Created with Sketch.

Христианская журналистика в информационном пространстве Украины

19.12.2009, 22:49

В последнее время стало модным говорить о религиозной журналистике: что она должна собой представлять, что делать, чьим интересам служить? Но давно уже пора переходить от слов к делу.

В последнее время стало модным говорить о религиозной журналистике: что она должна собой представлять, что делать, чьим интересам служить? Хорошо, конечно, когда об этом думают и рассуждают. Только давно уже приспело не рассуждать о религизной журалистике, а делать ее.

 В первую очередь, нужно перестать думать о религиозной журналистике как об уделе чудаков-одиночек и разобравшись, наконец, с первыми тремя вопросами, подумать, как интегрировать ее в общее информационное пространство, на каких условиях, с какими возможностями и полномочиями, мерой ответственности и компетенции. Иначе религиозная составляющая нашей действительности так и останется отдельной, малопонятной непосвященному большинству темой.

 Согласно сложившейся в последние годы практике, материал на темы религии составляется по образцу и подобию секулярных новостей. От журналистов, как верующих, так и неверующих, редакторы требуют материал, содержащий только события и факты, имена и титулы лидеров, иногда допуская короткие цитаты «докладчиков»-проповедников или отзывы участников. Но в том-то и дело, что религиозные новости, в отличие от светских, неподготовленного читателя мало интересуют, поскольку ему, чаще всего, неизвестны имена и заслуги лидеров той ли иной конфессии, да и внутрицерковная терминология сбивает с толку. Кроме того, информация о том, где побывал и что сказал очередной «владыка» ничего не меняет в повседневной жизни обычного человека, а уж тем более – никак не влияет на его духовое состояние. Религиозная часть нашей жизни так долго была глубко сокровенной, тщательно скрываемой от окружающих и даже от близких тайной, что и сегодня остается, в определенном смысле, сектантской, отделенной от бытия современного человека.

Почему так произошло, знают даже дети, потому нет смысла рассуждать об извечных русских вопросах «Кто виноват?» и «Что делать?». Разумеется, в вопиющей бездуховности и безнравственности жителей постсоветской «ойкумены» виноват безбожный режим, десятилетиями вытравлявший веру из человеческих душ и методично уничтожавший цвет нации, хранителей совести, носителей духовности своего народа. Разумеется, его нужно было ликвидировать и заклеймить позором, что мы, собственно, уже давно сделали.

А дальше? Ну, дали верующим свободу. Ну, понастроили они монастырей, храмов и молитвенных домов, тепер вот за мечети и минареты принялись. И что? Исчезли проституция и наркомания, люди прекратили убивать друг друга, делат аборты и разводиться? Оказывается, недостаточно найти ответ на вопрос: «ЧТО делать?», надо еще и знать, КАК.

Сегодня у нас каждый кулик свое болото хвалит, при этом не брезгуя иной раз в чужой огород дерьмеца подбросить. А ведь Бог-то не в болоте живет! И даже не в церкви. Всемогущий, Безначальный и Бесконечный Бог, наполняющий Собой все сотворенное Им мироздание, благоволит обитать не в рукотворенных храмах, а в душах людей. «Вы – храм Бога Живого», - говорит Писание. Другое дело, что храм этот часто бывает порушен грехом, захламлен злобой, завистью и непрощением, по самую маковку опутан паутиной лжи… Человек живет во всем этом среди себе подобных, и привыкает настолько, что начинает считать такое существование нормой. Ну, а что неудобно, больно, плохо, душа страдает – ну что ж… не я один…

Вот тут-то и нужна помощь, вот в этом-то и состоит миссия христианина-журналиста: помочь человеку найти выход, показать, как освободиться от мерзости и грязи, указать на Того, Кто Один спасает и освобождает, для Которого нет безвыходных ситуаций!

И тут мы опять сталкиваемся с проблемами. Почему светские журналисты, даже самые талантливые и добрсовестные, не могут работать с религиозной тематикой? Потому что, как говорит Писание, «о сем надобно судить духовно». Не имея ни духовного, ни религиозного опыта, они «видя – не видят и слыша – не слышат», замечают только внешние проявления деятельности Духа, а причины, последствия и значение событий от их ускользают. То есть, пишут новости, не понимая их смысла.

