Александр ЗАЕЦ, Директор Института религиозной свободы
8 ноября 2006 года постановлением Кабинета Министров Украины № 1575 „О создании Государственного комитета Украины по делам национальностей и религий” был создан Государственный комитет Украины по делам национальностей и религий на базе реорганизованных Государственного комитета Украины по делам национальностей и миграции и Государственного департамента по делам религий.
Краткая предыстория
В свою независимость Украина вошла с Советом по делам религий при Совете Министров УССР, который действовал на основании постановления Совета Министров УССР от 25.02.1975 года „Об утверждении Положения о Совете по делам религий при Совете Министров УССР”. В марте 1992 года правительственным постановлением был урегулирован статус Совета по делам религий при Кабинете Министров Украины, как центральный орган государственного управления Украины, который действует при Кабинете Министров Украины и подведомствен правительству. В таком статусе Совет по делам религий просуществовал до августа 1994 года.
С августа 1994 года по октябрь 1995 года обязанности и функции государственного органа Украины по делам религий (такое определение имеет этот орган власти в Законе Украины „О свободе совести и религиозных организациях” от 23.04.1991 г.) были возложены на Министерство Украины по делам национальностей, миграции и культов, в составе которого действовало управление по делам религий. Согласно своему Положению Министерство имело статус центрального органа государственной исполнительной власти и было подведомственным Кабинету Министров Украины.
В октябре 1995 года указом Президента Украины с целью обеспечения проведения государственной политики в отношении религий и церкви было создано Государственный комитет Украины по делам религий. Согласно Положению о Государственном комитете Украины по делам религий, утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 3 января 1996 года № 2, статус государственного органа Украины по делам религий был определен как центральный орган государственной исполнительной власти, подведомственный Кабинету Министров Украины. 14 ноября 2000 года указом Президента Украины № 1229/2000 статус Государственного комитета Украины по делам религий был определен как центральный орган исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом Министров Украины через Министра юстиции Украины. В таком статусе Госкомрелигий Украины просуществовал до апреля 2005 года, когда указом Президента Украины № 701/2005 этот комитет был ликвидирован, а его функции были возложены на Министерство юстиции Украины.
В мае – августе 2005 года соответствующими постановлениями Кабинета Министров Украины был создан Государственный департамент по делам религий и утверждено Положение о нем, согласно которому статус Госдепрелигий был определен как правительственный орган государственного управления, который действует в составе Министерства юстиции Украины и ему подчиняется. В таком статусе Госдепрелигий просуществовал до ноября 2006 года – до момента появления выше указанного решения правительства.
Причини повышения статуса государственного органа Украины по делам религий
1. Естественное желание чиновников повысить свой статус (в данном случае для многих из них – вернутся на позиции весны 2005 года, то есть до ликвидации Госкомрелигий Украины).
2. Старания действующего правительства и Антикризисной парламентской коалиции усилить влияние государственного фактора в религиозной сфере, в том числе, в противовес Президенту Украины и его Секретариату.
3. Предложения отдельных конфессий, в том числе тех, которые связаны с национальными меньшинствами, в отношении повышения статуса государственного органа Украины по делам религий.
4. Разбалансированность системы органов исполнительной власти, которые отвечают за проведение государственной политики в сфере государственно-конфессиональных отношений по линии центр – регионы.
5. Определенное оживление межконфессиональных конфликтов на местном уровне.
Некоторые предварительные выводы
1. Кабинет Министров Украины через Государственный комитет Украины по делам национальностей и религий попробует взять под контроль процессы в сфере государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений в Украине.
2. Создание правительством Государственного комитета Украины по делам национальностей и религий может привести к симметричному шагу со стороны Президента Украины В.Ющенко в виде создания консультативного органа при Президенте Украины по вопросам свободы совести и вероисповедания.
3. Фракции парламентской оппозиции активизируют свою работу с конфессиями.
4. Ведущие конфессии будут принимать меры в отношении сохранения существующего уровня религиозной свободы в Украине.
5. В Государственном комитете Украины по делам национальностей и религий будет существовать определенная перманентная конфликтность между департаментами по делам национальностей с одной стороны и по делам религий – с другой. В краткосрочной перспективе указанная конфликтность, наряду с другими факторами, может привести к ликвидации или реорганизации Государственного комитета Украины по делам национальностей и религий и создания на его базе отдельных ведомств – по делам национальностей и по делам религий.
6. Дискуссии в отношении статуса государственного органа Украины по делам религий скорее всего будут продолжаться.