Более двух тысяч украинцев называют себя лютеранами. Захват храмов, громкие противостояния, привлечение Баварской церкви и создание новой общины – это могло бы стать чужим сценарием. Но в такой узкой общине может развязаться конфликт, после которого возникает новая община, а дружеская Баварская церковь отказывает в поддержке. За кулисами церковного раскола стоят также личности и имущественные интересы.
Ситуация в течение революции на Майдане и проведения АТО зацепила и лютеран. Предварительно у них было 23 общины, а после аннексии Крыма потеряли семь из них, что существенно отразилось на церкви. На протяжении периода противостояний на Майдане столичная кирха св. Екатерины находилась в центре событий, в ней действовал госпиталь для раненых, а пастор Ральф Хаска останавливал возможные столкновения на ул. Лютеранской между протестующими и силовиками. По словам лютеран, далеко не все представители общины были рады подобной деятельности церкви св. Екатерины.
ТОВ «Кирхенбау»
За первыми обвинениями последовали срывы нескольких заседаний Синода, а именно в декабре 2014-го и январе и сентябре 2015-го. Стороны обвиняли друг друга в недопущении на заседание или в отсутствии приглашений. В феврале 2015-го впервые публично появилось название ООО «Кирхенбау», которое стало краеугольным камнем для дальнейшего раскола. Оказалось, что при финансовой помощи партнеров из Баварской церкви был построен Немецкий центр в Одессе, который должен был сдавать помещения в аренду, а на полученную прибыль НЕЛЦУ могла бы развиваться. Деньги от арендаторов должны были идти на поддержку самого центра и лютеранских общин, а также на выплаты зарплат пасторов.
Рука Баварии
Немецкие СМИ активно присоединились к освещению конфликта в Украине, представляя только мнение стороны Александра Гросса. Особенность этого, по словам Константина Бурлова, в том, что Лютеранская Церковь Баварии является одним из наибольших мировых доноров лютеран, а поэтому имеет огромное влияние. Важен и богословский аспект, поскольку церковь Баварии взяла курс на либерализм (отдельные общины имеют женщин-пасторов), в то время как украинские представители более консервативны.
Вопросом Украины сначала занимался церковный советник ЕЛЦБ Ульрих Ценкер. Именно он распределял финансовые ресурсы и предоставлял другую поддержку. Когда ситуация стала похожа на внутреннюю войну, сперва г-н Ценкер отказывался от разговоров с епископом Серге Машевски и его представителями, а позже принял решение о прекращении финансирования НЕЛЦУ. В письме к руководству ЕЛЦБ от 06.09.2015 Президент Синода Константин Бурлов детально расписывает всю ситуацию, в том числе с ООО «Кирхенбау», доказывает, что передача Немецкого центра проходила по согласию г-на Ценкера вместе со старшим церковным советником Михаилом Мартиным, которые «делали целенаправленные манипулятивные действия с целью дискредитации епископа Серге Машевски, даже после раскрытия коррупционных схем».
««Синод» выгоняет ряд общин церкви, даже не допустив их на заседание Синода. «Синод» осуждает фирму «Кирхенбау», даже не дав ей шанс представить свою позицию. «Синод» лишает сана пастора, даже не предоставив шанса защиты. Сталинская тройка на фоне «Синода» выглядит очень демократично, ведь она встречалась со своей жертвой! А тут тотальное нежелание епископа на протяжении семи месяцев садиться за стол переговоров, решать проблемы, работать над этим с помощью модератора (от Баварской церкви, от государства). И банальное поливание грязью, манипуляции и ложь. Сталин нервно курит в стороне. Ученик превзошел учителя», – напишет об этом Гросс.
Киевские страсти
«Молитесь друзья! Сегодня в 5 утра группа молодых людей (неизвестные, явно титушки) под руководством епископа Машевского, при участии пасторов Цехановича, Целинко, Кузнецова и диакона Шемигона взломала замки церкви св. Екатерины в Киеве и захватила здание. Охранник был закрыт в подсобном помещении. Сейчас на месте работает Служба безопасности Украины и милиция. Молитесь! Это ли день Господень для таких людей?)» – говорится в сообщении в Facebook от Александра Гросса 6 декабря 2015 года.
