Институт Восточно-христианских исследований им. митрополита Андрея Шептицкого в Университете Святого Павла в Оттаве (Канада) выступил с заявлением касательно запланированной встречи Патриарха Кирилла с Папой Франциском на Кубе.
В тексте, подписанном исполнительным директором института протоиереем Петром Галадзой, намеченная встреча рассматривается как возможность для Папы Римского поднять ряд важных вопросов, которые вот уже более двадцати лет волнуют греко-католиков.
Ниже приводим перевод указанных вопросов (перевод Религия в Украине").
1. Поддержка представителями Московского Патриархата агрессии Кремля на востоке Украины и аннексия Крыма.
Нарушение территориальной целостности Украины противоречит всему международному праву, в частности, Будапештскому меморандуму 1994 года, подписанному российским правительством. Мы полагаем, что Московский Патриархат как христианское учреждение обязан выступить против насильственных действий российского правительства в Украине — действий, которые привели к смерти тысяч невинных гражданских лиц.
2. Продвижение Московским Патриархатом идеи «русского мира».
Эта идея обеспечила идеологическую основу для агрессии российского правительства в Украине. Идея «протектората» России в Украине и других суверенных странах создает препятствие для внутри-этнической гармонии и взаимопонимания. Это напоминает советскую политику русификации.
3. Московский Патриархат продолжает неверно интерпретировать церковные события в Украине.
Зачастую свободное и законное желание христиан в Украине выбирать, к какой Церкви им принадлежать, изображается Московским Патриархатом как захват его приходов «незаконными» или даже «насильственными» способами. В Украине не существует государственной Церкви или религии. Украинское законодательство в этой сфере полностью плюралистично. Следовательно, попытки со стороны Московского Патриархата в Украине добиться привилегированного статуса противоречат отделению государства от Церкви в Украине. В действительности именно ложные или преувеличенные обвинения в насилии, звучащие со стороны Московского Патриархата, провоцируют вражду среди христиан, которые в противном случае могли бы гораздо более спокойно решать вопросы о церковно-юрисдикционной принадлежности. Московский Патриархат должен быть проинформирован в том, что его желание иметь нечто вроде привилегированного статуса в Украине (которым он наслаждался под властью коммунистов) опасно для его собственных интересов — не говоря уже о проповеди Евангелия.
4. Заявления Московского Патриархата против Украинской Греко-Католической Церкви.
После выхода украинских греко-католиков из подполья в 1989 году Московский Патриархат постоянно выступает со лживыми обвинениями против УГКЦ. Началось это с заявлений о «насильственном захвате» приходов на Западной Украине и продолжилось неправдивыми сообщениями о прозелитизме, которые никогда не были обоснованы. Между тем, приходы, которые в начале 1990-х решили порвать с Москвой, — это были те же приходы, что до 1946 г. входили в УГКЦ. Тогда (в 1946-м) советское правительство при соучастии представителей Московского Патриархата насильственно ликвидировала УГКЦ на территории СССР. Нежелание Московского Патриархата честно обсуждать эти вопросы является еще одним препятствием для исцеления памяти, к чему так красноречиво призывал святой Иоанн Павел II. Кроме того, всякий раз, когда Московский Патриархат просят предоставить перечень жертв насилия — с медицинскими отчетами и пр. — он это не выполняет.
5. Нежелание институций, ассоциированных с Московским Патриархатом, открыто и беспристрастно изучать события марта 1946 года.
В следующем месяце будет отмечаться 70-летие Львовского псевдо-собора 1946 года. Именно на этом собрании советское правительство провозгласило Украинскую Греко-Католическую Церковь вне закона. Это привело к насильственной депортации десятков тысяч католиков и к бесчисленным смертям тех людей, кто отказался покидать Католическую Церковь и присоединяться к Русской Православной Церкви. Учитывая постоянно неверную интерпретацию тех событий представителями Московского Патриархата, Институт Восточно-христианских исследований им. митр. Андрея Шептицкого в прошлом году пригласил академическое учреждение, имеющее связи с Московским Патриархатом, выступить соорганизатором международной конференции по событиям 1946 года. Эта конференция могла бы обеспечить прекрасную возможность для обеих сторон объективно и честно исследовать факты. Но просьба попала в глухие уши. Следовательно, мы просим Его Святейшество Папу Франциска предложить Патриарху Кириллу идею такой конференции, и таким образом подтверждаем свое желание сотрудничества в ее реализации. Мы полагаем, что такая конференция сможет воспитать «диалог истины», предложенный Баламандским заявлением 1993 года. Она также сможет обеспечить возможность для восточных католиков и восточных православных, а именно украинских греко-католиков и русских православных, двигаться в сторону более широкого диалога. Мы надеемся, что желание Патриарха Кирилла преодолеть сопротивление ко встрече с Папой — сопротивление, что неминуемо приводит к ощущению, будто Московский Патриархат боится правды и избегает открытого диалога, — приведет также к желанию противостоять перечисленным выше проблемам честным и действительно христианским способом. Дело Евангелия и убедительности Христовой Церкви только выиграет от такого диалога — если он будет действительно искренним и открытым.
Сообщалось, что среди главных задач встречи Папы Франциска и Патриарха Кирилла будет обсуждение вопросов поддержки гонимых христиан на Ближнем Востоке. Институт Восточно-христианских исследований им. митр. Андрея Шептицкого действительно рад это услышать. Мы полагаем, что страдания наших христианских братьев и сестер на Ближнем Востоке практически игнорируются в некоторых кругах, в том числе в правительствах определенных Западных стран.
Наконец, мы действительно будем молиться о Божьем благословении на историческую встречу Папы и Патриарха. Мы просим, чтобы Дух Истины руководил всеми, кто участвует в этой встрече и кто будет сообщать о ней. Пусть Царь Небесный действительно придет и вселится в нас и очистит все наши намерения и действия (ср. молитву византийского обряда ко Святому Духу).