Как оказалось, российские христиане доверяют гораздо больше государственной пропаганде, чем своим братьям-украинцам, которые могли бы рассказать правду из первых уст, без испорченного телефона и еще более испорченного телевизора.
После того, как лидеры российского протестантизма отказались приехать в Киев, я сказал непопулярные слова: при такой категорической позиции россиян диалог не возможен. Как только просочилась информация о визите главы российских баптистов в Киев, а затем и об иерусалимской встрече глав протестантских Церквей, многие упрекнули меня в негативизме: «На самом деле все хорошо, братья общаются, не стоит сгущать краски». Но встречи, не подготовленные нужным образом, тем более встречи с непонятной или скрытой повесткой (как говорят американцы, hidden agenda), не могут быть плодотворными. Как мне известно, некоторые (возможно, почти все) участники даже не знали, кто это организовывает и какова цель встречи. Поэтому я не удивился комментариям участников о боли, обидах, напрасно потраченном времени.
Диалог не возможен даже при желании слышать и понимать друг друга, даже при желании «мириться» и «вместе молиться» за мир и дружбу. Потому что речь идет не о диалоге в спокойной академической или храмовой обстановке. Речь идет о сторонах конфликта, в котором одна сторона является жертвой, вторая – агрессором. И без четкого понимания этой асиметрии, без признания церковной ответственности за агрессию своей страны против соседей, не возможно даже начать разговор, потому как не ясны исходные позиции.
Мне кажется, даже друзья Иова поступили лучше наших братьев – они пришли, сели и молчали, разделяя скорбь своего друга. С этого может начаться диалог – с сострадания, а затем с покаяния за то зло, которое причинили Украине, за разделение, оккупацию, войну, ранения и смерти. Сочувствие, покаяние, прощение, примирение – это необходимые ступеньки к диалогу. Если же в «диалоге» избегают даже слова «агрессия», если все хотят свести к показным объятиям и пустым декларациям, то кроме фотографий от этих встреч ничего не останется.
Я очень надеюсь, что выводы будут сделаны, что будет ясность относительно инициаторов, состава участников, повестки дня, мотивов и намерений. А также надеюсь, что следующая встреча не будет столь секретной и кулуарной, надеюсь на прозрачность и подотчетность – для общества, журналистов, Церкви.