Интервью директора РИСУ Тараса Антошевского для сайта Ассоциации "Новомедиа"
Возглавляет РИСУ Тарас Антошевский. Он - коренной львовянин, который гордится своим городом. Женат, имеет троих детей. Греко-католик, в студенческие годы был активен в христианском мирянском движении. Окончил исторический факультет и научно занимался историей христианско-общественного движения. Еще в школе пробовал делать рукописную газету, а первую профессиональную журналистскую практику получил на радио "Воскресение" в середине 90-х годов. Политические симпатии - христианская демократия, в свое время занимался выборами, работал в партийном офисе. После социологического мониторинга религиозных процессов принял предложение работать над созданием РИСУ и с 1 февраля 2001 года тесно связанный с этим порталом.
— РИСУ запускалась к визиту Иоанна Павла ІІ в Украину. Какой сейчас Вы видите основную задачу Службы?
— Идея информационного агентства, которое бы объективно информировало о религиозной жизни в Украине во всех ее проявлениях, существовала и раньше, то есть еще когда не шла речь о таком визите. Мир часто знал о религиозной жизни в Украине из зарубежных источников, то есть преимущественно перекручено и так, как кому-то нужно. Пожалуй, все мы понимаем, что такие источники, как российский Интерфакс-религии, является примером полной субъективности и заангажированности. К сожалению, у нас не существовало до сих пор солидных религиозно-информационных проектов при самых известных информационных агентствах, как это происходит в той же России. Потому идейные вдохновители РИСУ воспользовались внезапным интересом к религиозной ситуации в Украине, возникшей в связи с визитом Папы в Украину. Сначала у нас была только английская версия. И еще долгое время нашим основным читателем был иностранец или украинская диаспора.
С тех пор у нас не изменились ни идея, ни цель, ни задача. Изменился объем работы (теперь это уже 5 языковых версий), соответственно увеличилось количество людей, работающих над проектом, и выросли планы. Мы и в дальнейшем ставим целью объективно информировать обо всем, происходящем в религиозной жизни Украины. Если посмотреть на страницу редакции на портале, то там до сих пор находится лозунг, неизменный за 9 лет существования РИСУ: «Держать руку на пульсе религиозной жизни Украины».
— Представители какой конфессии работают в РИСУ?
— Я бы сказал не в РИСУ, а над РИСУ, то есть не только в редакции, а над проектом в целом. В редакции, расположенной в Украинском Католическом Университете, являющимся собственником и основателем РИСУ, работает 6 человек. Среди них есть греко-католики, православный, и верный церкви ХВЕ. Касательно постоянных корреспондентов — среди них преобладают римо-католики, но есть протестанты и православные. Среди постоянных авторов преобладают православные. Активно сотрудничаем с баптистами, остальными протестантами, иудеями. Словом, конфессиональная палитра — очень многообразна. При чем мы никогда не обращали пристального внимания на конфессиональность, а в первую очередь старались найти профессионала, который, обладая журналистскими навыками, разбирается в религиозной тематике и хочет этим заниматься.
— Звучит немало упреков, что РИСУ популяризирует ислам в Украине...
— В Украине мало кто пишет позитивно о мусульманах. Потому что такой у нас стереотип. Когда что-нибудь плохое сделал мусульманин, то сразу же обращается внимание на его религию. Но разве у нас все преступления совершают только представители нехристианских или т.н. нетрадиционных вероучений?
Мы пишем о мусульманах то, что есть на самом деле, не всегда так, как им хотелось бы о себе услышать. Мы пишем об их праздниках, обычаях, календаре и т.п. В конце-концов, мусульмане были на украинских землях еще до официального принятия христианства как государственной религии. Вспомним, что князь Владимир знакомился при выборе веры также с мусульманскими посланниками. А в 14-15 ст. на юге Украины сформировалось крымско-татарское мусульманское государство. Сегодня в Украине проживает довольно много мусульман. Они сами насчитывают более миллиона своих верных. Просите, но никакая евангельская Церковь не может сказать, что у нее столько своих верующих. Имеем ли мы право не обращать на них внимание? Тогда какой же с нашей стороны это будет объективный взгляд на религиозную жизнь в Украине?
Интересно, что среди наших блоггеров есть одна мусульманка. Из всех блогов ее статьи под общим названием «Преодоление стереотипов» вызывают чуть ли не наибольший интерес и реакцию читателей. И там действительно ведется дискуссия. К сожалению, никто другой не является столь активным в отстаивании своих взглядов, как эта женщина.
Популяризация предусматривает целенаправленную деятельность. Для нас интереснее целенаправленно показывать особенность религиозности нашего народа, как она исторически развивалась, какие существовали этапы, что было особенного и неповторимого. Думаю, что популяризацию чего-либо стоит искать не в новостях РИСУ, аналитике, интервью или подобных материалах, а в совсем других разделах. :)
— РИСУ – это скорее площадка для информирования и дискуссии или же попытка сформировать определенные религиозные традиции в Украине?
