Почитание святых в Церкви берет свое начало вместе с культом первых мучеников христианской эры.
Почитание святых в Церкви берет свое начало вместе с культом первых мучеников христианской эры. В начале христиане отмечали «день рождения к небу» (dies natalis), т.е. день мученичества единичных христиан. Обычно этот день совпадал с днем погребения, так по общепринятому тогда обычаю при их гробах происходили трапезы.
Значительное обогащение литургических календарей воспоминаниями dies natalis мучеников приводит к тому, что в III-IV вв. возникает отдельный праздник всех Мучеников, поскольку в течение литургического года было уже невозможно вспомнить всех известных и безымянных христиан, которые пролили кровь ради Господа и Его Евангелия.
В более поздних веках культ мучеников дополняется еще культом апостолов, пастырей, монахов, монахинь и святых людей. Поэтому постепенно рождается праздник, который в один день вспоминает всех Святых – известных и безымянных, канонизированных и тех, о чьей святость знает только Бог.
Папа Григорий III (731-741) в базилике св. Петра освятил часовню в честь Спасителя, Его Матери, всех апостолов, мучеников и исповедников Христа и всех совершенных праведников, которые почили по всему миру. Дата посвящения этой часовни неизвестна, но с того времени в некоторых странах (Англии, Ирландии) начинают чествовать Всех Святых в день 1-го ноября.
В IХ-Х вв. этот день становится на Западе известен как торжество Всех Святых. На следующий день после праздника Всех Святых Западная Церковь чтит память умерших. Рождение поминального дня на Западе связано с именем аббата Одилон с Клюни (известный бенедектинський монастырь во Франции), который приказал во всех подчиненных ему монастырях отмечать 2 ноября как воспоминание всех умерших верных. В настоящее время в западной Церкви 1-го ноября уже отмечался праздник Всех Святых. Поэтому дата аббата Одилон, предназначенная для воспоминания всех умерших христиан, имеет глубокую связь с праздником Всех Святых.
Из монастыря Клюни этот обычай распространился по всей Западной Церкви, которая до сегодняшнего дня поминает всех умерших второго ноября, то есть на второй день после торжественного упоминания Всех Святых. В этот день церковные общины собираются на кладбищах для общей молитвы за умерших.
Восточная Церковь также отмечает праздник Всех Святых. По давней традиции, которая уходит IV-V века, Всех Святых восточные христиане вспоминают в Литургии в первое воскресенье после Пятидесятницы. Таким образом подчеркивается особая связь святости с действием Святого Духа в человеческих сердцах.
Под влиянием традиции восточного обряда Церковь латинского обряда в Украине особо упоминает в своих молитвах всех умерших не только 2 ноября, но также в воскресенье после Пасхи, в так называемое Проводное Воскресенье.