Учитывая «революцию достоинства», охватившую всю страну, старые вопросы актуализируются. Поэтому появилась надежда на быстрое принятие не только Концепции государственно-конфессиональных отношений, но и всех сопутствующих законов, которые будут регулировать сотрудничество религиозных институций и госорганов во всех сферах.
На фоне последних событий, которые не только всколыхнули Украину, но и полностью изменили сознание граждан, как никогда остается актуальным вопрос отношений между религиозными организациями и государственными органами. Главным документом, где прописаны нормы желаемого сотрудничества, остается Концепция государственно-конфессиональных отношений, которая имеет свою продолжительную историю.
Вопрос утверждения новых норм в урегулировании отношений между государством и Церковью возник еще в середине 90-х годов. Но, учитывая общую социально-политическую ситуацию и отношение со стороны чиновников к религиозным организациям и деятелям в частности, документ до сих пор остается «в столе». Напомним, что проект Концепции был опубликован на официальном сайте Госкомитета Украины по делам национальностей и религий еще 31 июля 2008 года. Кроме того, в свободном доступе размещена аналитическая записка о законопроекте на сайте Национального института стратегических исследований при Президенте. К разработке документа активно присоединялся и Центр Разумкова, который возобновил публикации проекта в журнале «Національна безпека і оборона» в №1 за 2013 год.
Однако, учитывая «революцию достоинства», охватившую всю страну, старые вопросы актуализируются. Поэтому появилась надежда на быстрое принятие не только Концепции государственно-конфессиональных отношений, но и всех сопутствующих законов, которые будут регулировать сотрудничество религиозных институций и госорганов во всех сферах. РИСУ обратилась к экспертам, которые пояснили, почему принятие Концепции до сих пор откладывается и каких изменений стоит ожидать в случае ее принятия.
– Как сейчас развивается ситуация вокруг принятия Концепции о государственно-конфессиональных отношениях? Чего стоит ожидать от новой власти?
– Попытки принятия Концепции государственно-конфессиональных отношений в Украине как закона, который бы регулировал всю сферу свободы вероисповедания и государственно-конфессиональных отношений, уже имеют более десятилетнюю историю. По тем или иным причинам все прежние власти изучали и согласовывали этот документ, дискутировали, стоит ли его принимать. Но религиозное сообщество стояло на одном – нужно Концепцию принять и тогда браться за изменения других законов, регулирующих правовые отношения в этой сфере. Почему именно Концепцию? Потому что она, утвержденная как Закон о принципах государственной политики в сфере государственно-конфессиональных отношений, определяла бы магистральный путь развития отношений Церкви и государства, а именно их паритетный характер. Обществу необходимо лишь такая трактовка записанного в Конституции принципа отделения Церкви от государства.
Стоит пояснить, что Концепция предлагает не жесткое отделение, а скорее сотрудничество на пользу общества на партнерских принципах. Религиозное сообщество настаивало на первоочередном принятии именно Концепции, ведь после этого будет легче вносить необходимые изменения в законодательство. Всегда было опасение, что, попав в Верховную Раду, даже очень хороший законопроект между первым и вторым чтением может существенно измениться. А поскольку эта сфера правового урегулирования очень деликатная, даже взрывоопасная, то Церкви и религиозные организации настаивали на первоочередном принятии именно этого проекта, в «чистом виде».
Нынешняя власть сразу задекларировала свою поддержку такого стремления и готова всячески содействовать, чтобы Концепция была принята как закон. Так что это намерение есть и Церкви его одобряют. Но вместе с тем интенсифицировался процесс внесения изменений в Конституцию Украины. И, если брать по важности регулирования всей сферы свободы вероисповедания, то на наивысшей ступени стоит именно Конституция. Поскольку процесс высшего уровня интенсивно начат, религиозное сообщество еще в 2008 году проработало предложения изменений к Конституции, которые бы позволили регулировать правовые отношения в сфере свободы вероисповедания таким же образом, как это предлагает Концепция. Если даст Бог, то эти изменения будут внесены, потому что документ официально подавался неоднократно всем властям – если их учтут, то это развяжет очень многие проблемы, которые пробовали решить через Концепцию.
Сейчас все усилия направлены на то, чтобы в Конституцию были внесены все предложения от Всеукраинского Совета Церквей и религиозных организаций. Но сейчас этот процесс не четко регламентирован и неизвестно, как поведет себя наш политикум – поэтому будем настаивать и просить, чтобы все-таки принять Концепцию, чтобы не бегать за фундаментальными изменениями и закрепить необходимые обществу основы этих отношений. Потом был бы принят в новой редакции базовый Закон о свободе совести и религиозных организациях (проект которого также проработан), а также внесены изменения в другие сопутствующие законы и приняты другие соответствующие подзаконные нормативно-правовые акты.
– Что будет иметься в виду под переходом на партнерские отношения Церкви и государства?