Однако и верующие не всегда бывают успешны в религиозной журналистике. Они нечасто попадают на страницы светских изданий, потому что сводят свои заметки либо к привычному жанру проповеди, либо, опять же, к передаче событийно-фактологической канвы. Каждый торопится решить свою задачу: либо первым сообщить «горячую» новость, либо использовать возможности «рупора СМИ» для пропаганды своих идей и лоббирования интересов своей церкви. В итоге страдает читатель, обычный человек, которому глубко безразличны подробности жизни и деятельности незнакомых людей, равно как и обрывки малопонятных проповедей, напичканных непривычной терминологией.

В то время, как в опустевших, разрушенных 70-летним духовным голодомором храмах душ учащенным пульсом бьется невыносимая тоска по Богу, мы, журналисты, усердно пытаемся заполнить эти храмы «христианскими новостями», «христианским пиаром», а то и «христианским бизнесом» или даже… «христианской политикой»! Кстати, термин «христианская журналистика» тоже выглядит довольно странно. Для этого явления гораздо лучше подошло бы определение «творчество христиан-журналистов». Журналистика сама по себе не может быть христианской, мусульманской или атеистической – такой ее делают люди, создающие ее.

Вот здесь-то, похоже, мы и докопались до сути. Поскольку творчество вообще, а литературное и журналистское, в частности, есть отражение окружающей действительности, преломленное сквозь внутренний мир и жизненный опыт творящего, то понятно, что об одном и том же событии искренний христианин, правоверный мусульманин и убежденный атеист напишут совершенно по-разному. Требовать от атеиста, чтобы он увидел Божественную составляющую (водительство, милость, научение и т. д.) в определенном факте, событии, жизни человека и общества – так же наивно, как предлагать мусульманке снять хиджаб или убеждать христианина в неисторичности Библии. Для того, чтобы увидеть Бога и понять, как именно Его рука провела человека сквозь испытания, нужно, как минимум, верить в Него. Если же браться рассуждать о более сложных вещах, таких, как аборты, эвтаназия, алкоголизм, наркомания, разводы, разрыв поколений – тут уж потребуется не только личное знакомство с Богом и знание Его заповедей, но и ясное понимание Его воли и планов относительно человечества вообще и конкретного человека, в частности.

Музыканты говорят: для того, чтобы создать хороший коллектив для исполнения духовных песнопений, легче взять десяток хороших верующих и научить их петь, чем пытаться привить духовность такому же количеству хорошо поющих, но неверующих людей. То есть, для того, чтобы правильно исполнить написанное кем-то духовное произведение, недостаточно научиться техническим приемам - необходимо иметь эту самую духовность, выраженную в вере. Или, говоря религиозной терминологией, обладать живым духом, исполняться Духом Божиим.

То же и с журналистикой. Если понимать ее как способ вооружить человека соответствующими техническими средствами и методическими приемами для наиболее эффективного выражения своей внутренней сущности – тогда все становится на свои места. Чем лучше человек, чем богаче его внутренний мир – тем большую пользу он может принести, как журналист. Справедливо и обратное: не сможет научить добру человек недобрый, а нечистому нечего сказать о чистоте – разве что высмеять тех, кто к ней стремится. Неверующему человеку нечего сказать о вере, это же ясно.

В то же время христианам-журналистам часто приходится сталкиваться с предубежденным отношением к себе, которое сильно мешает установлению нормальных рабочих взаимоотношений, а то и препятствует публикации материалов религиозной направленности. Доходит до прямых ультиматумов: «Уберите из заметки слово «Бог» - тогда опубликуем. Может быть…». Будто не понимают, что Бог, вера в Него – это и есть суть, самая сердцевина, причина поступков и их движущая, созидающая сила. Без упоминания о Боге и Его водительстве заметка вообще теряет смысл! Она просто никому не нужна, ни верующим, ни неверующим!

