О деталях встречи членов ВСЦиРО с А. Турчиновым и видении дальнейших государственно-конфессиональных отношений в разговоре РИСУ с руководителем Департамента внешних связей Украинской Греко-Католической Церкви митрофорным протоиереем Олексой ПЕТРИВЫМ.
– На днях состоялась встреча ВСЦиРО с Александром Турчиновым. В четверг, 27 февраля, мы увидели официальное заявление от Совета. Однако какими были детали разговора и какой формат сотрудничества власти с духовенством рассматривался? Он будет новым или будет пересмотрен старый формат работы?
– На встрече не обговаривался формат сотрудничества с властью, но мы, Церкви и религиозные организации, каждая в отдельности и Всеукраинский Совет Церквей и религиозных организаций (ВСЦиРО) в целом, имеем опыт сотрудничества с властью. Мы надеемся, что то сотрудничество, которое было раньше в форме признанных государством постоянно действующих консультативных органов, и дальше будет продолжаться. Обнадеживает, что наивысший представитель государственной власти предложил возобновить не только то, что было, но и делать что-то больше для взаимопонимания и сотрудничества органов государственной власти с религиозным сообществом, учитывая важность религиозной составляющей в общественной жизни, как это показали последние события.
– Будут ли меняться советы и органы при власти, представляющие интересы верующих, при новом руководстве?
– Состав их, конечно, будет меняться, потому что уже прошло определенное время. Например, в Комиссии по вопросам обеспечения реализации прав религиозных организаций при Кабмине со стороны правительства точно будут изменения. Время прошло – больше пяти лет с того момента, когда она была сформирована, а за время правления прошлой власти заседала лишь один раз полтора года назад.
Также надеемся, что будет начат более системный диалог с Верховной Радой, потому что, к сожалению, до сих пор этого не было, несмотря на то, какие политические силы были у власти. Но поскольку действующий глава Рады сказал, что это необходимо, да и сама встреча была проведена в такое бурное время, то выглядит так, что здесь мы можем надеяться на системное сотрудничество.
– Есть ли конкретные предложения от ВСЦиРО относительно перемен, которые хотелось бы продвигать при новом составе власти? Как и в вопросе формата государственно-конфессиональных отношений. Что бы Вы хотели им предложить?
– Они уже есть у нас на протяжении многих лет. А некоторым предложениям исполнилось даже больше 10 лет. В частности, фундаментальная вещь, на базе которой должно бы развиваться сотрудничество на паритетных отношениях между религиозным сообществом и государством, а именно Концепция государственно-конфессиональных отношений, в которой заложен именно паритетный способ сотрудничества. Концепция была представлена в декабре 2003 года, ее широко обсуждали, имеет поддержку ВСЦиРО, однако до сих пор не принята как нормативно-правовой акт. Настало время ее принять как закон, который бы очерчивал магистральный путь развития отношений Церкви и государства, жизни Церкви и общества.
Кроме того, на всех встречах с предыдущими президентами рассматривался целый ряд вопросов, их количество варьировалось от 6 до 14. Церкви и религиозные организации всегда выкладывали их на стол, всегда шли не с пустыми руками, подавали на рассмотрение. Но, к сожалению, из тех 14 только 1–2 частично были решены. А остальные до сих пор ждут своего решения. Дай Боже для начала исправить то, что ждет своего решения уже долгое время.
– А какие сферы требуют внимания в первую очередь? Что именно из них?
– Безусловно, первое – образовательная сфера, там целый блок вопросов. Второе – сфера благотворительности. Природа Церкви – материнская – проявлять свое материнское лицо, то есть в социальном служении. В этой сфере общественного бытия Церкви и религиозные организации могли бы значительно больше послужить. Однако законодательство ставит такие преграды, когда полностью раскрыть потенциал просто невозможно, и с каждым годом ситуация только ухудшалась. Например, возьмем теперь уже общеизвестный факт усложнения, или даже невозможности растаможивания гуманитарных грузов на таможне, то есть их получения. Или вообще деятельность благотворительных организаций, в частности основанных Церковью, чья работа была значительно осложнена теми нормами, которые были установлены в последнее время.
Что касается образования, то там целый блок вопросов, начиная с признания дипломов религиозных учебных заведений и заканчивая правом Церквей и религиозных организаций основывать общеобразовательные учебные заведения всех уровней аккредитации. Там целый ряд проблем. Если взять опыт наших европейских соседей, то решение тех вопросов во многом помогло государству, в частности, в подъеме уровня моральности и правосознания в обществе.
– В начале разговора с ВСЦиРО А.Турчинов отметил, что хотел бы более регулярно организовывать встречи с духовенством для обсуждения вопросов. Были ли договоренности о том, как они будут проходить в будущем и когда возможна следующая встреча?
– Пока не было определено. Мы планируем активно сотрудничать с Верховной Радой, о следующей встрече ничего не говорили, но само желание – это уже позитив. Важно, чтобы руководство Верховной Рады Украины могло услышать проблемы религиозного сообщества и старалось так направлять действующее законодательство, чтобы Церкви и религиозные организации могли реализовать весь свой потенциал для пользы общества.
– А если взять во внимание сотрудничество с Кабмином? Возможно ли создание рабочей группы по тем вопросам, которые волнуют ВСЦиРО?
