185 лет назад в Николаеве была основана лютеранская община. До сегодняшнего дня центром духовной жизни общины является древняя кирха Христа Спасителя. Несмотря на временное отсутствие пастора, современный приход, принадлежащий Немецкой Евангелическо-Лютеранской Церкви Украины, не прекращает служить Богу, заботиться о храме и заниматься социальными проблемами.
185 лет назад в Николаеве была основана лютеранская община. До сегодняшнего дня центром духовной жизни общины является древняя кирха Христа Спасителя. Несмотря на временное отсутствие пастора, современный приход, принадлежащий Немецкой Евангелическо-Лютеранской Церкви Украины, не прекращает служить Богу, заботиться о храме и заниматься социальными проблемами.
31 октября 1517 года принято считать датой основания лютеранства, которое сегодня присутствует на всех континентах и доминирует среди религий в ряде стран Северной Европы. Родина лютеранского вероисповедания – Германия – активно готовится к празднованию в 2017 году 500-летию Реформации. Однако и ныне учение Мартина Лютера остается актуальным и находит новых последователей среди наших соотечественников. Ярким примером этого является николаевский лютеранский приход Христа Спасителя, который имеет 185-летнюю историю и не останавливается в своем развитии.
Напомним, решением Второго заседания Синода НЕЛЦУ VI созыва, которое состоялось в Днепропетровске 8–10 сентября, утвержден новый перечень принадлежащих к Церкви общин. 21 лютеранская община Украины получила от Синода свидетельство о вхождении в НЕЛЦУ, среди них и николаевская община. От прихожан кирхи Христа Спасителя членами Синода являются Павел Ширмовский, глава церковного совета, и два его заместителя. Сначала очертим основные вехи истории лютеранской общины в Николаеве, а потом обсудим ее современные проблемы с главой церковного совета.
Как правило, лютеранские общины возникали на территории Российской империи, в том числе в Северном Причерноморье, в поселениях немецких колонистов в конце XVIII – начале XIX веке. Однако создание евангелической общины в Николаеве, который какое-то время, как и Херсон, был базой Черноморского флота, было обусловлено принадлежностью значительного числа морских офицеров и военнослужащих к лютеранскому вероисповеданию.
В 1830 году для духовной опеки военными евангелическими христианами был назначен дивизионный проповедник Иоганн Долль (1797–1857). Этот год стал годом основания прихода. Во времена служения пастора в историческом центре Николаева была возведена кирха, освящение которой состоялось 12 октября 1852 года. Приметно, что, по разрешению Генеральной консистории, имя Христа Спасителя было присвоено храму только в 1902 году. Также заслуживает внимания тот факт, что на средства прихожан был куплен земельный участок под строительство кирхи, а деньги на сооружение церковного здания были выделены из государственной казны, поскольку лютеранская община понесла значительные расходы на возведение пасторского дома и церковной школы.
Архитектурный проект предусматривал, что храм будет возведен в живописном месте города – на левом высоком берегу речки Ингул, откуда открывается вид на ее устье при впадении в Южный Буг. Старинные открытки доносят первичную красоту кирхи. Церковное строение окружено садом, а его портал выходит на улицу Адмиральскую – одну из самых красивых и престижных улиц старого города.
Также храм выделялся среди лютеранских кирх того времени оригинальным архитектурным стилем, малоизвестным в России и Германии. Его главный строитель – архитектор Черноморского департамента – англичанин Чарльз Акройд – взял за образец церковное сооружение англиканского типа.
Алтарная часть храма ориентирована на север. Соответственно вход, расположенный в прямоугольной башне с часами, находится на юге. Здание имеет вид однонефовой базилики, ее украшают окна в неготическом стиле. Сперва над алтарем также находилось окно. Сейчас на этом месте – оригинальный витраж. О нем расскажем позже.
Кирха построена из известняка местной добычи. Как свидетельствуют источники, перед кладкой почти каждую каменную глыбу лично проверял пастор И. Долль. Талантливый архитектурный проект и качественное строительство позволили храму стойко выдержать военные и революционные лихолетья, а также богохульство советских времен, когда церковь превратили в спортивный зал.
В 30-х годах ХХ века, фактически, через сто лет после основания, лютеранская община Николаева была распущена, а здание кирхи после национализации стали использовать не по назначению. Только в 1992 году община возобновила свою деятельность и была зарегистрирована в составе НЕЛЦУ. Инициаторами возрождения религиозной жизни и костяком общины стали воспитанные в лютеранской вере члены товарищества «Видергебурт», в основном немцы по национальному происхождению.
Деятельность общины начиналась с 7 человек. Для сравнения приведем статистические данные о количестве прихожан в XIX веке: 1833 год – 210 человек; 1840 год – 280 человек; 1870 год – 1800 человек. Однако, благодаря собственным усилиям николаевских лютеран, духовной и материальной помощи других общин НЕЛЦУ и Евангелическо-Лютеранской Церкви в Баварии, в Николаеве удалось возродить лютеранскую веру и храм.
В 1998 году произошло знаковое событие. Старший церковный советник, доктор Клаус-Юрген Репке из Мюнхена, который с пастырскими визитами неоднократно посещал николаевскую общину, передал в дар храму витраж под названием «Воскресение Христа из мертвых». Сегодня он расположен над алтарем. Его автор – Губерт Дистлер (1919–2004), известный немецкий художник. Сложная судьба навсегда связала художника с Николаевом.