Тогда же появилась традиция проведения утренней службы на украинском языке раз в месяц. Все нововведения, в том числе духовные беседы и обучение исчезли после начала конфликта. По словам представителей «украинской» части общины, другая половина община не хотела идти на диалог, даже звучали мысли типа: «Немецкая церковь только для немцев». Ситуацию изменило прибытие немецкого пастора Шеффера, который отказался от сотрудничества с епископом после визита в Одессу и выбрал новый совет общины столичной кирхи без участия предыдущей, которую возглавили представители немецкого товарищества «Возрождение». Вскоре произошло возвращение к немецкому и русскому языкам богослужения.
Пиком конфликта стало столкновение 6 декабря 2015 года. Рано утром епископ Серге Машевски прибыл в кирху, чтобы подготовиться к службе. Охранник храма отказался их допускать, из-за чего делегация спросила об основаниях отказа. Тогда же подтянулись представители общины, в частности от «Возрождения». По словам Игоря Шемигона, там присутствовали «люди в черной форме» и представители Правого сектора, провокаторы надеялись начать драку и снять все это на камеру. Однако представители епископа отступили, так и не проведши службу.
Александр Гросс отрицает подобный силовой сценарий развития событий и подчеркивает, что никто не собирался подстрекать общину украинско-немецкими настроениями, так же как никто не запрещал служения. Напротив, по его словам, община решила именно таким образом вести свою духовную жизнь, вместе с пастором Шеффером, а поэтому имеет на это полное право.
Государство – посредник?
Представители власти в лице Департамента по делам религий и национальностей готовы взять на себя роль медиаторов, а именно провести общую встречу представителей сторон ради диалога. «В этой ситуации, которая сложилась в лютеранской немецкой общине Украины, для нас единственно возможным вариантом является призвать стороны к диалогу, – комментирует глава Департамента Андрей Юраш. – На наш взгляд, конфликт имеет больше субъективный личностный характер. Здесь нет богословских противоречий, поэтому стороны имеют определенные личные соображения относительно выхода из ситуации. Для нас важнее, чтобы эти все внутренние несогласованности не становились причиной внешних разногласий и не углубляли и так известные конфликтные линии в Украине».
По его словам, вопрос давно вышел за рамки сугубо внутреннего распределения влияния и взглядов, поскольку коснулся имущественных вопросов, в частности относительно кирхи св. Екатерины, а вместе с тем зацепил немецкую общину.
Константин Бурлов добавляет, что он предлагал путь примирения, при котором должны бы забыться все противоречия и начаться новые отношения, однако другая сторона отказалась. Вместе с тем, убежден он, на это влияет Германия, которая имеет свое видение будущего лютеран в Украине.
Александр Гросс видит главную проблему в личности епископа: «Проблема в том, что епископом стал человек, за которым тянется шлейф проблем. Тогда же он начал убирать из церкви всех людей, которые были самостоятельными. Он взялся за подчинение всех комитетов, структурных подразделений. Построил такую вертикаль, где часть людей боится потерять работу, а все, кто был против него, были изгнаны из церкви, но никто никуда особо не пошел. Мы продолжаем жить, служить, но по сути не имеем с ним никаких отношений. Нужно остановить незаконную деятельность Машевского на территории Украины, восстановить права верян НЕЛЦУ, помочь в восстановлении отношений ради прощения и доверия».
Сейчас конфликт выливается в многочисленные судебные тяжбы, где побеждают адвокаты и их профессионализм. Круг замыкается на противоречивой личности епископа Серге Машевски, на влиянии и поддержке Баварской церкви и финансировании, а также деятельности ООО «Кирхенбау». Тут не говорится о богословских противоречиях, пока проблемы возникают между людьми и распределением имущества. Запланированный диалог в Киеве переносится на неизвестные даты. Пока создание новой общины и деятельность ключевых игроков указывает на появление двух параллельных структур.