Created with Sketch.

Мальчик хочет в Стамбул: чего ждать от визита Патриарха Кирилла на Фанар?

19.08.2018, 11:22

Сколько украинцев ни убеждали, что идея с Томосом закончится пшиком, РПЦ организовала этому пшику недюжинное сопротивление. Время от времени некоторые специфические СМИ пестрели заголовками «Томоса не будет», «Варфоломей отказал Порошенко», «Провал украинской автокефалии», однако это никого не убеждало. Наконец, нервы не выдержали у Патриарха Кирилла, и он попросился к Патриарху Варфоломею на аудиенцию, которая запланирована на 31 августа сего года – буквально за день до начала проведения Архиерейского собрания Константинопольского Патриархата, где – это уже очевидно – будет рассмотрен и украинский вопрос.

Очень многие серьезные люди и священники рангом помельче ожидают от главы РПЦ блистательного блиц-крига, чего-то вроде операции «Крымнаш». Вот, мол, наш Патриарх приедет в эту дерзкую Византию и, как в добрые старые времена, триумфально прибьет наш русский щит на врата Царьграда. Правда, какими инструментами будут прибивать этот щит, никто не понимает. Да и фон для блиц-крига не вызывает особого оптимизма.

Для РПЦ настали непростые времена. Патриарх Кирилл пытается совместить внешний фронт с внутренним: не допустить украинской автокефалии, одновременно погрязая в российских клановых разборках. В условиях резкого схлопывания ресурсной базы, которая, как известно, была общая и для российских силовиков с олигархами, и для РПЦ, Патриарху придется доказывать – прежде всего, собственной вертикали, – что его авторитет по-прежнему можно монетизировать. Однако, по сравнению с надежно приносящим прибыль сырьем, авторитет Патриарха Кирилла все больше выглядит мыльным пузырем.

Сенсационная отставка Евгения Пархаева, долгое время бывшего кошельком Московской Патриархии, трактуется по-разному. Часть аналитиков считает, что инициатором этой отставки был сам Патриарх Кирилл, который долго лелеял мечту убрать предприимчивого сибарита. Но обстоятельства, при которых произошло отстранение Пархаева от управления не только ХПП «Софрино», но и всеми прочими предприятиями, входящими в бизнес-империю РПЦ, дает основания считать, что речь не идет об усилении влияния Патриарха Кирилла. Скорее, передел произошел в пользу российских силовиков, которые взяли церковный бизнес под свой контроль. А чтобы деморализовать РПЦ, в российских СМИ и на интернет-ресурсах, как по мановению волшебной палочки, начали появляться материалы, ее дискредитирующие. Даже можно говорить о том, что сняты некие табу с темы критики РПЦ, и поговаривают, что заказчики этой «чернухи» сидят в очень респектабельных кабинетах.

Однако Патриарх Кирилл не тот человек, который без боя сдаст свои позиции. Он должен быть прекрасно информирован о том, что, по данным соцопросов, «крымский консенсус» подходит к концу, протестные (или как минимум раздражительные) настроения в России растут. Пенсионная реформа, анонсированная властью, похоже, может стать катализатором народного возмущения. Поэтому вряд ли можно считать совпадением тот факт, что очень многие священники РПЦ вдруг стали критиковать эту реформу и стоящую за ней власть. У Моспатриархии есть свои «неконтролируемые оппозиционеры», от чьих радикальных заявлений всегда можно отмежеваться, но которые, тем не менее, льют воду на общую мельницу (тот же протоиерей Всеволод Чаплин). Да и не радикальные не прочь показать власти парочку неприличных жестов из-под полы.

Можно даже не сомневаться, что в информационной схватке чиновника, отбирающего у бабушки пенсию, и «попа на Мерседесе», защищающего эту бабушку, в глазах россиян победителем будет именно поп. И дело даже не в том, что РПЦ вдруг решила быть поближе к народу. Как известно, Моспатриархия давно и успешно кормится с «пожертвований» крупных российских сырьевых компаний. К примеру, в ходе недавнего скандала на тему «за чей счет Патриарх Кирилл летал в Екатеринбург на бизнес-джете Embraer Legacy 600 стоимостью более 25 млн $» оказалось, что самолет Патриарху подогнал Игорь Алтушкин (33 место в рейтинге Forbes), который владеет «Русской медной компанией». Не прошло и месяца, как помощник президента РФ Андрей Белоусов предложил изъять часть доходов металлургических компаний в пользу разбалансированного российского бюджета. В опубликованном в СМИ письме перечислены 14 металлургических компаний – предполагаемых жертв государства. «Русской медной компании» в списке не оказалось, но видение приветливо машущей костлявой руки голода у РПЦ явно возникло. Что, очевидно, и вынуждает ее начинать поигрывать мускулами перед чиновниками. Но российская Церковь задумывалась путинской клептократией не как базис общества, а как надстройка этой самой клептократии, за что Церкви были гарантированы различные бонусы и привилегии. Самостоятельная игра РПЦ в этой схеме не была предусмотрена.