В своем письме к прихожанам он рассказал, что в 1943 году участвовал в военных действиях на территории Николаевщины как радист разведывательного танкового подразделения. В октябре месяце в результате взрыва фугасного снаряда был тяжело ранен, что привело к ампутации одной ноги. Практически не было шансов выжить: большая потеря крови, катар желудочно-кишечного тракта, дифтерия, паралич конечностей.
Когда дивизионный пастор утешал умирающего парня, тот вдруг понял: у него осталось две руки, чтобы рисовать. В мирной жизни Г. Дистлер посвятил себя христианской живописи, которую понимал как способ познания Евангелия. Более пятидесяти лет создавал витражи и фрески для лютеранских церквей Баварии. Темы «Небо и земля» и «Страдания и освобождение» стали главными в его творчестве.
Узнав о возрождении николаевской кирхи, художник решил подарить лютеранской общине свою работу: «Бог отнял у меня в Николаеве ногу, но сохранил жизнь. В качестве благодарности и в знак примирения и мира я хочу изготовить для этой церкви витраж. Он должен рассказывать о воскресении Иисуса Христа из мертвых, о жизни между светом и тьмой, между небом и землей, о нашей борьбе между отчаянием и надеждой».
Многогранность толкования сюжета витража объяснял в проповеди доктор К.-Ю. Репке. Первичен евангельский сюжет о воскресении Спасителя. В верхней части работы изображен сияющий диск солнца. По обе стороны находятся две человеческие фигуры. В нижней части можно разглядеть черную пропасть пещеры, которая пуста, потому что Христос победил – воскрес из мертвых. Другое измерение сюжета – это история человека, который благодарит Бога за спасенную жизнь. Третий аспект – это нищенская жизнь миллионов простых украинцев, освещенная светом надежды на лучшее будущее для детей и внуков, это борьба в каждом человеке разочарования и надежды. Четвертое измерение можно связать с историей лютеранского прихода и кирхи, которые пережили времена упадка, но возродились вновь.
Примечательно, что в начале XXI века лютеранская община Николаева уже насчитывала около 100 членов. Сегодня, когда отцы-основатели уже отошли в вечность, а их потомки ищут лучшей доли в Европе и Америке, николаевские лютеране, численность которых значительно уменьшилась, переживают новые испытания и отвечают на вызовы времени.
Изменился национальный состав общины: для основного большинства прихожан лютеранство не является традиционной религией предков, возвращение к которой обусловлено национальной и культурной идентичностью. Сегодня верующие николаевцы выбирают общину по зову сердца, принимая лютеранское вероисповедание как оптимальный способ служения Богу и ближнему.
В таких условиях, по мнению главы церковного совета Павла Ширмовского, на духовного пастыря возложена большая ответственность – привести человека к осознанной вере, когда верующий понимает, что значит быть лютеранином, а сама вера выступает в качестве камертона для всех сфер жизни члена общины. Как известно, в лютеранской конфессии, чтобы стать полноправным членом церковной общины, иметь право принимать причастие, необходимо пройти обряд конфирмации, которому предшествует тщательная катехизаторская подготовка.
Однако из-за отсутствия пастора община кирхи Христа Спасителя уже почти полгода не получает духовного окормления и не принимает участия в Евхаристических богослужениях. Дело в том, что священник Алексей Чижов, который раньше совмещал служение в Одессе и Николаеве, сейчас такой возможности не имеет. С этой проблемой совет церкви обратился к руководству НЕЛЦУ, пока вопрос остается нерешенным.
В то же время, по нашим наблюдениям, община самостоятельно плодотворно организовывает свою духовную жизнь. Неизменно каждое воскресенье совершается богослужение. Глава церковного совета выступает в качестве литурга – человека, который проводит службу, – и произносит глубокие, содержательные проповеди, взяв за основу тексты М. Лютера. Высоким исполнительским мастерством поражает хор, созвучие голосов которого подчеркнуто чудесной акустикой храма. Члены общины читают соответствующие стихи из Евангелия, возносят коллективные молитвы и поют псалмы. После богослужения проходят занятия по изучению Библии.
Как рассказал Павел Ширмовский, община не обходит и социальные проблемы. Прихожане собрали средства, приобрели на них инфракрасные термометры и передали их в военный госпиталь Николаева. Занимаются проблемами военнослужащих 79-й аэромобильной бригады, с которыми поддерживают дружеские отношения. Один из братьев николаевских лютеран служит сейчас в зоне АТО.
Для общины остаются актуальными и хозяйственные проблемы, для решения которых необходимы немалые средства. Павел Ширмовский подчеркивает, что и эти трудности общины НЕЛЦУ преодолевают вместе, а также имеют поддержку Евангелической Церкви в Германии.
В завершении отметим, в этом году летняя жара в Николаеве продолжалась до конца сентября, однако роскошная клумба возле кирхи, благодаря усилиям прихожан, цветет до сих пор. Чистотой и опрятностью сияет старинный храм – это тоже результат общей работы верующих.
При подготовке исторического экскурса использованы материалы сборника «Церковь Христа Спасителя в г.Николаеве». Юбилейное издание к 150-летию церкви/ под ред. док. К.-Ю.Репке. – Мюнхен, 2002. – 109 с.