Греко-Католическая Церковь на Донбассе оказалась в сложном положении. Местные сепаратисты считают ее враждебной, потому что костяк этой Церкви тут составляют выходцы из западной Украины. Отец Василий Иванюк из Краматорска служит здесь с 1995 года. Он считает, что государство мало уделяло внимания просвещению местных жителей, поэтому имеем то, что имеем.
Греко-Католическая Церковь на Донбассе оказалась в сложном положении. Местные сепаратисты считают ее враждебной. Костяк греко-католических общин в 90-е тут составляли репрессированные во времена Советского Союза украинцы с запада Украины. Те, кого переселили туда в результате операции «Висла» или кому после советских лагерей запрещали возвращаться домой. На протяжении чуть ли не всего прошлого века эти люди оседали в Донбассе, работая на его шахтах и заводах. И сразу же после того, как Греко-Католическая Церковь вышла из подполья, эти люди начали просить для себя своих священников.
Одним из первых таких настоятелей стал отец Василий Иванюк. Он оставил родную Львовщину и поехал служить на Донетчину в 1995 году. Сейчас священник является деканом Краматорского деканата и служит в шести приходах. Территория этих приходов еще прошлой весной и летом были оккупированы террористами из «ДНР». Отец Василий рассказал о том, что больше всего угнетает священника с запада страны в людях на востоке, какие проблемы у греко-католической общины на Донетчине и что приходилось переживать во время оккупации «ДНР».
В 2006 году УГКЦ исследовала, сколько людей в Донецкой и Луганской области, независимо от религиозных номинаций, верующих и ходит в храмы. Результаты показали, что только 4%. «4% – это те люди, которые хоть куда-то ходят: в костел, православный, греко-католический или протестантский храм. А 96% – это люди, из которых можно слепить кого угодно. Хоть номинально тут почти все христиане и почти все крещены», – говорит отец Василий. Одна из причин такого маленького процента, по его мнению, отсутствие какой-либо гуманитарной политики со стороны государства в восточном регионе. И чуть ли не самой большой проблемой Донбасса священник называет пробелы в образовании. «Войны не было бы, если бы центральная власть хоть что-то бы сделала в сфере образования в этих областях», – говорит отец. Он добавляет, что за все время своего пребывания на Донетчине ни разу не наблюдал там пропаганды украинской культуры. По мнению священника, отсутствие доминантной национальности или культуры на территории Донбасса – одна из причин, вызывавших там сегодняшний кризис. Отец Василий говорит, что доминантность какой-то из культур позволяла бы упорядочивать стиль жизни и формировать основные ценности. И не имеет значения это была бы украинская, российская или татарская культура. А так, в результате вышел винегрет, который невозможно есть», – печально шутит настоятель.
Еще сегодня, говорит отец Василий, к нему могут подойти на улице и спросить, чем отличаются греко-католики от христиан. Вопрос, показывающий весь упадок общества. Священник не объясняет, потому что у него слишком мало времени, чтобы разжевывать такие вещи. Вместо этого приглашает приходить в церковь и самим смотреть. «Если ты ищешь правду, то найдешь ее и увидишь разницу, если, конечно, хочешь ее увидеть». По словам душпастыря большая часть людей на востоке аморфная. Отец называет их трудягами, которые, несмотря на все проблемы, идут на работу.
Основная проблема греко-католического сообщества на Донетчине в том, что там очень не хватает священников, говорит отец Василий. На вопрос, почему так, отвечает, что поскольку не имеет опыта общения с духовенством из западных территорий, то может лишь догадываться. И одна из таких догадок заключается в том, что существует значительная разница между людьми на западе и востоке в отношении к своей жизни. «Я освятил здесь около 900 домов и видел везде стандартный набор: железная кровать, советский деревянный стол, пара кресел и все. Люди, может, и зарабатывали деньги, но не заботились о том, чтобы что-то купить домой и жить лучше», – говорит отец. Из-за такого стиля жизни вопрос о внутреннем мире человека или его вере отпадают.
«Такая ситуация нас, людей из западной Украины, гнетет. Возможно, это не самая первая причина, почему сюда не спешат ехать молодые священники», – говорит о. Василий. Чтобы понять больше, он предлагает остаться на Рождество и говорит, что вряд ли здесь можно будет услышать, как люди будут колядовать. «Все празднования закончатся уже 1 января. Привыкнуть к такому очень тяжело. Дело даже не в том, что люди не знают, как вовремя зимних праздников приветствовать друг друга. Больше всего гнетет то, что нет радости от рождения Христа. Часто все сводится к банальной пьянке. Есть красная дата в календаре – есть бутылка на столе», – говорит отец Василий.
За время оккупации многие донбасские греко-католики выехали. Священник рассказывает, что многих вывез и сам. Заезжал через один блокпост, а выезжал через другой. Говорил, что спешил на похорон. А парней, которых спасал от мобилизации в террористические отряды, одевал в подрясники, давал им четки и говорил закрывать глаза вроде молятся. Только так можно было их спасать.
Священник делится, что оккупацию «ДНР» ему помогло пережить то, что служит он в эти краях уже много лет. Так, всем давно известно, что он греко-католический священник со Львовщины. Но однажды, проезжая блокпост, священника вытянули из машины и, вероятно, хотели расстрелять. Как оказалось потом, позвонил кто-то из неместных и рассказал о бандеровце, который ездит и разговаривает по-украински. «Я поговорил тогда с ними по-мужски. Сказал – да, я западенец и бандеровец, если вам так лучше. Но я построил тут семь храмов и вырастил четверых детей. Построил именно тут, а не где-то в Карпатах, где строят ваши олигархи. Если кто-то из вас сделал больше – стреляйте». После этих слов, говорит отец Василий, его отпустили и даже извинились.
Изменились ли люди после того, как увидели, какие на самом деле те, кого многие из них называли «повстанцами»? Священник говорит, что не может много рассказывать об этом, потому что люди из-за общего недоверия не говорят на эту тему. А если и говорят что-то ему, то только на исповеди. «Никто не хочет открыто проявлять свою позицию. Потому что не все еще утихло, и есть постоянные угрозы», – рассказывает священник. Но стало больше людей, которые помогают украинским солдатам, стали активными волонтерами.
«После всего этого мы стали сильнее. Мы уже видели войну, разруху и жертвы. Просто нужно становиться и работать», – говорит отец Василий. Он отмечает, та часть Донецкой области, где Греко-Католическая Церковь хоть немного развита, находится сейчас под властью украинцев. Это показательно и должно было бы стать сигналом для Церкви в целом, что тут нужно прилагать больше усилий. По его мнению, сейчас возрождение украинских церквей на Донбассе должно было бы стать общенациональной задачей. И молодым греко-католическим священникам и семинаристам нужно пересмотреть отношение к служению на востоке Украины. Священник говорит, что его иногда спрашивают о том, почему он не уедет оттуда. Он отвечает, что раньше и правда хотелось вернуться домой. Но увидел, что действительно тут нужен, поэтому уверяет: «Мы не уйдем отсюда. Не ушли во время войны, и не уйдем теперь тем более».