О христианских ценностях в политике, скандинавском опыте успеха, кризисе нарративов украинских Церквей после Майдана, о мечтах и действиях говорили религиоведы, политики и религиозные лидеры во время круглого стола «Христианская ответственность за будущее», который прошел 2 октября в Институте философии им. Г.С. Сковороды.
О христианских ценностях в политике, скандинавском опыте успеха, кризисе нарративов украинских Церквей после Майдана, о мечтах и действиях говорили религиоведы, политики и религиозные лидеры во время круглого стола «Христианская ответственность за будущее», который прошел 2 октября в Институте философии им. Г.С. Сковороды.
Осенний Киев встречает бывшего премьер-министра Норвегии Кьелл-Магне Бондевика (Kjell Magne Bondevik) уже не впервые. И в этот раз программа визита политика с 42-летним стажем крайне насыщена: встреча с украинскими коллегами-парламентариями и с лидерами главных религиозных общин (христиане, мусульмане, иудеи), участие в круглом столе «Христианская ответственность за будущее» и выступление на международном форуме «Миссия в профессии».
2 октября в Институте философии им. Г.С. Сковороды для общественного обсуждения собрались религиоведы, политики, верующие. Привлечение людей разных конфессий и сфер деятельности придало дискуссии объемного звучания. Организаторы – Украинская ассоциация религиоведов, Ассоциация «Духовное возрождение», Институт религиозной свободы – выбрали удачное место: академическое учреждение (когда-то семинария) находится в центре столицы, рядом с сакральными Софийским и Михайловским соборами, с Майданом, Европейской площадью с Украинским домом (в советские времена – музей Ленина).
Украинцы духовные, но живут плохо – объясняет истоки темы Михаил Черенков (УКУ, Ассоциация «Духовное возрождение»). Успешный опыт Норвегии поможет имплементировать христианские ценности в жизнь. И вообще, осмеливаемся ли мы мечтать о лучшем будущем? Потому что без мечты перемены не начинаются. Так что должны снова научиться мечтать, объединиться вокруг этого и работать.
Кьелл-Магне Бондевик, прежде всего, поблагодарил всех, кто пришел. Он кратко рассказал о себе. Изучал теологию в Осло, начал очень рано заниматься политикой в рядах Христианско-демократической партии Норвегии. В возрасте 26 лет его избрали в парламент. На протяжении двух сроков занимал должность премьер-министра. После ухода из политики стал президентом Центра мира и прав человека (Oslo Centre for Peace and Human Rights). Кроме этого, гость является лютеранским пастором.
В исследовательской и политической деятельности Бондевик задавался вопросом, существует ли связь между политикой и верой. Религия и вера – что-то очень личное (personal), но это не значит, что лишь приватное (private), подчеркивает спикер. Политику и веру объединяют три момента: христианское видение человеческого бытия, возложенная Богом на человека обязанность заботиться обо всем созданном и сам Иисус с Его первой заповедью любви. Из этого выплывают конкретные политические последствия в области прав человека, экологии, социальной, экономической, международной политики, солидарности. Кроме того, общность этих принципов в основных религиях может стать мобилизующей силой для мира и примирения.
Лютеранский пастор также предупредил церковных лидеров об опасности заполитизированности. Религия и политика – разные вещи, христиане должны быть осторожны и не заходить слишком далеко в политические дела.
Неправительственные общественные организации, работающие в разных сферах (религиозные, социальные, правовые, экологические и т.п.), содействуют процветанию общества, отметил скандинавец. Потому что демократия – это не только выборы и политики, руководящие страной; она объединяет людей на местном уровне, в том числе через НОО. «Я призываю всех вас, христиан, церкви и организации, быть активными в вашей стране, – сказал Бондевик. – Это очень важно. Многие христиане в Норвегии участвуют в общественной жизни, разделяя общие ценности, такие как достоинство человека, защита жизни и окружающей среды, солидарность и примирение между этническими и другими группами».
Нардеп и политзаключенный Виктор Романюк соглашается с тем, что рост общества может произойти только на уровне роста общин.
Христианские ценности помогают политикам принимать хорошие решения, говорит Бондевик. Мораль, этика должны лежать в основании, на котором надстраивается закон, государственные институции. Хорошее правительство также строит инклюзивное общество. В африканских странах есть такой подход, что победитель после выборов поучает все. Но это не ведет к согласию. Демократия – это делиться властью и действовать вместе с меньшинствами.
