Интервью со священником Романом НЕБОЖУКОМ, руководителем Бюро УГКЦ по связям с государственными органами власти
Поводом для этого разговора стало то, что 26 июня на заседании расширенной коллегии Министерства образования и науки Украины при участии представителей Всеукраинского Совета Церквей и религиозных организаций (ВРЦиРО) был поддержан законопроект депутатов В.Стретовича и В.Марущенко (ХДС) о предоставлении религиозным организациям права на основание общеобразовательных учебных заведений.
Однако для многих граждан Украины такие школы являются своеобразным «котом в мешке», который вызывает у них опасения, предубеждения и предостережения. Но, знаем, что в Украине уже есть опыт таких школ, в частности, есть школы, основанные под патронатом УГКЦ.
— Отец Роман, что это за школы: какая форма и программа преподавания, и какое здесь место Церкви в процессе воспитания и учебы?
— Дело в том, что в Украине частные школы существуют еще с первых годов украинской независимости. И в рамках сети этих частных школ есть частные общеобразовательные школы, которые на первое место поставили систему христианского воспитания, где параллельно с образовательным процессом стоит задание сформировать христианское сообщество в школе и над которыми имеет патронат УГКЦ. В таких школах больше внимания, чем в государственных или муниципальных, уделяют вопросу передачи детям христианских культурных и духовных ценностей. Я знаю, что подобные общеобразовательные школы существуют в нескольких городах Украины на попечении православной, протестантской, еврейской, мусульманской религиозных общин.
Можем назвать следующие учебные заведения, которые действуют под патронатом нашей Церкви: школа I-II степеней им. Василия Великого (г. Ивано-Франковск), школа I-II степеней им. Св. Софии (г. Львов), коллегиум им. Священомученика Иосафата (г. Бучач, Тернопольской обл.), лицей им. Патриарха Иосифа Слепого (г. Тернополь), коллегиум-интернат «Знамение» (с. Зарваница, Тернопольской обл.), лицей, им. блаж. Климентия Шептицкого (г. Львов).
Среди этих школ нет отдельного учебного заведения с первой по третью степень, но общий опыт, как видим, охватывает все возрастные группы.
Законопроект депутатов Марущенко и Стретовича должен легализировать ситуацию, которая уже де-факто много лет существуют в нашем образовании.
— Чем отличается учебная программа в школе, которая находится на попечении Церкви, от программы обычного учебного заведения?
— Первостепенной целью основания этих школ не является обучение катехизиса или воспитание детей в вере. Для этого Церковь открывает субботние или воскресные школы. Цель этих школ – дать качественное общее образование. Но процесс получения этого образования происходит в христианской среде. То есть общеобразовательный стандарт в наших школах безусловно обеспечивается. Контроль со стороны органов управления образованием выполнялся и должен выполняться. И этого не ставят под сомнение ни родители, ни Церковь. Потому что нашим заданием является интеграция ребенка в общество, чтоб он мог продолжить получение образования в украинских или зарубежных высших учебных заведениях.
Современные родители по-разному определяют свои приоритеты относительно того, что они хотят обеспечить своим детям через школьную учебу. Верующие родители на первое место часто ставят качественное школьное воспитание, чтобы ребенок воспитывался христианской средой, чтобы моральные и культурные ценности, которыми живет христианская семья, не прерывались на пороге школы, но чтобы школа продолжала и дополняла то, что дает семья и Церковь. Поэтому они ищут возможности отдать детей в такие общеобразовательные школы, какие будут отвечать на эти их потребности.
Здесь появляется еще один вопрос: не достаточно ли того, что уже существуют отдельные общеобразовательные учебные заведения? На начальном этапе становление таких школ может этого было и достаточно. Но, во-первых, за нашими плечами ценный отечественный опыт – от начала христианизации Киевской Руси и вплоть до советского периода нашей истории, когда происходила насильственная атеизация образования. Украинская педагогика построена на опыте христианских педагогов Памфила Юркевича, Константина Ушинского, Софии Руссовой, священника Юлиана Дзеровича, Григория Ващенко.
