Created with Sketch.

Как война на Востоке объединяет многоконфессиональную Одессу

06.08.2015, 14:51

РИСУ провела Дни религиозной свободы в «летней столице» Украины

РИСУ провела Дни религиозной свободы в «летней столице» Украины

Религиозная жизнь Одессы всегда была активной и насыщенной разнообразными событиями. Дополнительный импульс этому процессу дала общенациональная трагедия на Востоке Украины. С тех пор как на Донбассе начались боевые действия, а в Одессе стали появляться первые переселенцы с оккупированных территорий, работы у священнослужителей и мирян значительно стало больше. Помощь военнослужащим и их семьям, поездки в зону АТО с гуманитарными грузами теперь уже стали обычным явлением. А еще общие молитвы за мир и обустройство быта и трудоустройство временно перемещенных лиц.

Все эти добрые дела, которые творят верующие разных Церквей, могли увидеть сотрудники РИСУ, посетившие Одессу в рамках Дней религиозной свободы.

После визитов в арабский культурный центр, мечеть, синагогу и ряд христианских храмов в Кризисном медиа-центре Одессы состоялось центральное событие нашей поездки – круглый стол при участии представителей разных конфессий региона.

Саакашвили под прицелом религиозных деятелей

Пребывая в Одессе, не раз приходилось слышать, что до Майдана, войны на Донбассе отношения между Церквами и государством были напряженными. Власть во всем открыто поддерживала самую многочисленную конфессию – УПЦ (МП). Доходило даже до курьезов. Скажем, чтобы провести какую-то акцию, чиновники требовали от организаторов-протестантов благословения митрополита Агафангела (Савина). Аргументы, что протестанты не имеют ничего общего с УПЦ (МП) и не подчиняются митрополиту, на государственных мужей не оказывали никакого впечатления. Сейчас ситуация изменилась к лучшему. Благословения православного владыки уже не нужно. Власть изменилась, область возглавил Михаил Саакашвили. Религиозные деятели внимательно присматриваются к новому областному руководителю, осторожно высказываются о нем, однако однозначно желают ему успехов. И, конечно, помогают государству чем могут.

«Саакашвили заявил о себе, как хороший минер. Он прекрасно ломает старую систему, а как будет дальше – посмотрим. Одещина – сложный регион, чтобы им управлять, нужно знать менталитет людей. Но Саакашвили однозначно сильная личность. Хотелось, чтобы у него вышло», – сказал нам во время одной из встреч Петр Сердиченко, епископ Одесской народной церкви (пятидесятники).

Подобные мысли прозвучали о руководителе Одещины и во время круглого стола.

Тарас Антошевский, директор РИСУ, открывая мероприятие, отметил, что религиозная политика государства делается не только в столице, где сосредоточены все административные церковные учреждения, но и в регионах. Однако именно там фиксируется больше всего фактов нарушения религиозной свободы. Проект, представляемый РИСУ, отметил он, направлен на исследование и освещение культурного и конфессионального многообразия. И нынешняя акция должна стать еще одним поводом для представителей разных конфессий встретиться лицом к лицу, обсудить наболевшие проблемы и пути их решения.

Ученая Ярослава Ризникова, долгое время возглавлявшая отдел национальностей и религий ООГА, привела присутствующим религиозную статистику. Сейчас в области зарегистрировано более 1 320 религиозных организаций, 1 253 общины, 3 духовных центра, 15 религиозных управлений, 21 монастырь, 20 миссий, 2 братства, 11 учебных учреждений. Как и по всей Украине, в регионе преобладают христианские конфессии, но есть и мусульманские, еврейские организации. Особенным элементом религиозной жизни региона являются этноконфессиональные объединения – чешские, армянские, немецкие, общины старообрядцев. Интересна и этническая карта области, которую условно можно разделить на две половины. Так, на юге Одесской области живут многочисленные группы болгар, гагаузов, молдаван, а украинское население там находится в меньшинстве – всего 20%. Совсем другая картина на севере области: в некоторых местах количество украинцев достигает 97–98 процентов.