— РИСУ — это в первую очередь информационное агентство со своим большим порталом, где есть место и для информирования, и для дискуссии. Мы однозначно не формируем какие-либо религиозные традиции, потому что этим должны заниматься религиозные организации, Церкви. Мы можем формировать определенные общественно-мировоззренческие традиции, поскольку в качестве СМИ мы, так или иначе, влияем на общество. Скажем, мы формируем толерантный взгляд на окружение, на других и на их право верить иначе. В этом деле нередко встречаем сопротивление. И что показательно, часто именно те, кто еще до недавнего времени были на украинских землях т.н. нетрадиционными (как некоторые говорят — «сектантами»), теперь пытаются распространять нетерпимость к тем конфессиям, которые сегодня не являются традиционными на религиозной карте Украины. Например, евангельских христиан часто возмущает, что существуют определенные организации, благосклонные к православию и считающие протестантов сектантами и борющиеся с ними. Но нередко апологеты евангельского учения наступают на те же грабли и пытаются повлиять на законодательство, чтобы ограничить деятельность новых религиозных движений. Тогда у меня возникает вопрос: не опасаются ли они, что вместе с теми, против кого они борются, в секты зачислят и их самих? Я, скажем, за твердое выполнение существующего закона без поблажек для тех священнослужителей, у которых есть VIP-прихожане и которые могут безнаказанно нарушат закон в той или иной форме. Мы за традиции соблюдения закона, но за свободу слова и взглядов.
— Поскольку Вы активно сотрудничаете с пресс-службами церквей, вопрос следующий: можете ли вы отметит повышение профессионального уровня этих пресс-служб в последнее время? Существует ли какая-то специфика — региональная/конфессиональная?
— Однозначно, мы отмечаем улучшение работы церковных информационных служб. Знаем, что и сами главы Церквей начали к этому делу относиться с большим уважением. И это не было вызвано только тем, что нужно оперативно реагировать на вызовы общества, хотя это и существенный фактор. Мне кажется, что Церкви сознательно начинают значительно конструктивнее относиться к СМИ, видят в них силу, которая может быть на пользу миссионерству, евангелизации, особенно в служении с молодежью, интеллигенцией и т.п.
Мы также заметили, что Церкви понимают необходимость профессионального подхода к медиа-служению. Потому открываются журналистские факультеты или специальности в религиозных учебных заведениях (для высокого профессионализма им еще много нужно работать, но первые шаги уже сделаны), молодые богословы получают журналистское образование в светских вузах. Некоторые даже едут за границу с этой целью.
В частности большой опыт есть у римо-католической школы журналистики. Ни одна Церковь в мире не разработала такого количества пастырских документов касательно масс-медиа, как РКЦ. И используют их не только католики.
К нам тоже обращаются за помощью в медиа-обучении церквей, и мы видим заметные результаты после этого. Так, более года тому назад мы создали при РИСУ «Школу PR-технологий» для церковных организаций. Наши специалисты, курирующие это направление, за год объездили всю Украину, проводя десятки курсов. Преподавали как межконфессиональным группам заинтересованных людей, так и на уровне семинарий и специальных общецерковных конференций. Что приятно, этой темой интересуется и молодежь, и пасторы, и священники церквей. Даже некоторые иерархи, епископы, были слушателями нашего курса. Иногда мы в редакции называем это «пробуждением сверху», когда само церковное руководство понимает важность медиа-образования и благословляет создание пресс-органов, как в центре, так и в регионах. И мы специально не ищем заинтересованных, поскольку это не основное направление работы РИСУ, однако они сами обращаются с просьбой о помощи. В абсолютном большинстве это представители евангельских Церквей. И тут есть огромное преимущество межконфессионального сотрудничества, ведь когда тренера из разных конфессий в унисон работают, то этим также показывают, что мы можем сотрудничать и помогать друг другу. Это помогает разрушать многочисленные межконфессиональные стереотипы.
И что имеем в результате? Лучшие новости и пресс-релизы, намного лучшую возможность контактировать с церковными ньюсмейкерами в случае нашей необходимости, а также дружественные, партнерские отношения с религиозными организациями.
Нередко нас приглашают на церковные мероприятия для информационной поддержки. У нас даже есть пример, когда наша коллега помогла одной Церкви найти понимание в тех СМИ, которые сначала относились к мероприятиям этой Церкви откровенно воинственно. Профессиональный подход журналистки помог не перессориться с газетами, не покупать у них полосы, не судиться с ними, а обрести в них друзей. Я, в частности, категорически против того, чтобы церкви покупали полосы в СМИ для размещения статей о себе. Одно дела обычная реклама каких-то мероприятий, а другое — заказ «джинсы» или размещение собственной. Это просто, потому что купил и все. Но Христос ведь не предлагал денег или других материальных благ за то, чтобы его люди слушали.
