Глава Русской Православной Церкви Кирилл во время выступления 31 октября отметил социальные и идеологические расколы в российском обществе, повторяя шаблонные оправдания войны в Украине.
Об этом пишет американский институт изучения войны (ISW), передает Обоз.
Кирилл отметил, что часть россиян апатичны и незаинтересованы событиями на фронте. Также он критиковал тех, кто выбирает личный комфорт и «несерьезные развлечения» вместо поддержки войны.
Этот упрек свидетельствует о растущем беспокойстве Кремля относительно поддержки войны среди россиян, отмечает ISW.
Опросы показывают колебания в поддержке политики Кремля, в частности относительно войны, тогда как поддержка Путина остается высокой. В то же время многие россияне, особенно те, кто не имеет личных потерь из-за войны, остаются равнодушными.
Кремль может быть обеспокоен растущим расколом между россиянами, которые лично пострадали от войны, и теми, кто смог обезопасить себя и своих близких. Также возможно беспокойство относительно апатии к войне на фоне вероятной второй волны мобилизации, к которой значительная часть населения относится критически.
Кирилл также отметил рост жестокости в российской армии, связывая это с влиянием «неоязыческого» культа, который якобы продвигает идеи силы и жестокости. Он отметил, что такие проповедники пытаются возродить язычество, распространяя убеждение, что христианство не поддерживает героизм, но «святые» российские военные опровергают это мнение собственным поведением, хотя и признался, что «неоязычество» распространяется в армии.
По наблюдениям ISW, многочисленные случаи насилия, особенно среди бывших бойцов группы Вагнера, проявляются как на фронте, так и в гражданской жизни.
Вероятно, Россия столкнется со значительным ростом уровня жестокости в обществе после возвращения домой большего количества травмированных военнослужащих, если будет продолжать жестко обращаться со своими солдатами, отказываясь от предоставления надлежащей психологической помощи ветеранам, и усиливать милитаризацию общества, учебных заведений и государственных структур.