Самороспуск антигейского служения Exodus International свидетельствует о неприятии американцами понятий «лечение» и «терапия» и является следствием изменений в отношении к ЛГБТ-кругам. В Украине событие вызвало обострение всем известного конфликта.
Самороспуск антигейского служения Exodus International свидетельствует о неприятии американцами понятий «лечение» и «терапия» и является следствием изменений в отношении к ЛГБТ-кругам. В Украине событие вызвало обострение всем известного конфликта.
«Мы никак не отрицаем путей, с помощью которых Бог использовал Exodus для осуществления позитивного влияния на тысячи людей, однако новое поколение христиан ищет перемен. И они хотят, чтобы их услышали», – комментирует Тони Мур, член Совета директоров, причины закрытия организации в пресс-релизе.
Президент организации, Алан Чемберс, за день до самороспуска антигейской структуры шокировал религиозных сограждан своим обращением-извинением к ЛГБТ за вредные действия организации и объяснил свои радикальные действия следующим образом: «С иудео-христианской перспективы гей, «нормальный » или кто-либо – все мы является блудными сыновьями и дочерьми. Exodus International стала старшим братом блудного сына, который пытался навязать свою волю вместо Божьих обещаний и судить тех, кто достоин Его Царства. Бог призвал нас быть родителями и приветствовать всех и беспристрастно любить». 37 лет эксперты организации искали причины ЛГБТ-поведения своих «клиентов» в несчастном детстве и применяли психоневрологическое лечение. К тому же, Чемберс продолжает считать гомосексуализм грехом.
Репутация
Исполнительный директор ЛГБТ-портала «Точка опоры» Богдан Глоба с удовольствием комментирует закрытие фонда: «Судьба организации "Экс гей" показала, что такие организации не имеют научного основания и только наносят вред человеку». Впрочем, Exodus International никак нельзя назвать организацией, которая разрушила свою репутацию скандальным «де-программированием» или систематически нарушала права человека.
Будучи «бревном» в глазах поколения, которое помнит победные времена Харви Милка, первого открытого политика-гомосексуалиста из Сан-Франциско, энтузиасты организации считали себя «лекарством» для носителей нетрадиционной ориентации. Ранее организация защитила себя от огульной критики с помощью программного заявления, которое торпедирует криминализацию гомосексуализма (связано с активностью угандийской власти в 2009 году), запугивание (bullying или буллинг, травля ребенка или сотрудников) и экзорцизм («изгнание» гомосексуализма с помощью особой процедуры «изгнания» бесов или сатаны; популярное занятие в харизматических церквах). Однако «нерадужным» христианам часто вменяли то, что к геям и лесбиянкам они применяли метод «восстановительной терапии» (reparative therapy), то есть «целостного, душепопечительского подхода для тех, кто хочет избавиться однополых убеждений».
«Восстановление» же заключалось в возвращении гея к состоянию невинности и «натуральности», в котором он или она находились до тех детских проблем, ставших причиной гомосексуального мировоззрения. Оппоненты Exodus говорят, что родители очень часто были недовольны деятельностью организации, поскольку та бросала тень на их родительские способности.
Реакция
Самоликвидация консервативной структуры (и, самое главное, ее уход от «терапии» гомосексуалистов как явления или процесса) вызвала искреннюю радость у либерально настроенных американских христиан и противоположную реакцию у их украинских единомышленников. «Это печальный эпизод в деятельности сообщества по сохранению и распространению традиционных семейных ценностей. Похоже, что на организацию серьезно давили, если они извиняются за помощь, которую оказывали многим в освобождении от гомосексуализма», – с грустью констатирует Юрий Шпырный, член комитета украинской общественной организации «Любовь против гомосексуализма». Однако Б. Глоба эмоционально убеждает в обратном: «Мы должны раз и навсегда понять: сексуальная ориентация – это состояние человека, и она не лечится! Все остальное – это или самообман, или мошенничество!»
«Даже если Exodus International завершает свой путь и ищет пути переориентации, евангельская Весть так не делает. Мы верим, что Евангелие Иисуса Христа имеет силу изменять людей; если мы прекращаем в это верить, тогда то, что мы проповедуем, – это не Евангелие Иисуса, это другое Евангелие», – с уверенностью оппонирует ему житель Киева Шеннон Форд, руководитель отдела стратегии в Южной Европе Южной баптистской конвенции (самая крупная протестантская деноминация США).