С другой стороны, мы познаем современный международный опыт. Например, существует целая сеть католических школ, в которых во всем мире учится свыше восьми миллионов учеников. Эти школы есть на всех континентах и в большинстве стран мира. Поэтому законопроект, о котором мы говорим, не только легализирует все то, что существует, он также позволяет, чтобы в Украине такие школы объединялись в собственные структуры, что позволит сформировать определенное педагогическое направление и обогатить палитру учебных заведений, и применить новые экспериментальные подходы. То есть создается система, которая, конечно, интегрированная в национальную украинскую образовательную систему, но она обогащает ее достаточно ценным элементом, который до недавних пор был у нас насильственно элиминированный.
— Какие есть примеры такого партнерства?
— Школы под патронатом УГКЦ, как правило, имеют партнера – католическую школу из Австрии, Италии или Польши. В рамках сотрудничества проводятся и общие летние лагеря, и спортивные соревнования, молитвенные и культурные мероприятия. Это также возможность большей подготовки педагогических кадров и углубленное изучение иностранного языка, участие в международных конференциях и еще много других разнообразных возможностей.
— Относительно педагогического персонала в школах под патронатом Церкви: какой квалификационный уровень этих людей, обязательно ли они должны быть верующими?
— Подбор учителей происходит в соответствии с государственными требованиями. Другими словами, эти педагоги должны иметь соответствующее образование и квалификацию, как и в других общеобразовательных украинских школах. Но, кроме того, как правило, есть еще дополнительное условие – они должны быть верующими людьми и носителями христианских ценностей. Следовательно, мы должны понимать, что с одной стороны это общеобразовательное учебное заведение, потому здесь должны придерживаться все стандарты образования, и уроки математики или географии не подмениваются уроками катехизиса. Но очень важным является сама личность учителя, педагогические подходы, уважение к личности ученика.
Относительно сугубо религиозного воспитания, то оно происходит вне пределов основного учебного процесса. В наших школах, как правило, назначается священник, который выполняет задание духовной опеки. Происходят богослужения, общие молитвы. Дети получают навыки волонтерского труда и благотворительной деятельности.
— Но, все же, среди нашей общественности существуют предубеждения относительно учебных заведений, которые учреждают Церкви или религиозные организации. Многие считают, что в таких школах будут учить исключительно “батюшки” и “матушки”, а следовательно о каком уровне образования можно вообще говорить? Как Вы думаете, почему существуют такие мысли, и они далеко не одиночные?
— Как по мне, главная причина этих предубеждений заключается в неосведомленности. Большинство наших граждан не различают церковную воскресную школу, которая призвана давать религиозное воспитание, от общеобразовательного учебного заведения, которое действует под патронатом Церкви. Следовательно, здесь есть фундаментальная разница, которую еще нужно большинству гражданам понять.
Вторая причина — это предубеждение из прошлого. Раньше понимание принципа отделения школы от Церкви заключалось в том, что в образовании вообще не должно быть религиозного элемента. Другими словами это предубеждение из прошлого звучит так: религия несовместима с наукой и образованием. Но светскость образования не заключается в его исключительно атеистическом характере. Она есть как раз в том, что отвечает на потребности как верующих так и неверующих родителей и детей. Поэтому я считаю, что наша национальная система образования должна предусмотреть возможность учебы, а также среду воспитания, которая является религиозной – и за своим преподавательским составом, и за большинством учеников, которые там учатся.
Третья причина заключается в том, что многие считают, что это может быть дополнительной угрозой для общества, потому что там могут формироваться закрытые сообщества, которые будут воспитывать религиозных фанатиков. Такая опасность действительно существует, и, я думаю, то здесь нужно говорить не столько о запретах, сколько нужно заботиться об общественном контроле за школами, которые учреждают религиозные организации. Я убежден, что образовательный и общественный мониторинг таких учебных заведений абсолютно необходим. Эти школы должны быть открытыми для внимания со стороны общества, родителей и органов управления образованием.
— Какая система финансирования частных школ, под патронатом религиозной общины?
— Конечно, финансовый фактор в таких школах есть решающим для их развития в существующих правовых реалиях. Поэтому и учится в наших школах по всей Украине лишь свыше восьмисот учеников – желающих есть много, но не все имеют возможности.