В последнее время, правда, состав этнического населения области претерпел некоторые изменения. В разгар войны в Одессу приехало около 30 тысяч жителей Донбасса. Люди не имели жилья, работы. Многим из них помогли представители Церквей.

«Если бы не религиозные организации, то государственные органы вряд ли справились с таким количеством переселенцев. Это огромное количество людей, которых взяли под крыло эти организации, обеспечивая их всем необходимым. Думаю, что так будет и впредь», – сказала ученая.

Кто прочитает лекцию по религиоведению новым полицейским Одессы?

Давид Давтян, секретарь Армянской Апостольской Церкви, заверил всех присутствующих, что священнослужители, миряне его Церкви вполне нормально чувствуют себя на Одещине. Они считают себя коренным народом Украины, поскольку первые армяне поселились на этих территориях еще в ХІ веке. В целом в области, по его данным, проживает от 40 до 50 тысяч армян.

«У нас были собственные церкви в Измаиле, Килии, Одессе, Инкермане. Во времена СССР наши храмы уничтожили, теперь их отстраиваем, возрождаем христианские ценности», – отметил он.

Секретарь Армянской Апостольской Церкви лишь пожелал, чтобы СМИ чаще освещали события, происходящие в их религиозных общинах, чтобы люди знали, кто они такие, чем живут, к чему стремятся.

Предложение по информированию широкой аудитории о той или иной Церкви поддержал Денис Сердиченко, старший пастор Одесской народной церкви (пятидесятники). По его мнению, недостаток знаний о конфессии в некоторых случаях может привести к религиозной дискриминации. Сейчас религиоведение в вузах преподают в основном бывшие преподаватели атеизма.

«Что хорошего они могут сказать о религии? – спрашивает старший пастор. – Свои «знания» они передадут студентам, те станут чиновниками и будут учить тебя, как правильно жить. Да еще будут доказывать, что я лучше знаю, кто ты, чем ты сам».

Денис Сердиченко выдвинул предложение, чтобы хотя бы новым полицейским, которых готовят в Одессе, специалисты прочитали ознакомительные лекции о Церквах, конфессиях, сделали экскурсию по храмам. Такие вещи правоохранители должны знать, ведь они все время контактируют с людьми. Иногда и священнослужители обращаются к ним за помощью. Во время неспокойных послемайданных событий в Одессе помещение их духовного центра охраняли милиционеры – была реальная угроза нападения на храм со стороны пророссийских активистов.

«Когда милиционеры зашли внутрь, то не знали, на какой угол креститься или вообще поклоны бить, – шутит он. – Приходилось садиться и объяснять, кто мы такие».

К счастью, сегодня в Одессе все спокойно, говорит пастор Денис, нет религиозного противостояния, притеснений. Их церковь старается со всеми конфессиями жить в согласии, они помогают фронту, ездят в зону АТО.

«В зону АТО, на передовую мы едем конкретно к нашим верующим. Мы их знаем, мы их поддерживали и будем поддерживать дальше. Понятно, гуманитарный груз везем для всех бойцов, не только для наших верующих», – отметил Денис Сердиченко.

Все разговоры только о войне

Стоит заметить, что тема АТО, волонтерства, капелланства была доминирующей во время круглого стола. Ее в своем выступлении не обошел практически никто из участников дискуссии. Даже когда вели речь о религиозной жизни в Одессе, вскоре все равно, так или иначе, вспоминали о переселенцах, с которыми приходится им работать, воинов АТО, которым нужно помогать. Многие участники встречи не раз сами ездили на фронт с гуманитарными грузами и как военные капелланы. И что такое война, кровь, смерть они знали не из рассказов других.

