Профессия журналиста по самой своей сути предполагает свободное, непредвзятое освещение жизни, нескованное никакими ограничениями. Принадлежность же к Церкви обычно понимается как обязательство защищать ее интересы и ограждать ее от критики. В результате почти неизбежно возникает коллизия: возможна ли в принципе профессиональная журналистика в Церкви?
Сегодня существует и достаточно динамично развивается феномен «православной журналистики». Все больше появляется людей, которые стремятся совместить в своей жизни профессию журналиста с искренней преданностью Православной Церкви.
Но порой сделать это чрезвычайно нелегко. Профессия журналиста по самой своей сути предполагает свободное, непредвзятое освещение жизни, нескованное никакими ограничениями. Принадлежность же к Церкви обычно понимается как обязательство защищать ее интересы и ограждать ее от критики. В результате почти неизбежно возникает коллизия: возможна ли в принципе профессиональная журналистика в Церкви? Или же принадлежность человека к Церкви исключает его самореализацию на журналистском поприще? Ведь журналист должен искать и обличать недостатки, обращать внимание на проблемы, непредвзято критиковать злоупотребления. Однако как это может быть в Церкви, где существует иерархия, где все строится на «послушании»? Как журналисту, который хочет быть подлинным профессионалом, сохранить мир с Богом, с церковной общиной и с собственной совестью, пытаясь непредвзято и открыто писать о Церкви?
Думаю, эту проблему нужно решать в последовательно церковном ключе. Так что давайте поищем ответы в Священном Писании и церковном предании.
Оказывается, Основатель нашей Церкви, Господь Иисус Христос чрезвычайно жестко и бескомпромиссно, вполне открыто и свободно критиковал современную Ему ветхозаветную церковь. При чем, напомню, что поскольку Господь был Истинным Человеком, то по Своему человечеству Он принадлежал именно к этой самой церкви. Он принял обрезание и соблюдал ветхий закон. Однако Его принадлежность (по человечеству) к ветхому Израилю вовсе не сдерживала Его в критике порядков, царивших в ветхозаветной синагоге. Книжников и фарисеев Спаситель неоднократно именовал лицемерами, слепцами, змеями, порождениями ехидны и, наконец, сынами диавола. Евангелисты доносят до нас многочисленные обличительные высказывания Христа, которые весьма далеки от современных представлений о политкорректности и толерантности. А если учесть, что публичное устное выступление в античности было главным (а в иудейском обществе того времени, пожалуй, единственным) средством массовой информации и коммуникации, то в Новом Завете современный журналист может видеть прямой пример открытого публичного обличения религиозной жизни богоизбранного народа. При чем обличений в адрес ветхозаветной церкви из уст Христа Спасителя было высказано, пожалуй, гораздо больше, нежели похвал.
Возможно, это лишь специфика ситуации, сложившейся во дни земной жизни Иисуса Христа? Что ж, давайте пойдем дальше и заглянем в апостольские писания. Они свидетельствуют уже о новозаветной внутрицерковной жизни. И что же? Например, в Послании к Галатам (2, 11-14) апостол Павел рассказывает, как он публично (при всех) обличил апостола Петра в лицемерии, когда тот не только сам поступал не прямо по истине Евангельской, но и других принуждал вести себя неподобающим образом. Павел не только обличил своего собрата, но еще и написал об этом в послании, которое затем распространилось по всей Церкви и вошло в канон Священных Книг. И это не единственный пример подобных высказываний в апостольских посланиях.
Оказывается, и здесь есть немало примеров жесткого обличения недостатков церковной жизни. Например, один из вселенских учителей — святой Григорий Богослов — в своих сочинениях оставил нам немало весьма резких отзывов о современных ему церковных иерархах. В его известной стихотворной поэме «О себе самом и о епископах» можно найти изрядное количество подобных высказываний. Например:
Ты можешь довериться льву, леопард может стать ручным
и даже змея, возможно, побежит от тебя, хотя ты и боишься ее;
но одного остерегайся — дурных епископов,
не смущаясь при этом достоинством их престола…
(Цит. по: Григорий Богослов, свт. О себе самом и о епископах / Перевод свящ. А. Ястребова // Церковь и время. № 1. 2003. С. 115)
Или вот еще одна характеристика епископов из того же сочинения:
Злополучные, презренные игральные кости жизни;
двусмысленные в делах веры; почитающие законы временной выгоды,
а не законы божественные. Их слова, подобно Эврипу
или гибким ветвям, колеблются вперед и назад.
Они — соблазн для женщин; они — отрава, приятная на вкус;
они — львы по отношению к более слабым, но псы по отношению к
власть имущим;
они — хищники с прекрасным чутьем на всякое угощение;
они истирают пороги дверей власть имущих, но не пороги мудрых;
они думают только о своей выгоде, но не об общественной пользе,
чтобы творить зло своим ближним
(Там же. С. 133-135).
Не менее жестко звучат и слова из 58-го гимна преподобного Симеона Нового Богослова:
«Среди же епископов есть и такие,
Которые саном гордятся безмерно,
Всегда превозносятся над остальными,
Считая их всех за ничтожных и низких.
***
Итак, из епископов мало достойных.
Есть много таких, что высоки по сану,
А видом смиренны - но ложным смиреньем,
Противным, дурным, лицемерным смиреньем.
***
Они обещают ходатайства людям,
Хоть сами во многих грехах виноваты.
Они надевают блестящие ризы,
Но чистыми кажутся только снаружи:
Их души - грязнее болотной трясины,
Ужасней они смертоносного яда
У этих злодеев, что праведны с виду»
(http://www.hesychasm.ru/library/stsymeon/symeon_58.htm).
Получается, что и Сам Господь, и апостолы, и весьма авторитетные отцы Церкви жестко и недвусмысленно критиковали современную им церковную жизнь. Так что в самой критике, в открытом обличении нет ничего дурного. Более того, если мы христиане, то мы просто обязаны выступать против всякой неправды, бороться с ней в меру своих сил. Поэтому я полагаю, что одной из важных христианских добродетелей является принципиальность. Она как раз и предполагает невозможность примириться с какой бы то ни было неправдой, несправедливостью, ложью. Думаю, что именно это свойство должно быть в первую очередь присуще журналисту-христианину. И тогда труд его будет не просто «работой», но служением.
Журналистика оказывает влияние на решения и действия государственной власти, обеспечивает коммуникацию между властью и обществом. Ее метафорическое наименование «четвертой властью» вполне адекватно описывает роль СМИ в современном мире.
Но ведь и церковные СМИ могут и должны играть такую же роль в церковном обществе. Их задача не только в том, чтобы вести хронику церковной жизни и публиковать репортажи о богослужениях и церковных мероприятиях. Их задача — анализировать происходящие в Церкви процессы, давать им непредвзятую оценку, сообщать иерархии мнение церковного сообщества.
Конечно, одной лишь принципиальности для журналиста-христианина недостаточно. Его служение, как и всякое служение в Церкви, должно стоять на прочном фундаменте любви: любви к Богу, любви к Церкви, любви к своему ближнему. Именно любовь должна быть главным критерием для принятия решений, для мотивации поступков.
Так как же журналисту писать о Церкви? Ответ ясен. Писать откровенно, принципиально, профессионально, но всегда с любовью.
Владимир БУРЕГА, "Православие в Украине". — 24 Декабрь 2010 года.