Впрочем, закрытие организации с 37-летней историей огорчила даже тех христиан, которые убеждены в дозволенности однополых отношений: Кристофер Юань, известный в США христианский лидер и автор книги «Из далекой страны: путь сына-гея к Богу», выказывает «смешанные чувства» относительно извинений директора Exodus.
Не те, а другие
Разговоры Exodus о «терапии» или неклиническом «лечении» гомосексуалистов, очевидно, были органичными до 2003 года, когда, по решению Верховного Суда США, однополые отношения были декриминализированы на общенациональном уровне. До этого момента нетрадиционная любовь запрещалась в некоторых штатах. Впрочем, 2003 год – это «вишенка на торте», которая только подтвердила тектонические сдвиги в сознании рядовых американцев относительно вопросов ЛГБТ.
Если в 1996 году бывший президент Билл Клинтон подписал Закон о защите семьи (Defense of Marriage Act; в нем семьей считается союз мужчины и женщины), то уже в 2012-м двенадцать американских штатов с удовольствием засвидетельствуют брак между мужчиной и мужчиной. За решением каждого штата, конечно, нужно видеть желание большинства местных жителей.
Аудитория Exodus в 1980-х и 2010-х существенно изменилась. В социологическом исследовании организации Pew Research Center в 2001 году 57% американцев не позволили бы геям и лесбиянкам заключить законный брак, 35% имели противоположное мнение. Сегодня эти цифры изменились: только 43% жителей США против легализации однополых отношений, 50% – за.
Конечно, в контексте растущего принятия гомосексуализма разговор Exodus International о «лечении» и «обращении» становился все более неуместным. «Психологическое, социальное и политическое давление, оказываемое на представителей этих сообществ, приводит к отказу последних от служения человечеству в деле сохранения базовых природных ценностей человеческого бытия», – комментирует психолог-психотерапевт Людмила Гридковец, известная в Украине сторонница лечения геев. У ее оппонента, Богдана Глобы, другое восприятие «лечения»: «Можно играть на психологии человека, и вместо профессиональной психологической помощи в момент самопознания и понимания, кто он есть на самом деле, шарлатаны создают маленький ад для конкретных людей».
Активная религиозность членов Exodus была еще более заметным камнем преткновения, ведь, согласно новейшему исследованию американского ЛГБТ-сообщества, «лесбиянки, геи, бисексуалы и трансгендеры являются менее религиозными, чем обычные американцы». Также 33% религиозных сторонников квир-культуры говорят, что между их религиозными убеждениями и сексуальной ориентацией существует серьезный конфликт.
После бури
Алан Чемберс понял «дух времени». Сегодня вместо терапии и молитвенного лечения он предлагает «новый сезон служения новому поколению». «Наша цель – побороть страх и стать вместе с церквами безопасными, приветливыми и взаимно преобразующими сообществами», – делится он планами.
Впрочем, Exodus была зонтичной структурой, которая объединяла до 200 церквей, независимых служений и душепопечительских служб, которые уже заявили о своем намерении работать с геями самостоятельно. Genesis Counseling, Evergreen International и Desert Stream Ministries – названия этих организаций мало что говорят украинцам, однако эти влиятельные игроки и дальше, по сообщениям американских журналов, останутся активными. Останутся активными и аналогичные украинские служения, которые почувствовали, что «закрытие подобных организаций в Америке лишает психологической поддержки подобные структуры в других странах и, в частности, в Украине», – говорит госпожа Гридковец.
Кроме того, уход Exodus с исторической сцены заставил основных участников дискуссии высказать свои взгляды более радикально. Глоба призывает к запрету научным сообществам практик лечения, Шпырный высказывается в пользу совершенствования терапевтических методик, Гридковец говорит о сложностях, сопровождающих лечение геев.
Американец Шеннон Форд, который лично знал людей из ЛГБТ-сообщества, настроен на борьбу: «Иисус советовал входить узкими вратами. Те, кто надеется войти в эти ворота на собственных условиях, с сожалением найдут их закрытыми». Итак, вопрос молитвенного «лечения» и «терапии обращения» в Украине вновь стоит на повестке дня.