Богословие, слишком привязанное к непосредственному настоящему ("сегодняшний день" и ничего больше), подвержено опасности преждевременного старения.
Начну с прекрасных слов Святого Апостола Павла:
Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе. (Фил 3:13,14)
Недавно мой друг обратил внимание на довольно неплохое определение того, что можно считать христианским богословием, которое представлено в книге Милларда Эриксона «Христианское богословие».
Особенно мне понравились два пункта четвертый и пятый.
Для начала приведу их в полном объеме:
«4. Богословие должно быть современным. Хотя оно изучает вопросы, относящиеся к вечности, язык, понятия и мышление должны иметь смысл в контексте современности. Но здесь кроется опасность. Некоторые богословские течения, пытаясь дать ответы на проблемы современности, представляют библейские материалы в таком виде, что фактически искажают их. Поэтому мы слышим предостережения об опасности модернизации Иисуса". И эта опасность вполне реальна. Но с другой стороны, попытки не уподобляться в изображении Иисуса либералам XIX века нередко приводят к тому, что Его послание преподносится в такой форме, что человеку XX века надо обладать мышлением первого века, чтобы понять его. В результате нашего современника учат решать проблемы, которых давно уже не существует. Следовательно, надо избегать и противоположной опасности - "опасности архаизации самих себя" .
Для донесения послания имеет значение не просто использование современного мышления. Христианское послание должно относиться к вопросам и проблемам сегодняшнего дня. Но и здесь надо проявлять осторожность и не слишком связывать себя приверженностью только к определенным вопросам. Если настоящее отличается от прошлого, то и будущее будет отличаться от настоящего. Богословие, слишком привязанное к непосредственному настоящему ("сегодняшний день" и ничего больше), подвержено опасности преждевременного старения.
5. Наконец, богословие должно быть практическим. Под этим мы имеем в виду не практическое богословие в техническом смысле (то есть, как проповедовать, наставлять, евангелизировать и т.д.), мы имеем в виду, что богословие связано с жизнью, а не только с верой. Христианская вера может помогать нам в практических заботах. Павел, например, заверив во втором пришествии, затем говорит: "Итак утешайте друг друга сими словами" (1 Фес. 4:18). Но следует отметить, что богословие в первую очередь должны интересовать не практические стороны. Практические результаты применения учения - следствие его истинности, а не наоборот».
Хотелось бы остановиться подробнее на этих вопросах.
Главная задача богословия – это не высокопарное мудрствование, на отвлеченные темы.
Главная задача богословия – объяснить здесь и сейчас, что говорит Господь, о Себе, о человеке и о том, что Ему угодно, а что нет.
И объяснить, как реагировать на те, или иные вызовы современности.
И эта реакционность богословия много веков служила нам добрую службу.
Появились гностики – Церковь взяла на вооружение греческую философию и разбила их в пух и прах языком той же философии.
Появился Арий – объяснили, почему он не прав.
И так далее на протяжение первых пяти Вселенских соборов.
Церковь уже ответила на вопросы и на вызовы, возникшие в прошлом.
Безусловно, мы все еще пользуемся этими гениальными ответами и благодарны их авторам – отцам Церкви. И когда надо: в споре с современными теософами или «Свидетелями Иеговы» используем их.
Но, жизнь не остановилась. Время идет вперед и ставит перед нами новые вызовы, на которые и отвечать надо по-новому.
Откуда, мы знаем, что можно по-новому отвечать на новые вызовы?
Из Евангелия.
Именно Христос сказал нам: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так (Мф 19 8).
То есть Христос лучше раскрывает изначальный замысел Божий, с учетом того, к чему в Древнем Израиле привело разрешение на разводы. Налицо современный богословский ответ на современный вызов.
Были и другие такие ответы. Как написал мне один православный христианин: легче не блудить, чем даже никогда не засматриваться, легче не убивать в жизни, чем даже в уме.
