День памяти трех иерархов и учителей Восточной Церкви празднуют 12 февраля по Юлианскому календарю (30 января — по Григорианскому). В народе этот праздник называют еще «Трех святых»: св. Василия Великого, св. Григория Богослова, св. Иоанна Златоуста.
В богослужениях все они названы равноапостольными, столпами Церкви и учителями вселенной. Как пишет в книге «Познай свой обряд» о. Юлиан Катрий, праздник трех Святителей принадлежит к новейшим праздникам Греческой Церкви. Толчком к установлению этого праздника стал большой спор во второй половине ХІ ст. о том, кто из них троих более ценен для Церкви. Одни выше ставили святого Василия Великого, другие — святого Григория Богослова, а третьи — святого Иоанна Златоуста. Сторонники святого Василия называли себя василианами, святого Григория – григорианами, а святого Иоанна — иоаннитами.
Этот спор решили сами Святители. Они сначала каждый по отдельности, а потом все втроем явились Иоанну — епископу города Евхаит, отличавшемуся мудростью, знанием, добродетелями, — сказали: «Мы, как видишь, равны у Бога и нет у нас ни разделения, ни какого-либо противодействия друг другу, а каждый из нас отдельно в своем времени, отдельно вдохновленный Божьим Духом написал соответствующие поучения для спасения людей. Так что нет между нами ни первого, ни второго, но если ты ссылаешься на одного, то в том же согласны и оба другие. Поэтому, повели препирающимся по поводу нас прекратить споры, ибо как при жизни, так и после кончины, мы имеем заботу о том, чтобы привести к миру и единомыслию концы вселенной. Установи празднование нашей памяти в один день, так как мы равны у Бога, а совершающим память о нас мы будем споспешниками к спасению».
Епископ Иоанн сделал, как ему повелели Святители. А из-за того, что Церковь уже праздновала в январе память каждого из них по отдельности, то он в 1076 году назначил их общий праздник 30 января (по Юлианскому стилю — 12 февраля). Кроме того, в их честь епископ составил проповедь, тропари, каноны и стихиры. Наши летописи 1076 года упоминают об установлении этого праздника в Греции.
Богослужение праздника воспевает и прославляет трех Святителей за их горячую любовь к Богу и ближнему, твердую веру, значение для Церкви, светлые добродетели, Божью мудрость и заступничество.
«Василий божественный ум, — поем на стиховне малой вечерни, — Григорий божественный глас, Иоанн воскресный светильник, три высочайшие угодницы Троицы и служителие да прославятся». В стихире на стиховне вечерни сказано: «Духа органы, грома божественного трубы, молнии проповедничества, светильники всесветлые, золотые и светоносные в Боге, преблаженный Василие, Григорие всемудрый, всезлатой и всечестный Иоанне».
Приводя в пример их величие, заслуги и значение для Бога, Церковь призывает верных к подобающему прославлению Трех Святителей: «Любители праздника, — поем на литии, — сойдясь, славим песенными похвалами Христовых Святителей, Отцов славу, столпы веры и верных учителей и хранителей, говоря: Радуйся, церковное светило, Василие премудре, и столпе нерушимый. Радуйся, уме небесный, архиерее преславный, Григорие Богослове. Радуйся, Златослове, всезлатой Иоанне, покаяния ясный проповедниче. Но, Отцы пребогатые, не переставайте всегда молиться ко Христу о верою и любовью совершающих ваше священное и Божественное торжество».