Упомянутое предубеждение против верующих, сохранившееся с атеистических времен, можно нейтрализовать единственным способом: надо как можно шире привлекать верующих к освещению событий как религиозной, так и повседневной жизни, причем привлекать не только лидеров конфессий, но и обычных членов церквей. Например, почему бы в репортаже о христианском реабцентре или о семейном детском доме не дать слово его сотрудникам и «питомцам»? Да при этом не вырезать упоминания  Боге, а оставить все, как есть? Наверняка несложно опубликовать исповедь женщины, страдающей от последствий своих абортов, или письмо мужчины, так и не сумевшего забыть брошенных им детей и жену юности, против которой он поступил вероломно… И заметьте: это будут реальные факты, а не те слащаво-приторные истории о «неразделенной любви» к чужому мужу или наглые похвальбы об успешных попытках соблазнить чужую жену.

«Благодаря» захлестнувшей Украину массе псевдолитературы и низкопробных фильмов, всех этих комиксов-триллеров, мы научились очень хорошо разбираться в малейших изгибах и заворотах «тонкой и ранимой» души убийцы, блудника, гомосексуалиста, так что нормальные человеческие чувства и поступки в этом «кривом зеркале» начинают выглядеть чем-то из ряда во выходящим. Но – опять же! – как без твердого внутреннего осознания высшей ценности жизни каждого человека, пусть даже больного, старого или еще не рожденного, можно вобще говорить об аборте или, скажем, о насилии в семье? А ведь – говорят! Да еще и советы дают, исходя из циничного постулата «нет человека – нет проблемы».

Справедливости ради, стоит отметить, что обвинять в сложившейся ситуации редакторов-ретроградов, воспитанных идеологами марксизма-ленинизма в лучших традициях дарвинизма и национал-шовинизма, было бы в корне неправильным. Собственно, таких и редакторов-то уже практически не осталось, они все давно на пенсии. Сегодня чаще можно наблюдать обратную ситуацию, когда редакторы и журналисты светских СМИ просят материалы на религиозную тематику, а христиане по-прежнему «шифруются», прячутся… Боятся? Кого?!?

Или им просто нечего сказать? Неужто и впрямь вся их вера, ее суть как раз и заключается в том, что их лидер куда-то поехал и что-то кому-то сказал? Что сегодня опять провели очередное праздничное Богослужение или организовали еще один фестиваль с «высокими гостями», длинными речами и громкими песнями? Праздники и мероприятия –безусловно, дело хорошее, и о них НАДО писать, но ведь это еще не вся жизнь христианина!

Почему бы христианам не поделиться опытом, как они умудряются в наше непростое время вырастить своих детей, иногда 10-15, достойными членами общества? Как уберегают их от курения и наркотиков, от опасностей подросткового периода и неизбежных ошибок молодости? В конце концов – как предохраняются от беременности? Что делать с гулящим супругом, если, скажем, жена – верующая, а муж – нет, или наоборот?

Неверующих людей интересует: что делают христиане, когда обстоятельства хватают за горло и черная змея тоски пытается вползти в сердце? Когда вокруг – одни враги? Как справляются с депрессией и одиночеством – этими бичами современного человечества? Что делать, если ты – богат и счастлив, и окружающие зеленеют от зависти при одном упоминании о тебе? Как жить, если жизнь удалась: купить себе десятый «мерседес» - или раздать все нищим и удалиться в глухомань?

Есть ли настоящее счастье для богатых - или, чтобы быть счастливым, человек непременно должен стать нищим? А как же тогда Авраам, Исаак, Давид и Соломон – самые богатые и влиятельные, самые благочестивые люди своего времени? Как же главный министр трех царей великого Вавилона, еврей Даниил; как же Апостол Павел – выдающийся религиозный лидер своей эпохи, воспитанный у ног Гамалиила, благословенный автор большинства книг Нового Завета?

Вопросы, вопросы… А мы на них вместо ответа – «такого-то числа состоялось то-то и се-то». Или: «приходите к нам, только у нас вы получите исцеление (богатство, славу, избавление от бед – нужное подчеркнуть). Как будто Бог – пиар-менеджер, состоящий на службе в какой-то конкретной конфессии! Или, по крайней мере, закадычный друг лидера этой церкви.

 …А ведь Бог – любит всех…

И помощь Свою, и Спасение предлагает всем, без исключения.

Вот б этом-то и надо писать. Только писать так, чтобы каждый читающий мог уразуметь.

Елена Мокренчук, декан факультета христианской журналистики Киевского христианского университета

Читайте также