– Это, наверно, будет возобновление активной деятельности Комиссии по вопросам обеспечения реализации прав религиозных организаций.
– Как Вы в целом оценили бы встречу со спикером ВР? Лично и с позиции ВСЦиРО.
– Встреча была открытой – лично скажу, – взаимно открытой, искренне высказывались позиции как от ВСЦиРО, так и от г.Турчинова. И было видно желание вместе прилагать усилия для того, чтобы выйти из сложившейся ситуации. Собственно потому и появилось заявление, в котором отмечено, что нужно в первую очередь решать: вопрос коррупции; вопрос территориальной целостности – ВСЦиРО в который раз призывает, чтобы любые дискуссии на эту тему прекратились; необходимость соблюдения взаимопонимания, мира и не провоцирования никакого противостояния на религиозной почве. Но наиболее остро ощущался запрос, на который члены ВСЦиРО ответили, призвав граждан, а особенно госслужащих, добросовестно исполнять свои обязанности на местах. Потому что время очень неопределенное и есть информация, что кто-то боится выполнять свою работу, кто-то саботирует ее, поэтому одним из пунктов был призыв к добросовестному исполнению обязанностей как личности и гражданина. ВСЦиРО заверил, что будет следить за развитием событий и при необходимости будет задействовать весь потенциал и авторитет, чтобы следовать по направлению к лучшему. Мы будем стараться помогать власти или корректировать ее действия с нравственной стороны, когда будет возникать такая необходимость.
– Вернемся к Майдану. Сейчас много заявлений от представителей предыдущей власти, посредством которых они пытаются реабилитироваться, извиниться или переложить вину на Виктора Януковича за все содеянное насилие. Тем самым они хотят присоединиться к созданию новой страны. Исходя из позиции Церкви, релевантно ли это, можно ли таких людей допускать к руководству государством и возможно ли сотрудничество с такими лицами?
– В первую очередь, акцентируем на таком важном моменте как покаяние. Если есть реальное, действительное покаяние, а оно предусматривает осознание и признание того, что было сделано; выражение искреннего сожаления о грехах и принесение плода, достойного покаяния. Когда эти три элемента есть, то ставить перед человеком какие-то непреодолимые преграды для возможности исправиться было бы несправедливо. Это могло бы происходить и путем привлечения таких высококвалифицированных, талантливых специалистов и к системе государственного управления. Но не для того, чтобы снова добраться к «кормушке». Деятельность таких лиц могла бы быть достаточно полезной для общества. Вот пример из Нового Завета Апостола Павла, который через действие Святого Духа действительно обратился, стал настоящим апостолом и столько сделал для Церкви, что и не оценить. Отбрасывать человека полностью нельзя. Но этот процесс «обращения» должен проходить согласно соответствующей процедуре.
Следует помнить, что мы живем в правовом обществе и вся наша деятельность регламентируется не только Божьим законом, но и законом гражданским. И, в первую очередь, нужно ответить по закону светскому. Поэтому всему должно предшествовать раскаяние и чистота перед законом государственным, оно может идти параллельно, но покаяние не снимает ответственности перед законом государственным, хотя смягчает даже и его. Я недаром сказал о важности государственного закона в этом вопросе, потому что если бы был принят закон о люстрации и были бы прописаны соответствующие процедуры, тогда все работало бы четко и понятно.
– Вы лично видели примеры искреннего покаяния у тех, кто был причастен к предшествующей власти?
– Да, и оно было публичным. Человек, которого я знаю по сотрудничеству и не имею оснований не верить его словам и поступкам. Оно было действительно искренним, действительно выражение сожаления относительно того, что так произошло. Но еще должны быть плоды покаяния. Первые шаги уже были, и нужно молиться за тех людей, чтобы Господь Бог помог и дал им благодать, чтобы исправиться. Мы, как христиане, должны помнить, что Бог не хочет смерти грешника, Он хочет, чтобы тот обратился к Нему. Так и мы хотим, чтобы каждый из них встал в наши ряды и помогал строить страну.
– Уже доступны документы, доказывающие вину участников насилия на Майдане. В частности, есть данные о тех, кто имел отношение к власти или силовым структурам, есть доказательства их причастности к последним событиям. Звучали инициативы о, например, отлучении от Церкви Виктора Януковича или другие предложения относительно влияния на этих людей. Как Вы считаете, возможны ли здесь определенные действия со стороны духовенства, какими они должны и могли бы быть?
– Действительность такова, что такой механизм воспитательного влияния как наказание в Церкви существует. И в каждой Церкви, каждой конфессии это регламентируется своим церковным правом. В православии это свои нормы и процедуры, в Католической Церкви – свои. У нас есть целый раздел о преступлении и наказании, прописанный и в Кодексе Канонов Восточных Церквей. Общее то, что разные наказания, которые Церковь накладывает как санкцию за преступление, четко регламентированы. Потому что это очень жестокий способ реакции Церкви, матери, учителя, на своих детей, провинившихся против Тела Христова. Это, как в семье, вопрос очень деликатный и суверенный. И потому ни одна из конфессий не может указывать другой, как ей поступать по отношению к своим верным в плане наказания. У них есть свои внутренние регламенты относительно того, как это происходит. Просто так бросать анафемы, как некоторые призывают, было бы неправильно.