Скажем, Григорий Бондаренко – один из тех, кто собственными глазами видел захват российскими боевиками донецких сел и городов. В недавнем прошлом он – пастор церкви «Добрых перемен» из Новоазовского района Донецкой области. Ему пришлось покинуть родные места и перебраться в Одессу. Узнав о мероприятии, которое организовывает РИСУ, пастор с удовольствием принял в нем участие и призвал на нем объединить усилия, чтобы для бойцов АТО, переселенцев сделать как можно больше.

Глава ассоциации христиан-полицейских Украины, вице-президент ВО «Украинское капелланство» Олег Сидоренко обратил внимание на проблемы, которые в будущем могут коснуться ветеранов АТО. Опираясь на зарубежный опыт, он прогнозирует, что бывшие бойцы столкнуться с серьезными психологическими проблемами.

В США, например, многие ветераны вьетнамской войны не смогли вписаться в мирный ритм жизни и массово сводили счеты с жизнью. И это при том, что их государство выделяло немалые средства на социальные программы по реабилитации.

«У нас таких возможностей нет, поэтому мы должны возлагать надежды на себя, объединять религиозные, общественные организации, подключать волонтеров», – подытожил капеллан.

Священник Одесско-Балтской епархии УПЦ КП Александр Филипов – бывший военнослужащий, послушание капеллана нес еще задолго до войны на Донбассе.

Обращаясь к присутствующим, он подчеркнул необходимость придерживаться неписанных норм поведения на миссионерском поле всем капелланам, едущим в зону АТО.

«Первое правило – это представляться. Я, например, в Одесской области представлялся священником Киевского Патриархата, когда это еще было опасно, когда угрожали убийством, когда на меня нападали», – заявил он.

Потому что капеллан – это не психолог. Капеллан – это, прежде всего, священник, обязанный придерживаться догм своего вероучения. В частных беседах он имеет право говорить на религиозные темы с любым желающим.

«У меня всегда двери открыты, меня посещают кришнаиты, буддисты, агностики, не говоря уже о представителях других христианских конфессий», – говорит о. Александр.

Священник привел пример, когда никто из бойцов и офицеров в зоне АТО не мог вспомнить, капеллан какой конфессии им только что проповедовал. Выяснилось, он просто не посчитал нужным представиться бойцам.

«Чего греха таить, я знаю людей, которые выдавали себя за представителей другой конфессии, потом с Евангелием под мышкой и автоматом в руках шли в бой. Когда делаешь им замечание, эти «пасторы» говорят, что они, мол, жизнью рискуют, а я к ним придираюсь», – привел еще один пример капеллан.

«Если кто-то стыдится своей конфессии, пусть ее меняет на другую. Я много лет дружу с капелланами, которые принадлежат к разным Церквам, и наша дружба не в последнюю очередь основывается на том, что мы называем вещи своими именами… Мы не стыдимся своей национальности, фамилии, детей, гражданства. Так зачем скрывать свою конфессиональную приналежность», – добавил он.

90-й псалом под вражеским обстрелом

Валерий Вавилов, начальник Штаба межконфессионального батальона военных капелланов, руководитель Объединенного штаба ассоциации профессиональных капелланов Украины согласился с мнением православного священника.

«К сожалению, это правда, на передовой большой хаос. И многие надевают рясы и под маской других Церквей совершают много нехороших вещей», – заявил Валерий Вавилов. По его словам, военное руководство об этом знает и понемногу наводит порядок в этой сфере. Однако не менее важная задача для капелланов – евангелизация бойцов, объяснение элементарных знаний о вере.

Как объяснил Валерий Вавилов, капелланы их батальона прошли донецкий аэропорт, башню, вместе с последними бойцами покидали развалины терминала. Воины себя безопасно чувствовали лишь тогда, когда рядом с ними были капелланы.

