Во время украинского Майдана, когда гражданское общество рождалось и проходило инициации, превращаясь в субъект, соизмеримый с субъектностью государства, оно и церковь получили возможность внимательно рассмотреть друг друга.
Во время украинского Майдана, когда гражданское общество рождалось и проходило инициации, превращаясь в субъект, соизмеримый с субъектностью государства, оно и церковь получили возможность внимательно рассмотреть друг друга.
Обыкновенно в процессе подобных революций гражданское общество и церковь находятся по разные стороны баррикад. Однако здесь они оказались по одну сторону, пишет профессор университета Лойола Мэримаунт (Лос-Анджелес), архимандрит Кирилл Говорун в своем материале для ZN.UA.
По его словам, именно это обусловило такую неожиданно сильную поддержку украинской церковной автокефалии со стороны общества.
"Поэтому с таким непривычным, как для европейской страны, энтузиазмом довольно секулярное гражданское общество Украины поддержало, казалось бы, внутрицерковную историю с томосом и автокефалией. Оно старательно учило эти новые слова и до сих пор старается научиться читать между строк византийской риторики, которой, как птичьим языком, пользуются православные церкви в продолжительном марафоне признания Православной церкви Украины. Это все хорошо, поскольку позволяет в ближайшем будущем избежать конфликта между церковью и украинским гражданским обществом, который в секулярное время часто возникал в западных обществах в процессе становления там демократии. Эти общества сейчас пытаются справиться с последствиями тех конфликтов, приобщаясь к таким концепциям как пост-секуляризм, а Украине сам Майдан помог избежать негативных последствий тотальной секуляризации", – пишет автор.