В этой нестойкой, немирной тишине день Крещения Руси приобретает совершенно новое, до сих пор небывалое по силе звучание. Мы можем вспомнить, например, что это наш – именно наш — праздник. Не России, не РПЦ, не «всего славянского единства» и даже целого «Русского мира». А наш.
Но в этой нестойкой, немирной тишине день Крещения Руси приобретает совершенно новое, до сих пор небывалое по силе звучание. Мы можем вспомнить, например, что это наш – именно наш — праздник. Не России, не РПЦ, не «всего славянского единства» и даже целого «Русского мира». А наш. То есть мы можем сделать интересное открытие о том, что существуем «мы». Как отдельный, совершенно оригинальный проект, начавшийся больше тысячи лет назад и на довольно долгое время кем-то... ну, скажем так, одолженный. В этом году очередная «некруглая» дата проходит под знаком возвращения. Или, скорее, нового рождения страны – наследницы той, Киевской, Руси. Рождения из огня и крови – увы, никаких других родовых путей история не предусмотрела ни для нас, ни для любого другого народа.
Можно ли надеяться также на возрождение Киевской Церкви? Этот вопрос, сразу оговорюсь, не связан – во всяком случае, прямо — со скорыми выборами Предстоятеля УПЦ. Боюсь, одно от другого мало зависит – кого бы ни выбрали епископы. Конечно, УПЦ в истории становления Украинской Церкви будет в фокусе внимания. Постольку поскольку будет воплощать или сопротивляться поглощению «русским православием». Которое для большей части страны и украинских христиан последнее время стало чем-то чуждым.
УПЦ сейчас на самом деле зависит вовсе не от выбора епископов. Она зависит от внутренней готовности Церкви оторваться от СССР, расстаться с советскими моделями церковной жизни. Впрочем, это касается не только УПЦ. УПЦ КП точно так же нуждается в вытравливании из себя «совка». Которого в ней предостаточно — просто он имеет иные, нежели у УПЦ, формы.
Есть надежда, что советская копоть рано или поздно облезет с Церквей — если от нее освободятся люди, которые и есть Церковь. А если консервативный по определению епископат будет продолжать цепляться за устаревшие идеологемы и модели работы – тем хуже для епископата. Независимо от того, будет он «промосковским» или «проукраинским» — для христианства эти определения не самые актуальные. Ведь и проблема РПЦ вовсе не в том, что она «русская», а в том, что кремлевская. В том, что поклонение Христу в ней подменили поклонением каким-то геополитическим проектам и историческим фантазиям. В том, что она, фактически, опрокинулась в язычество.
Вообще епископат и его внутренние дела, борьба кланов и соотношение настроений становятся все менее интересными. Даже для журналиста. Даже в преддверии выборов Предстоятеля УПЦ. Так очевидно то, что от выбора архиереев мало что зависит. В Украине начинает, наконец, прослеживаться тенденция решать свои проблемы «снизу», вопреки давлению «сверху». Так мы воюем. Так мы кормим, лечим, обеспечиваем. По тому же пути пойдет – и уже идет – объединительный диалог и становление Украинской Церкви. Церковь, как и все общество, будет жить своей жизнью – то есть жизнью общины. Которая, наконец, поняла, что ей не стоит ждать милостей от начальства и ощутила в себе достаточно сил, чтобы строить свою жизнь не благодаря, а вопреки. Иерархии придется либо научиться с этим сосуществовать, либо от их церковных институтов скоро останется одна вывеска над скучным, никому не интересным сборищем людей в епископских облачениях.
Основной вопрос, который сейчас тревожит многих, и не только в УПЦ – уход из «русского мира». Это вопрос не сугубо церковный, но, шире, гуманитарный. Посмотрите, какая волна поднялась в книжной, киношной, языковой сферах. Отрыв от русской культуры многим кажется катастрофой, многими приветствуется, но в обоих случаях о нем говорят как о чем-то почти неизбежном. Надо расстаться с Россией. Хотя бы на время. А сделать это можно, только поставив заслон именно на пути ее «гуманитарной миссии», транслирующей в наши мозги ту «русскость», которая оказывается в один неприятный момент достаточным поводом для введения войск.
Для украинского православия русская духовная традиция значит очень много. Возможно, слишком много. Отчасти это результат вековой имперской политики, превратившей православие на территории империи в способ насаждения специфического духовного изоляционизма, абсолютизации «особого духовного пути». Того, что еще лет сто назад выродилось в придворное «русское православие», способное оправдывать угодную императору войну и превращать своих священников в замполитов.
Но наряду с этим существовала богатая и по-своему прекрасная русская школа богословия, на которой вскормлено наше нынешнее православное духовенство. Во всяком случае, та его часть, которая не ленилась развивать мозги обширным чтением. Круг этого чтения, помимо святоотеческой литературы, составляли в первую (вторую, третью и т.д.) очередь именно русские философы и богословы. Этим духом была проникнута, в том числе, Киевская духовная академия – т.е. эта традиция отнюдь не «советская», она укоренена значительно глубже.
Поэтому отрыв от «русского православия» для Украинской Церкви не может пройти безболезненно. И не до конца понятно, может ли он вообще произойти. Ведь мало просто объявить себя «отдельной» Церковью. Мало перестать поминать Патриарха. Интеллектуальные и духовные связи никуда не денутся – а ведь именно они, а не прямая политическая зависимость Киевской митрополии от Москвы, обеспечивает успех «русского мира» в Украине. Политический статус, как мы могли убедиться на примере 23 лет нашей так называемой независимости, вообще мало что решает сам по себе.
Большинство моих соотечественников, в том числе церковных, в том числе чистокровных украинцев, с которыми мне приходилось говорить на эти темы, настаивают на том, что «не надо отказываться – надо обогащаться». Это прекрасная, интеллигентная позиция. И как многие интеллигентные позиции, она совершенно утопическая. Для того чтобы «обогащаться», нужно знать, что именно твое, осознать границы себя. Т.е. нужен куда более серьезный, осознанный разрыв с тем, что тебя «обогащает», а на самом деле – поглощает. Нужно увидеть в русской культуре или, в данном случае, в русском православии «другого». Этот «другой» нам совершенно необходим — чтобы осознать себя, как нечто отдельное и оригинальное. Если Украина для России – материнское, как любят повторять, лоно, то пора уже мамочке увидеть в сыне — трудном подростке отдельного человека и перестать жить его жизнью.
То, что в день Крещения Руси мы, на сей раз, остаемся наедине с собой, возможно, позволит нам хотя бы задуматься об этом.