20 января весь мусульманский мир отмечает праздник Жертвоприношения. Крымские татары называют его Курбан-байрам, — рассказывает Эльзара АБДУРАМАНОВА.
Мифология этого праздника восходит к известному библейскому сюжету о попытке принесения патриархом Авраамом своего сына Исаака в жертву Богу. Однако на место библейского Исаака мусульманская традиция ставит Исмаила, считая его старшим сыном, а Исаак, по мусульманским представлениям, - второй сын Авраама (по-арабски — Ибрахима).
К празднику Курбан-байрам мусульмане готовятся заранее. Крымские татары накануне любого великого праздника жарят на ужин изделия из теста, обычно чебуреки. Принято угощать ими соседей. Эта традиция среди крымских татар считается мусульманской, однако она сохранилась из древней религии тюрков и монгол – Тэнгрианства, согласно которой души умерших предков могут вкушать только запах жаренного теста. Этот день называется «арфе» — дословно «канун» (праздника).
Праздновать сам день жертвоприношения начинают с самого утра. Мусульмане, совершив полное омовение, надев опрятную одежду, коллективно молятся в мечети, читают Коран, слушают проповедь имама, в которой также рассказывается о происхождении и значении обряда жертвоприношения.
После праздничной молитвы приступают к жертвенному обряду. Над священной приготовленной к закланию жертвой произносится молитва, затем барана валят на землю головой в сторону Мекки, и хозяин животного или специально нанятый для этого человек перерезает жертве горло.
Приготовленное мясо съедают за общей трапезой, раздают родственникам, соседям, неимущим в течение 3-х дней, ведь жертва совершается ради Аллаха и должна принести пользу нуждающимся и награду жертвователям в жизни будущей.
Праздник жертвоприношения отмечается в 10-ый день 12-го месяца мусульманского лунного календаря зу-ль-хиджжа, в период совершения хаджа - паломничества в Мекку. Согласно информации ДУМК (Духовного управления мусульман Крыма), в этом году отправилось в хадж не менее семи жителей Крыма.