Другой пример, уже из истории Церкви. Святой Киприан и папа Григорий Великий, говоря о необходимости рабовладения, ссылались на Святого Апостола Павла. Цитируя слова последнего о повиновении, св. Василий говорит: "это доказывает, что раб должен повиноваться своим господам во всякой доброте сердца своего и для славы Бога". По мнению Иоанна Златоуста, раб, повинующийся приказаниям своих господ, исполняет волю Бога. Св. Игнатий, епископ Антиохийский, советует церковным рабам ревностно служить для славы Божией и не желать свободы из боязни стать рабами своих страстей. Тертуллиан свидетельствует, что звание христианина является гарантией верности раба.
А в 19 веке святитель Филарет Московский пишет манифест об отмене крепостного права, которое мало отличалось от рабства. Мало того, еще и прямо призывает Александра II принять такой манифест.
Известно, что митрополитъ Филаретъ участвовалъ въ составлении достопамятнаго манифеста объ освобождении крестьянъ отъ крепостной зависимости, начинавшагося незабвенными словами: «Осени себя крестнымъ знамениемъ, православный Русский народъ, и призови благословение Божие на твой свободный трудъ...» Встречая въ этомъ году въ Успенскомъ соборе въ Кремле Царя-Освободителя, святитель Церкви сказалъ ему следующiя знаменательныя слова: «Приветствуемъ тебя въ седьмое лето твоего царствования. У древняго народа Божия седьмое лето было летомъ законнаго отпущения изъ рабства (Исх. 21, 2).
Интересно, что ответ на вопрос о рабстве нашелся именно в Писании. Дело в том, что рабство не являлось изначальным состоянием человека. Человек не был создан рабом другого человека. Человек сделал другого человека рабом по своей испорченной природе. А Святой Апостол лишь подчеркивал, что христианин раб не должен восставать против своего хозяина. Хотя в ранней Церкви было принято освобождать своих рабов или относиться к ним по-христиански, с любовью.
То есть, отмена крепостного права – это возврат к изначальному положению дел.
Но, есть и более современные вызовы, с которыми приходится сталкиваться богословию. Например, не рассматривали отцы Церкви 4-6 века такие проблемы, как интернетзависимость, наркомания или эвтаназия.
И если и есть у них ответы на эти вопросы, то только в качестве пунктиров, основных направлений мысли. И потому, нам сегодня нужно богословие, направленное на решение современных проблем в евангельском духе, понятным языком. И главное, нужны люди, которые могли бы популярно и просто объяснить эти истины широкому количеству верующих.
Такие люди появляются в православии. Например, в России это пытаются делать протодьякон Андрей Кураев и профессор Алексей Осипов.
Но, увы, пока таких богословов не много.
И их работа постоянно наталкивается на критику двух типов персонажей.
Первый – это те, кто забыл, что богослов, это призвание, а не профессия. Те, кто ревностно относиться к любому популярному коллеге, пытающемуся говорить с людьми на понятном им языке.
Недавно я столкнулся с популярным российским патрологом, который в хамской форме отказывается отвечать на любые вопросы христиан в Живом Журнале с формулировкой «вы лучше молчите и смотрите, как умные ученые умные вещи обсуждают».
Тут, однозначно уместно вспомнить библейский стих: «…но знание надмевает, а любовь назидает» (Коринфянам 8:1)
Второй тип - те, кто стремится заморозить мысль, богословие и рефлексы на уровне 4-6 века. (Кстати, не ясно, почему выбран именно 4-6 век, а не 2-3, 15 или 18 век). Но, мы живем не в 4-6 веке. Мы живем сегодня, здесь и сейчас.
И Христос способен решить наши сегодняшние проблемы и ответить на наши сегодняшние вопросы. Для того, чтобы получить эти ответы много не надо.
Нужны богословы, твердо держащиеся Писания, ни в коей мере не противоречащие учению отцов Церкви, которые больше не будут бояться говорить с нами просто, современно и на практические, прикладные, действительно важные темы.
Нужны прихожане живущие полноценной церковной жизнью, которые перестанут бояться думать и поверят, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу. Начав делать то, к чему нас призывает Господь: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне». Не забывая при этом сравнивать свои выводы с тем, что уже говорили об этом месте святые, ходившие в Духе и принесшие добрые плоды. И во 2, и в 4, и в 15 и в 18 веке.