Тем не менее, в таких обстоятельствах возникает большой соблазн показать своим потенциальным врагам, что РПЦ все еще имеет влияние на население. Один из хорошо обкатанных в Украине методов давления на власть – массовые крестные ходы и «гастроли» мощей. Все прекрасно помнят, как РПЦ успешно собирала своих сторонников для протестов против танцев Pussy Riot в храме или проката в кинотеатрах фильма «Матильда». Сейчас как раз представился случай постучать ботинком по трибуне – своими духовными способами. К примеру, на конец августа анонсирован привоз с о.Корфу десницы Спиридона Тримифунтского, которая должна до 15 октября объехать 12 регионов России. Московская Патриархия рассчитывает на миллионы верующих: именно эти миллионы, по задумке церковных функционеров, и призваны визуализировать «настоящую» статистику верных чад РПЦ. А совсем не те социологические крохи в несколько процентов, которые уже который год висят дамокловым мечом над авторитетом РПЦ. И пусть никого не вводит в заблуждение формально религиозный характер акции – для РПЦ это только технология мобилизации «своего электората», особенно если надо погрозить десницей какого-нибудь святого какому-то условному «шведу». Скорее всего, на роль «шведа» назначена российская власть. С расчетом, что патриаршьи миллионы боковым зрением увидят и на Фанаре.

Но Фанар крестным ходом не возьмешь. Значит, Патриарх Кирилл должен иметь такие аргументы, которые Фанар не может не учесть. О чем может идти речь?

Деньги

Самая простая всемогущая субстанция, которая чаще всего возникает в воображении обывателя, привыкшего к тому, что в Украине и России деньги решают все – от слова вообще. Миф о стяжательстве Константинополя выгоден тем, кто пытается представить Первенствующую кафедру эдаким торговцем лицензиями на автокефалии или титушкой, сбивающим дань с испытывающих проблемы Поместных Церквей с помощью запугиваний. Последний фейк против Константинополя как раз и касался намеков на хроническую коррупцию и Вселенской Церкви, и украинской власти: через промосковские сливные бачки был сделан вброс, что якобы Патриарх Варфоломей отказался посылать свою делегацию в Киев на празднование 1030-летия Крещения Руси. Потому что Петр Порошенко у него «украл» 15 млн долларов, выделенных на лечение. Тем не менее, делегация Вселенского Патриархата не только приехала в Киев, но и сделала целый ряд говорящих жестов о том, что автокефалия у Украины таки будет.

Как бы ни хотелось кому-то раскручивать тему «Патриарх Кирилл привезет в Стамбул чемодан денег, и вопрос с раскольниками будет закрыт навсегда», у этой версии есть ряд слабых мест. Главное из которых то, что Патриарх Варфоломей по турецкому законодательству является фактически государственным чиновником. Все же помнят недавний скандал с высылкой российских дипломатов из Греции за «попытку подкупа государственных чиновников», которыми по греческому законодательству являются в том числе и церковные иерархи? И сейчас будет тот самый случай, когда аналогии работают. Понятно, что в Константинополе тоже кто-то мог благосклонно принимать русские «пожертвования», но после греческого случая вряд ли такой подкуп возможен. Да и маловероятно, что президент Турции будет заинтересован в финансовом могуществе Вселенского Патриарха за счет такого зарубежного источника происхождения. Цена вопроса в конце августа уже будет настолько велика, что любой финансовый транш будет тем самым пресловутым шилом в мешке.

Согласие на автокефалию УПЦ (МП)

Это один из наиболее обсуждаемых сегодня вариантов решения украинского вопроса «с сохранением лица» РПЦ. Философия проста: автокефалию получит тот, кто смирно сидел в уголочке и до последнего отнекивался, а не тот, кто честно боролся за нее всеми доступными средствами. Классика жанра: награждение непричастных и наказание невиновных. И чем больше этот вариант обсуждают «в курилках» (точнее, в пономарках), тем менее правдоподобным он выглядит (при том, что возможно все). Возражений слишком много.

Во-первых, вряд ли в самой УПЦ (МП) будут в восторге от того, что барин опять приехал и, как это было в декабре 2017 г. после письма Патриарха УПЦ КП Филарета Архиерейскому собору РПЦ, сам все решил за своих холопов, которые, между прочим, тут уже какой год подрывают здоровье на сопротивлении автокефалии. Куда деть тысячи слов, с помощью которых спикеры УПЦ боролись за сохранение своего вассального статуса, который якобы наиболее оптимален для спасительной миссии? Куда деть мешки с десятками тысяч подписей против автокефалии, которыми забросали Стамбул еще пару месяцев назад? Куда деть всю антиконстантинопольскую недружественную (а подчас и откровенно хамскую) риторику? Кто будет извиняться за базар? Это Патриарху Кириллу все равно, как он будет выглядеть в Украине после такого демарша. А вот для руководства УПЦ (МП) будет весьма чувствительный удар по репутации, когда его через колено заставят оглашать публичное прошение об автокефалии к Патриарху Кириллу. Наконец, куда деть самый убойный аргумент «Киев — это духовная колыбель Святой Руси, как Мцхета для Грузии или Косово для Сербии», а потому автокефалии не может быть никогда и ни за что?