 «К сожалению, в войсках они смотрят на священника, как на амулет, как на то, что спасает. Это большая недоработка всего нашего христианства. Некоторые бойцы не умели молиться, не знали молитв. Молились так: падали на колена и говорили: «90-й псалом, 90-й псалом». Он не знал слов, но молился так, как умел. Там нет Церквей, там нет деноминаций, там просто есть человек», – подчеркнул он.

Начальник Штаба межконфессионального батальона военных капелланов отметил, что роль капеллана чрезвычайно важна в войске. На передовой ситуации сложная. Там находятся люди с разным характером, жизненным опытом.

«У нас была женщина-капеллан Елена Артеменко. Она мать-героиня. После выпуска нашей школы решила пойти на фронт… Она и сегодня там. При повальном пьянстве среди бойцов. Они пьют, а она на посту, бойцы пьют, а она молится. Ситуация сегодня изменилась коренным образом. Ее не отпускают, она уже больше 60 суток на фронте. Женщина, капеллан, мать-героиня».

Валерий Вавилов не хотел отпускать женщину-капеллана на фронт, но она его не послушала. Он считает, что на поле боя должны быть только мужчины. И женщинам там не место. Даже если она капеллан. Однако и не всех мужчин-священнослужителей стоит допускать к солдатам. Это, в частности, касается представителей УПЦ (МП), которые и до войны проповедовали идеи «Русского мира».

«Они тоже наши братья, и я не хочу их обижать. Но когда священник на полигоне, обращаясь к солдатам, говорит: «Братья, вы держите оружие, положите, этого делать нельзя. С той стороны люди!» У одного бойца рука потянулась к спусковому крючку. Наш капеллан схватил эту руку, звонит мне и спрашивает, что делать. Я говорю, выйди и поговори с людьми, прямо сейчас, потому что он оттуда не выйдет живым. Что-то может случиться. Беда, это диверсия. Этого допустить нельзя. Не знаю, понес ли наказание этот священник. На него написали заявление в СБУ, но вы знаете работу наших силовых ведомств, и их отношение к МП», – закончил свой рассказ Валерий Вавилов.

Храм за миллион

К сожалению, перед присутствующими на круглом столе не успел выступить представитель УГКЦ о. Василий Колодчин. Буквально перед началом заседания круглого стола ему позвонили по важному делу, и он покинул зал. Тем временем Церковь, которую представляет о. Василий, в частности, благотворительная организация «Каритас», много работает с переселенцами, воинами АТО.  Сама же организация не имеет собственного помещения, его она снимает у частного лица и платит за аренду огромные суммы. Так же не имеют греко-католики Одессы и своего собора, потому что местная власть уже несколько лет к ряду тянет с выделением земельного участка.

Претензии к местным чиновникам, в частности к неутомимым труженикам фискальной нивы, имеют и римо-католики. У них налоговая требует почти миллион гривен за возвращение храма святого Петра. Ситуация комическая. В свое время власть продала общине костел за символическую сумму – 1.20 грн. Но потом оказалось, что нужно выплатить 100 тысяч гривен в Пенсионный фонд и за нотариальные услуги. Вскоре у общины стали требовать еще и уплату ПДВ на сумму 860 тысяч гривен. Вместе с предыдущей суммой это составило почти миллион гривен. Такая вот благотворительность от одесской власти.

Католики, православные и протестанты, у которых время от времени возникают проблемы с растаможкой гуманитарного груза, надеются, что трудности в скором времени исчезнут. Не сами собой, конечно. Они надеются, что новое руководство области посодействует им их решить или хотя бы не будет мешать делать добрые дела.

Юрий ОЛЕНЕЦ

Читайте также
Интервью «Для большинства жителей Литвы православие — это “русская вера”», — о. Владимир Селявко
06 августа, 09:00
Интервью Вера – это камертон для моих личных решений, – Юлий Морозов
06 августа, 11:07
Забытый очаг единения между монашеством Восточной и Западной Церквей на Святой Горе Афон
06 августа, 22:25
Церковь Шредингера и «благоговение по должности»
06 августа, 11:44