– У Церкви очень большой потенциал к улучшению жизни общества, в основном в сфере воспитания поколений и социального служения. Церковь и государство должны оставаться суверенными в сферах своей деятельности, никогда не вмешиваться в сферы исключительной компетенции и не становится «одним телом» – это и есть принцип отделения, прописанный в Конституции. К сожалению, этот принцип теперь часто понимается как жесткое разделение, и это господствует сейчас во взаимоотношениях. Концепция же подает интерпретацию, которая отображает реальность и указывает соответствующее место Церкви в общественном бытие и ее взаимоотношения с государственным аппаратом на принципах партнерства.
Однако до сих пор действуют некоторые законы, которые препятствуют нормальной и общественно-полезной деятельности Церквей и религиозных организаций. Например, до сих пор Церкви и религиозные организации не имеют права основывать общеобразовательные учебные заведения, когда общественным организациям и даже частным лицам это право предоставляется. Это яркий пример трактовки принципа отделения Церкви и государства в жестком «якобинском» стиле – вон Церковь из общественного публичного бытия и точка.
Принятие Концепции даст возможность снять эти проблемы. После этого, через смену базового Закона о свободе совести и религиозных организациях, других законов и подзаконных актов, которые мешают реализации партнерской модели отношений Церкви и государства, удастся исправить существующего ситуацию. Также есть надежда на возобновление работы Комиссии по вопросам обеспечения реализации прав религиозных организаций при Кабинете министров Украины, которая в последний раз собиралась на свое заседание почти два года назад и фактически не работала.
– На какой стадии находится Концепция о государственно-конфессиональных отношениях? Возможно ли ожидать ее принятие в ближайшие сроки?
– Проект Концепции государственно-конфессиональных отношений в Украине был проработан еще в начале 2000-х годов Центром Разумкова при участии представителей Церквей и экспертов. Концепция – это такой себе проект основных принципов законодательства в сфере государственно-конфессиональных отношений рамочного характера. Следует отметить, что впервые вопрос Концепции поднимался правительством Украины еще в середине 90-х годов, но по определенным причинам тот документ не был рассмотрен парламентом.
Программа деятельности правительства А.Яценюка, утвержденная Верховной Радой, предусматривает в сфере гуманитарной политики принятие закона «О Концепции государственно-конфессиональных отношений в Украине», согласно проекту, одобренному Всеукраинским Советом Церквей и религиозных организаций. Для того чтобы законопроект от правительства попал в парламент, необходимо, чтобы перед этим документ прошел процедуру согласования среди центральных органов исполнительной власти. Возможен такой вариант, чтобы законопроект был подан в парламент депутатами или Президентом Украины. Вместе с тем, учитывая ситуацию в Верховной Раде и в целом в Украине, представители ряда конфессий считают, что проект Концепции целесообразно рассмотреть в парламенте следующего созыва. Это связано также с тем, что Верховная Рада не отображает политические настроения украинского общества, а также тем, что большинство депутатов запятнали свою репутацию репрессивными «законами» от 16 января.
– Есть такое мнение, что принятие сопутствующих законов, которые будут реформировать разные сферы, сможет перекрыть принятие Концепции в целом, она станет по сути не нужной. Что бы Вы могли сказать по этому поводу?
– Концепция государственно-конфессиональных отношений – это основы законодательства, которые определяют направление развития законодательства в религиозной сфере. В контексте указанного внесения изменений в ряд законов, имеющих отношение к разным аспектам свободы вероисповедания и деятельности религиозных организаций, не приведет к тому, чтобы утратил актуальности вопрос принятия главных основ в сфере государственно-конфессиональных отношений.
– Одна из вероятных причин непринятия Концепции в ближайшее время – это ожидание внесения изменений в Конституцию, в том числе и якобы правок от религиозного сообщества. Как на самом деле развивается ситуация вокруг реформирования базового закона государства?
– Вопрос внесения изменений в Конституцию Украины уже не первый год стоит на повестке дня и сейчас в очередной раз актуализировался. Всеукраинский Совет Церквей и религиозных организаций имеет согласованные предложения к разделу «Права и свободы человека и гражданина» Основного Закона, которые в свое время посылались в Конституционную Ассамблею и высшие органы власти. В связи с возвращением этого вопроса, вероятно, что в ближайшее время религиозное сообщество отправит свои предложения Президенту, парламенту и правительству.
– То есть они окончательно сформированы?
– Да, ВСЦиРО подготовил соответствующие предложения к Основному Закону, которые касаются вопросов свободы вероисповедания, государственно-конфессиональных отношений, образования, семьи, социально-гуманитарной сферы. Более детально отмечены вопросы, отображенные в проекте Концепции государственно-конфессиональных отношений, цель которой формирование и развитие паритетных отношений между Церковью и государством.
Как известно, религиозный фактор был неотъемлемой составляющей Майдана, который поднес на высокий уровень в обществе основные духовные ценности, такие как жизнь и достоинство человека, справедливость и моральность, любовь к ближнему и Отчизне. После Майдана общество и Церкви ожидают от государства открытости и настоящего диалога, а не его имитации, как это имело место быть при прошлой власти. При этом такой диалог должен развиваться только на партнерских принципах.