Проблема в том, что в Украине частная школа практически приравнивается к прибыльным бизнес-структурам, поэтому она не имеет никаких льгот в налогообложении доходов, обеспечении учебниками, коммунальных платежах или арендной плате помещения или земельного участка. Государство, фактически не признает социальной роли частных школ, в том числе и тех, которые находятся на попечительстве Церкви. Правда, особенностью школ под патронатом Церкви есть то, что они имеют дополнительные возможности дофинансирования. Это, в первую очередь, пожертвования со стороны родителей, это дополнительная финансовая помощь, которую предоставляют отдельные общины или структуры нашей Церкви, это сотрудничество с международными благотворительными фондами христианского характера – вместе они и обеспечивают тот минимум, который позволяет выживать нашим школам. К сожалению, о развитии пока что речь не идет и основная причина – финансовая.
Хотя здесь скрывается глубокая общественная несправедливость. Потому что, с одной стороны, Конституция гарантирует обязательное общее среднее образование, а с другой — те родители, которые доплачивают учебу детей, являются гражданами Украины и налогоплательщиками. Однако государство на учебу их детей ничего не выделяет из бюджета только потому, что они выбрали частную школу. Поэтому, весь груз финансирования ложится на плечи родителей. Наша позиция заключается в том, чтобы государство обеспечило финансирования обязательного образовательного стандарта, а уже те дополнительные возможности, которые создает такая частная школа, должны были бы финансироваться Церковью и родителями.
— Учеба в частной школе — удовольствие не из дешевых. Какая льготная система предусматривается для тех учеников, родители которых не в состоянии оплачивать такое обучение?
— В католических школах каждое учебное заведение — администрация и родители — сами решают, какие условия приема в школе. И, соответственно, при этом учитывается действующее законодательство государства. Поэтому каких-то общих льготных правил не может быть. Но здесь действует система стипендий для одаренных детей из малообеспеченных семей. Конечно, она не может охватить всех детей, но 10-15% учеников имеют разные формы дофинансирования их учебы. Таким образом мы хотим изменить распространенное мнение, что частные школы лиш для детей богатых родителей. И школы под патронатом Церкви открыты для одаренных детей.
Источниками дофинансирования являются или отдельно созданные фонды, или это помощь Церкви, или же помощь благотворительных организаций. В настоящий момент также разрабатывается идея создания общеобразовательного благотворительного фонда, который бы заниматься дофинансированием потребностей детей в школах, основанных УГКЦ.
— Вы отец. У Вас трое детей. Если бы Вы имели выбор отдать ребенка в государственную общеобразовательную школу, в частную или в частную, которую учредила Церковь или религиозная организация, какой школе отдали бы предпочтение и почему?
— Это вопрос теоретический, потому что в действительности ситуация является иной – в Киеве, к сожалению, мы еще не имеем школы, которая находилась бы на попечении нашей Церкви. И вообще, о таком выборе на большей территории нашего государства, к сожалению, не можем говорить. Однако для меня как отца важна, не только церковная принадлежность школы, но, чтобы она была открытой на богатство религиозной палитры Украины, ее многоконфессиональность. Потому что ребенка нужно воспитывать на своей традиции, но его нужно воспитывать к жизни и в таком конфессиональном разрезе, которым является наше общество.
Я вижу задание и призвание родителей не в том, чтобы отгородить ребенка от общественности, а, наоборот, — интегрировать. Интегрировать через прививание ребенку лучших качеств, которые имеет христианство и которые имеет украинская культура. Вот в этом я вижу задания родителей и таких школ. А реально я считаю, что в настоящий момент наиболее оптимальным и доступным вариантом в Киеве является муниципальная или государственная школа, но с дополнительным финансированием, которое обеспечивают родители через благотворительные фонды. В Киеве есть большой выбор частных школ, но, опять же, по финансовой причине они являются не доступными для почти девяноста процентов наших детей.
Поэтому моя активность и активность нашей Церкви и единомышленников, которых мы имеем в других средах, – и педагогов, и других Церквей, направлена на то, чтобы законодательно обеспечить право для религиозных организаций выступать основателями школ. Это во-первых.
Во-вторых, чтобы государство частично обеспечивало финансирование, а не весь груз переносило на плечи родителей.
И в-третьих, чтобы частных школ в Украине было намного больше, потому что это создание возможностей для выбора учеников и родителей, для повышения качества образования, для налаживания социального партнерства общества и школы, для развития нашей национальной системы образования.
— Спасибо за беседу.
Разговаривала Светлана ЯРОШЕНКО.
Киев, 4 сентября 2008 года