А касательно специфики — я бы отметил в первую очередь работу пресс-службы УПЦ (МП), которая причастна к лучшим религиозным медиа-проектам в Украине. Хорошо работают информационные службы УГКЦ и некоторых диецезий РКЦ. При чем некоторые епархиальные пресс-секретари являются образцовыми; в этих Церквях есть прекрасные церковные печатные издания, Интернет-ресурсы или телепроекты. Всегда активны пресс-службы УПЦ КП, самых крупных евангельских объединений. Но даже у небольших Церквей могут быть хорошие медиа-проекты или навыки работы с местными медиа. Всех трудно перечесть, поскольку всех мы можем и не знать лично.
— Какими исследовательскими проектами занимается РИСУ? Возможно, в партнерстве с УКУ...
— Исследования, которыми мы занимаемся, носят журналистский характер. Много лет мы осуществляем проект мониторинга религиозной свободы в Украине при поддержке Фонда поддержки демократии Посольства США в Украине. Наши постоянные партнеры в этой сфере — это Отделение религиоведения Института философии НАН Украины и Институт религиозной свободы. Мы исследуем украинское духовное наследие вместе с сотрудниками Института литургики УКУ и национальным музеем во Львове. Мы начали заниматься популяризацией религиозного туризма и паломничества по Украине и уже нашли интересных партнеров, в т.ч. заграничных. В планах еще некоторые проекты, которые наверняка будут успешными, но о них еще рано говорить. Естественно, что один из наших ближайших партнеров — Институт религии и общества, проектом которого и является РИСУ. Это научно-исследовательское учреждение осуществляет несколько интересных проектов, носящих внеконфесиональный характер, а потому мы их информационно поддерживаем. Например, издание современного общественного учения разных Церквей Украины и общественного учения Отцов Церкви. Сотрудничаем с Институтом Экуменических студий УКУ, в частности, сотрудники РИСУ преподают некоторые дисциплины студентам специальности религиозная журналистика.
Вероятно, уже многие слышали о круглых столах РИСУ, посвященных теме «Религия. Масс-медиа. Общество». Мы их планируем продолжать и развивать в регионах, где это будет нужно. Но в первую очередь нашим приоритетным проектом является объективная информация о религии в Украине.
— Ваш проект «Народный репортер» — хорошая возможность для молодых журналистов. Пользуются ли они этой возможностью?
— Этот проект создавался в первую очередь для тех новостей, которые интересны, но не соответствуют формату основных новостей РИСУ. Например, в каждом городе, на приходе происходят какие-то интересные вещи, о которых люди, даже не владея журналистскими навыками, хотят рассказать. По правилам, в «Народном репортере» не должно быть официальных пресс-релизов. А вот студенты там могут практиковаться. И летом в этом году сюда присылали свои материалы молодые журналисты.
Правда, мы надеялись на большую активность писателей. Но возможно эти новости не столь известны, потому еще не все потенциальные авторы о них знают. Однако мы будем развивать и популяризировать это направление уже в формате нового портала РИСУ, работу над которым сейчас постепенно заканчиваем.
Кстати о новом портале. Он отнял у нас много сил, времени, но чем дальше, тем больше мы удовлетворены своим новым детищем. Новый портал дает большие возможности лучше представить религиозную палитру Украины. Постепенно некоторые наши подразделы превращаются в отдельные подпорталы. Например, библиотека или раздел, посвященный религиозному туризму. Наши блоги за короткое время стали довольно популярными, и у нас появился с десяток новых авторов. Кстати, теперь мы только открываем по просьбе авторов блоги для них на РИСУ, а дальше это полностью их «каноническая территория».
Сейчас перед нами стоят две важные задачи: скорейший перенос материалов со старого портала на новый (это тысячи статей), а также «раскрутка» портала (из-за продолжительных технических трудностей со старым порталом и из-за перехода на новый наш рейтинг несколько упал).
Потому на РИСУ и молодые журналисты, и опытные асы могут найти для себя место для самореализации!
— Что для Вас лично значит христианство — часть Вашей профессии или нечто большее?
Я христианин с рождения, так меня воспитывали. Даже в советское время я не скрывал своих взглядов, в частности, никогда не принимал участия в субботниках, которые организовывали в школе в субботу перед Пасхой, поскольку шел святить пасхальную корзинку. Слава Богу, что учителя это понимали. Более того, когда мы с одноклассниками шли колядовать на Рождество (а это было в 80-х), то часто начинали именно с домов некоторых учителей. И до сих пор я с ними чаще всего встречаюсь в воскресенье в Церкви.
В свое время я даже думал идти учиться в семинарию на священника, но все же остановился на специальности историка, о чем не жалею. Теперь я сочетаю журналистскую деятельность с преподаванием истории (долгое время преподавал историю христианства в семинарии при монастыре, а теперь один из моих бывших студентов — настоятель моего прихода).
А на работе я стараюсь быть не представителем какой-то конфессии, а журналистом, редактором, администратором. И этого требую от своих коллег.
Таким образом, христианство для меня очень важная составляющая личной жизни, а одна из форм самовыражения – профессиональная деятельность. Можно так сказать, что работой я занимаюсь определенную, хотя и большую часть своей жизни, а христианином стараюсь быть всегда.
Ассоциация «Новомедиа», перевод с украинского - РИСУ