Свое выступление бывший премьер-министр завершил цитатой Мартина Лютера Кинга: «Люди ненавидят друг друга, потому что боятся друг друга. Они боятся, потому что не знают друг друга. И они не знают друг друга, потому что часто разделены между собой». Так что, чтобы быть вместе, учимся лучше знать друг друга – это исходная точка для примирения и мира, пожелал присутствующим Кьелл-Магне Бондевик.
Во второй части круглого стола прозвучали вопросы, комментарии и выступления других экспертов.
Украинская Православная Церковь в единстве с Московским Патриархатом с верянами во всех регионах до сих пор не определилась: она укореняется или является чуждой для украинцев силой? Уникальная Майдановская проповедь европейских ценностей Украинской Греко-Католической Церковью сменилась растерянностью. Протестантов считали самыми открытыми христианами, а большие Церкви и церковные организации часто боятся такой народности и заняты построением собственных структур. А УПЦ Киевского Патриархата неизменно занимает активную патриотическую позицию. «Это просто украинское местное чудо, – говорит Черноморец. – Наши религиоведы хотели видеть обновленное православие, но не надеялись, что оно будет в КП, думали, что это обломок МП, только украинский. Однако вместо засилья иерархизма, бюрократии, ритуализма есть живая церковь, которая не боится брать ответственность на себя».
Религиовед считает, что мы находимся в точке бифуркации, неопределенности, когда все старое исчезло. Но кризис больших Церквей – это и шанс для малых инициатив и групп, время давидов и новых лидеров, которые могли бы взять ответственность на себя и выйти на битву с голиафами коррупции, нереформированности и т.п.
Отвечая на вопрос Людмилы Филипович, как разговаривать с политическими и религиозными радикалами, Кьелл-Магне Бондевик отметил, что это не просто. «Первое, когда я встречаюсь с ними, то стараюсь слушать, что они говорят, понять, в чем заключается их главная идея. Потом я спрашиваю у них о приоритетах, интересах, чего они хотят достичь. Например, независимости, самоопределения, уважения к их стране. И если найти общий интерес, то, возможно, они тоже поймут других и будут считаться в борьбе за него».
В экстремов и даже террористов может превращать чувство унижения, отчаяние и сопротивление. Восток, исламский мир чувствует, что мы, Запад, смотрим на них свысока, относимся к их религии и культуре как к второсортной. Нужно говорить на равных, искать общий интерес – это может быть исходной точкой достижения радикалов.
Бондевик подчеркивает важность консенсуса, продолжительных договоренностей в обществе по самым важным вопросам. Так, христианская ответственность в это время вызовов для Украины – установить мир на востоке и победить коррупцию.
Профессор журналистики Алла Бойко призывает депутатов и представителей разных Церквей создавать собственные медиа для распространения правды. «В
Скептически настроенный протоиерей УПЦ (МП) Георгий Коваленко: «Мы постоянно говорим о какой-то Церкви и каком-то государстве. Хотим возложить ответственность на институции, которых не существует. Государство – это не только клерки, это все мы. И Церковь – не только клирики, это все мы. Только сумма личных, персональных ответственностей может дать ответственное общество. Другого пути, наверно, в принципе не существует». Он поднимает проблему внутренней секуляризации Церкви, которая поразила многие украинские конфессии. «Как может появиться христианская демократия в обществе, которое фактически полностью пронизано нарушениями Божьих заповедей?»
***
Три часа интенсивного обсуждения в зале Института философии в Киеве незаметно пролетели. Напоследок Кьелл-Магне Бондевик призвал христиан осознавать свою ответственность за общество и брать ее на себя. Напомнил, что этика и мораль – необходимый базис, чтобы преодолеть коррупцию и совершить хорошие сдвиги. Гость из Норвегии пожелал украинцам достичь даже большего и лучшего будущего. Тем не менее, осталось впечатление, что христиане не имеют четкого представления, что конкретно делать дальше вместе. В который раз собрались в хорошем экуменическом обществе, озвучили те же проблемы и… разошлись. Кредит доверия общества к христианам как действенной силы без предложенного ими четкого видения будущего (а мечты без действий недостаточно) может закончиться, похоронив под завалами ожиданий украинцев жить по-европейски. Обвинять в неудачах и бездействии исключительно церкви тоже было бы несправедливо. Хотя, если точка бифуркации слишком затянулась, возможно, это не неопределенность возможностей, а банальная смерть.