу через интернет. Также в больших городах планируется проведение богослужений на стадионах. Это позволит вместить большое количество людей и соблюсти необходимую дистанцию.
Интересно, а могли бы церкви в Украине или на пост-советском пространстве пойти на такой шаг? Мне кажется нет. Ни духовенство, ни верующие (хотя эта категория в меньшей степени) пока не готовы отказаться от храма, как от сакрального места. Для многих современных верующих подсознательно важно деление на сакральное и профанное пространство. И истинное таинство, по их мнению, совершается именно на территории сакрального. Даже не так – не то, чтобы истинное, скорее полное. Понятно, что крещение на дому тоже признается, равно как и причастие. Но вот в храме все же лучше. Завязанность на делении мира на сакральное и профанное пространство характерно для первобытных религий, а также для старозаветного монотеизма (храм сакрален, все остальное профанное, необходимость омовений от скверны перед посещением храма). Евангелие и Новый завет уходят от этого.
"... наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. ... Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине" (Ин. 4:21-24).
В восточном христианстве, пронизаном мистикой, такое деление присутствует куда сильнее чем в схоластическом католицизме или рационалистическом протестантизме. Но пандемия и карантин заставляют духовенство и верующих приспосабливаться к новым реалиям. В Западной и Центральной Европе к этому уже готовы, в Восточной еще нет.
Это еще один пример того, как микроскопический вирус влияет на религию. Мы уже наблюдали процессы переосмысления сути причастия (действительно ли это Тело Христово? Если да, то как Тело и как человеческая природа, оно может переносить вирусы), богослужебной практики (отказ от целования икон) и общего отношения к богослужению (для многих стало открытием, что церковные реликвии и святыни не дают автоматически +100 к здоровью).
Полгода назад я писал о том, что коронавирус постепенно приведет к новой Реформации. Я и сейчас согласен с тогдашним своим выводом.
Коронавирус нанес православию два мощных удара и задал тренд богословским дискуссиям: целителен ли ритуал и можно ли совершать таинство удаленно? Это именно те вопросы, которые способны существенно «опротестантизировать» православие. У протестантов ритуал давно не выполняет функцию магического, а скорее является символическим и напоминает о смыслах. Монополии духовенства там тоже нет.
Последний раз реформация в Московском патриархате была при патриархе Никоне, тогда это закончилось серьезным расколом со старообрядцами. Сейчас же революции не произойдет. Что РПЦ, что ПЦУ не расколются на части. Просто в них будут сосуществовать разные идейные группы. Настоящая же революция заключается в том, что православные начнут переосмыслять основы собственной веры и что самое главное – практики. Только вместо Мартина Лютера у нас – микроскопический вирус, изменивший жизнь всего человечества.