Во-вторых, РПЦ чисто символически не готова к пассивному согласию на автокефалию УПЦ из рук Константинополя. А Константинополь не готов делегировать право предоставления автокефалий кому-то, кроме себя. Это вопрос первенства, вокруг которого, собственно, и идет вся эта война.

В-третьих, руководство УПЦ может столкнуться с недюжинным сопротивлением украинской власти, которая вряд ли станет вновь собирать парламент и подписывать обращение государственных чиновников. Да и к кому обращение? К Патриарху Кириллу? Никто не готов усиливать нынешнего Митрополита Киевского Онуфрия повышением его статуса до патриарха, понимая, что московское влияние все равно никуда не исчезнет. Думается, представители оппозиции во власти, частенько цитировавшие «завещание старца Зосимы», тоже не готовы к такому резкому виражу в своей риторике.

В-четвертых, промосковская автокефалия не станет объединяющим фактором для всех остальных, и тогда «раскол общества законсервируется навечно». Даже более того: общественная фрустрация из-за того, что приз получил тот, кто должен был получить на орехи, может стать фактором сильной социальной нестабильности.

В-пятых: а какие резоны у Константинополя вообще помогать «сохранять лицо» тем, кто в последние годы ведет себя как варвар, дискредитируя православное христианство как таковое? Это уже не говоря о демарше на Критском соборе 2016 г. Педагогика закона бумеранга обычно действует весьма эффективно.

В общем, так чтоб да – так нет.

Давление на турецкого президента

Кому-то искренне кажется, что достаточно президенту РФ Путину «надавить» на Эрдогана или предложить какие-то экономические преференции в обмен на давление на Патриарха Варфоломея. Причем больше всего об этом мечтают те, кто громче всех кричит о недопустимости вмешательства политиков в церковные дела. Действительно, Россия сегодня пытается извлечь максимум выгоды из ухудшения отношений Турции как с Америкой, так и с Грецией. Но вряд ли РПЦ простят альянс с мусульманином Эрдоганом после ссоры с православной Элладой. Попытка сыграть против Константинополя с помощью турецкого президента и остаться в хороших отношениях с Элладской Церковью слишком наивна, хотя и не лишена юношеской авантюрности. Не случайно некоторые эксперты обратили внимание на то, что Константинополь впервые за почти 100 лет высвятил своего митрополита в Анкаре. Выводы из этого события каждый может делать свои, но одно можно сказать точно: Константинопольскому Патриарху не позволят стать объектом международной религиозной дестабилизации (чего добивается Россия). Тем более что и украинская автокефалия, и очистка греческих авгиевых конюшен – явления взаимосвязанные.

Так что, как видим, Патриарху Кириллу предложить Фанару по большому счету нечего (угрозу всеправославным расколом даже не будем рассматривать, отсрочка Томоса – слишком мелко и дорого). Стамбульский визит накладывается еще на одно малоприятное для Патриарха Кирилла событие – запланированную поездку в Молдову, где у РПЦ под боком постепенно вырос конкурент за души и каноническую территорию – Румынская Православная Церковь в виде Бессарабской митрополии. И пока патриарх Всея Руси изо всех сил руками самих украинцев сражается на украинском фронте, РумПЦ тихой сапой, но очень уверенно расширяет свое гуманитарное присутствие в Молдове. Несмотря на поддержку РПЦ со стороны пророссийского президента Додона, эта юрисдикция становится все более токсичной.

Не в наших правилах что-то советовать главе РПЦ (тем более что он действует не по своей воле и повестке). И красивый благородный уход из Украины не прописан в кремлевских методичках, хотя это единственное, что действительно могло бы «спасти лицо» без помощи чужих подтяжек. Что же остается Патриарху Кириллу? Видимо, только одно: торговаться за каждую запятую украинского Томоса, чтобы потомки, читая этот документ, утешали себя мыслью: как же все-таки в нашем православии все чинно и благородно. От века до века.

Читайте также
Забытый очаг единения между монашеством Восточной и Западной Церквей на Святой Горе Афон
19 августа, 22:25
Церковь Шредингера и «благоговение по должности»
19 августа, 11:44
Украинский национализм и украинские евангельские церкви
19 августа, 09:10
Декларация антихристианства РПЦ и кричащее молчание епископата УПЦ МП
19 августа, 14:20