Патриарх РПЦ Кирилл заявил, что никогда не признает Православную Церковь Украины. Ведь Киевская держава и Церковь для них – исторические истоки.
Об этом в интервью журналу «Країна» рассказал религиовед Александр Саган, сообщает Gazeta.ua.
«Сама же Московская Церковь, которая так называлась до начала XVIII века, образована только в 1448 году путем раскола Киевской митрополии и самопровозглашения автокефалии.
РПЦ открыто давит, используя экономические и политические рычаги, на другие Православные Церкви. Одна история с давлением на Элладскую Церковь только чего стоит, где лоббистами московских интересов были даже греческие министры. Фактически Кремль проводит политику религиозной экспансии. Это противоречит пониманию понятия «Поместная Церковь». Сейчас россияне открыто распространяют свое влияние на чужие канонические территории. Например, в случае с Александрийской Патриархией, которая признала ПЦУ в ноябре прошлого года. Так вот, Москва начала принимать под свою юрисдикцию и финансировать священников этой Церкви еще в январе 2019 года. Такая агрессивная политика несколько пугает другие Поместные Церкви. Не все могут жестко дать отпор. На некоторые РПЦ имеет еще и финансовые рычаги давления. Поэтому они пока не спешат с признанием Поместной Церкви Украины, чтобы не подвергать себя противодействию МП», – объясняет эксперт.
По его словам, когда мы говорим о союзниках Москвы, то в первую очередь речь идет о нескольких Церквах.
«Антиохийской (имеет архиепархии в Сирии, Ливане, Ираке, Турции. Резиденция Патриарха – в Дамаске, – ред.) и Сербской Церквах. Они имеют давние отношения с РПЦ. А на территории первой, то есть в Сирии, сейчас вообще идет война при участии России. Сербская Церковь, как и Московская, находится в состоянии распада имперского религиозного сознания, а потому совместные проблемы их объединяют. К прихотям Москвы чувствительны Польская, Болгарская, Чешских земель и Словакии, Грузинская Церкви. Однако они нестабильно и часто ситуативно находятся в орбите РПЦ. Но в глобальных вещах поддерживают Константинополь. Например, Грузинская Патриархия в 2016 году не приехала на Всеправославный собор. Но сделала так не из-за поддержки позиции Моспатриархии, а потому, что грузины немного по-другому трактовали некоторые тезисы, выдвигавшиеся в итоговых документах Собора. Болгарская часто поддерживает позицию Русской, но в принципиальных вопросах становится на сторону Константинополя. Думаю, что Москва зря сильно надеется на безоговорочную поддержку тех Церквей, которые сейчас кажутся ей союзниками в противодействии Константинопольскому Патриархату», – добавляет религиовед.