Created with Sketch.

Ханука – праздник света и чуда

04.12.2007, 11:59

В 25 день месяца Кислев иудеи отмечают Хануку – праздник огня, света, радости и веселья. Главный ритуал – зажжение ханукальних свечей в честь чуда, которое произошло в Иерусалимском Храме после восстания Маккавеев в середине ІІ ст. до н.э.

В переводе слово «Ханука» означает «обновление» или «новоселье» (ханукат га-байт).

О празднике Ханука рассказывает Сева ФАЙНЕРМАН, помощник главного раввина Украины общин прогрессивного иудаизма в Западной Украине.

— Что это за праздник, что он значит и как возник?

— Во время своего правления над Иудеей Антиох ІV Епифан, сирийский царь из династии Селевкидов, запретил иудеям проводить в Иерусалимском Храме служение, кланяться единому Богу. И для того, чтобы „облегчить” эллинизацию евреев, в 168 г. до н.э. на жертвеннике разрушенного его воинами Храма он собственноручно сварил свинью (нечистое для иудеев животное), тем самым осквернив жертвенник. А во дворе храма приказал поставить статую Зевса. По всей Иудее пошли вооруженные посланцы царя с целью обращения евреев в язычество.

В местечке Модин жила семья священника Маттафии Хасмонея с пятью взрослыми сыновьями. Когда к его городу пришли царские посланцы и установили языческий жертвенник, то один из жителей соблазнился и был готов принести жертву Зевсу. В гневе Маттафия убил изменника, а его сыновья напали на солдат и перебили их. Тогда Маттафия и его сыновья пошли в горы, где возглавили партизанскую войну «за Единого Бога». Вождем восстания после смерти Маттафии стал его средний сын Иуда по прозвищу «Молот» (на иврите Маккаби или Маккавей) – отсюда восстание получило название Маккавеи.

На протяжении трех лет восставшие одержали ряд побед и освободили от Селевкидов часть Иудеи, в т.ч. Иерусалим. Повсюду они разрушали языческие жертвенники. А, зайдя в освобожденный Храм, они увидели, что храмовая менора осквернена или испорчена. Потому они сделали новую символическую менору, использовав для этого восемь боевых копий. Таким образом, это был символический знак превращения оружия в символ мира, о чем говорил пророк Исаия. Этот светильник неоднократно вспоминается в Талмуде (РХШ, 24б; Авзар, 43а; Мен. 28б).

Тема чуда, которое состоялось при зажжении храмовой меноры, находит свое отображение в давних комментариях Мегилат Таанит, в барайте из трактата Шаббат Вавилонского Талмуда (21б). Хасмонеи внезапно увидели, что лишь один из сосудов с маслом для меноры является неоскверненным завоевателями, а масла в нем лишь на один день. Они все же зажгли менору, но в итоге масло горело восемь дней. В память об этих событиях главная мицва (заповедь) Хануки – зажигать ханукальные свечи.

Стоит отметить, что Ханука не является храмовым праздником, о нем не идет речь в Святом Письме, а историческим. Хотя оно чествовалось иудеями и приобрело свои традиции.

— Почему мы говорим о восьми свечах и восьми днях, если в храмовой меноре, как говорит Священное Писание, должно было быть лишь семь светильников?

— Согласно 2-й книге Маккавеев, праздник продолжается восемь дней, как это установил царь Соломон, празднуя открытие первого Храма. По мнению большинства современных иудейских ученых-богословов, Иуда Маккавей и его соратники установили праздник, который стал своеобразным повторным освящением Храма. Также они в тот день отпраздновали согласно с правилами храмового ритуала праздник Суккот, который был пропущен из-за войны с Селевкидами, которая сделала невозможным приход паломников в Храм. Вторая книга Маккавеев вспоминает, что во время празднества, устроенного Хасмонеями, участники несли арба’а миним (четыре растения – пальмовая ветвь, ветви мирты, ивы и цитрусовый плод этрог), осуществили обряд бет-шева (радости) и пели Галлел (аллилуя).

Таким образом, ханукия (ритуальный подсвечник на праздник Хануки) имеет 8 светильников и место для девятого вспомогательного (шамаш), которым зажигают свечи. А заветного золотого семисвечника сегодня, к сожалению, пока еще нет, как нет и возобновленного Храма.

— А какой порядок их зажжения?

– Зажжение свечей как учит Талмуд, происходит „сразу, как начнет темнеть, и прохожие начнут оставлять улицы”. При этом провозглашается благословение на зажжение свечей и на чудо, которое произошло. А в первый вечер праздника добавляется благословение и на время (ше-гехияну – благодарность Богу, что дал дожить до этого дня и выполнить эту миссию). После этого читается отрывок из трактата Софрим, в котором объясняется, в чем заключается мицват нер Ханука, – заповедь ханукальной свечи. В молитвах праздничных дней вспоминается чудо Хануки и провозглашается победа малых над большими, слабых над сильными, света над тьмой.

— А где именно ставятся свечи? Можно ли их ставить дома?

— В трактате Шаббат записано, что свечи Хануки необходимо размещать на видном месте: перед домом, перед входными дверями или на окне, чтоб напоминать (извещать) о чуде.

Считается, что ханукальные свечи, как и любые ритуальные свечи, нельзя использовать в будничных делах.

— Есть ли на этот праздник какая-то особенная кухня, обычаи?

— На праздник Хануки едят все, что готовится на масле – деруны, пампушки с начинкой, сырные блины, сладкие яичные пампушки (манделах), хрусты. Существуют еще и местные особенности. Например, кнедли, которые готовятся из сыра и муки, картофельный пирог.

Особенно радостен этот праздник для детей. Их учат быть щедрыми и справедливыми (цедака), с малых лет приучая отдавать часть своих сбережений на благотворительность. Потому на Хануку им специально дают деньги (хануке-гелт) для благотворительности. Также дарят сладости, игрушки.

Дети забавляются специальными четырехугольными волчками – севион, на краях которых написаны 4 буквы, которые значат „Чудо великое произошло здесь (там)”. Каждый ребенок загадывает одну из букв и побеждает тот, на чью сторону остановился волчок. Победитель получает фант. Десять фантов обмениваются на одну конфету или орех. А побежденных не бывает, потому что каждый все-таки когда-то должен выиграть.

На этот праздник принято ходить в гости и приглашать к себе друзей и родных. Ханука – это теплый семейный праздник, во время которого рассказывают о чуде, которое произошло с евреями, или о других поучительных историях.

Читайте также
Интервью «Для большинства жителей Литвы православие — это “русская вера”», — о. Владимир Селявко
04 декабря, 09:00
Интервью Вера – это камертон для моих личных решений, – Юлий Морозов
04 декабря, 11:07
Забытый очаг единения между монашеством Восточной и Западной Церквей на Святой Горе Афон
04 декабря, 22:25
Церковь Шредингера и «благоговение по должности»
04 декабря, 11:44