Статья посвящена миссиологическому аспекту протестантской трудовой этики.
Протестантская трудовая этика несет с собой идею не только добродетельности труда и необходимость работать добросовестно, качественно и усердно, но и идею обогащения через интенсивный труд и предпринимательство.
В такой трудовой этике, на сегодняшний день нуждается все постсоветское общество, которое к своему опыту знания социалистического труда в советских реалиях, добавило и опыт «дикого» капитализма постсоветского типа.
Традиционно постсоветские страны Восточной Европы – Россия, Украина, Беларусь и Молдова, - считаются православными, поэтому в этих государствах протестантизм развивался маргинально и как «преступная» альтернатива. Никто не замечал важность и силу протестантской трудовой этики. По большому счету, протестантская трудовая этика, только условно является протестантской, ведь принципы добросовестного и качественного труда, а также идеи обогащения через труд уже давно стали универсальными и выходящими далеко за пределы христианского протестантского религиозного самоопределения.
С другой стороны, для самих постсоветских протестантов – их трудовая доктрина, это нереализованный ресурс, который только сейчас воспринимается как стратегия к действию, а «миссия в профессии» является логическим выражением протестантской трудовой этики. Религия имеет прямое влияние на экономическое поведение. И здесь мы сталкиваемся с вопросом о том, как постсоветский евангельский протестантизм влияет на трудовую и хозяйственную деятельность верующих? И есть ли здесь миссиологическая составляющая? Ведь через свой труд и через достижение успеха в своей профессии евангельские протестанты в итоге могут распространить Божье сияние в этом мире и тем самым прославить Бога. Если это так, то почему самые христианские миссионерские профессии – профессии врача и педагога, оказались невостребованными для постсоветских евангельских христиан? Данная проблема связана прежде всего с тем, что эти профессии за последний век вышли за рамки традиционного фундаменталистского христианского мировоззрения из-за принять эволюционистских и дарвинистских воззрений. Из-за этого они оказались выброшены из миссионерского инструментария, в то время, как в самой церкви миссиология была узко воспринята – как основание новых церквей… Христианские лидеры неоднократно заявляли – что миссиология и есть – основание новых церквей и поэтому будущим миссионерам преподавались в первую очередь дисциплины по менеджменту и коммуникации, а умение убеждать людей словом становилось чуть ли не главной задачей в подготовке.
Сегодня же, из-за политических и правовых реалий, миссионеры – основатели новых церквей оказались без аудитории, а не используемый инструментарий педагога и врача, становится недостижимой реальностью без соответствующего образования. Что же делать?
Христианам ничего не остается делать, как пересмотреть свое понимание миссии и по-новому взглянуть на возможность использования профессии врача и педагога, с миссиологической перспективы!
Здесь мы не только преодолеваем вечное ощущение, что мы «потеряли возможности» из-за непрофессионализма и неумения использовать возможности на дело миссии, но мы и приобретаем целые специальности для Христа! Притом, что Христос в Новом Завете был и учителем и врачом!
В данном докладе будет предложен пример двух известных по своему личностей в сфере медицины и образования. Один из них – известный богослов Альберт Швейцер, который стал нобелевским лауреатом благодаря своей врачебной практике в Африке. Второй, Грег Мортенсон – директор Американского Института центральной Азии (ИЦА), который был занят постройкой школ в северном Пакистане. Их пример, может вдохновить новое поколение евангельских миссионеров в том, чтобы использовать ресурс медицины и образования, чтобы в итоге осуществить миссию церкви в мире.
Пример врачебной практики: миссионер, врач, богослов – несколько слов об Альберте Швейцере
Альберт Швейцер - (1875 —1965) — немецкий и французский протестантский теолог, философ культуры, гуманист, музыкант и врач, лауреат Нобелевской премии мира (1952). Личность неординарная и противоречивая, но ставшая известной не просто благодаря своей теологической деятельности, а прежде всего из-за практической – врачебной практики.
Не смотря на возможность построения своей карьеры в области богословия, в свои 26 лет он принимает решение учиться на врача и здесь он добился не только признания, но и серьезных достижений. Фактически, он стал миссионером через эту профессию. И это не смотря на то, что будучи немцем, он достиг своих успехов тогда, когда Германия оказалась поверженной после І и ІІ мировых войн. Швейцер фактически является примером того, как богословие может трансформироваться в миссиологию, если избирает профессию врача. Это пример и вызов для всех евангельских теологов осуществляющих свою деятельность в постсоветских странах.
Пример работы в сфере образования: Грег Мортенсон, основатель школ в северном Пакистане
Грег Мортенсон, сооснователь и директор Института центральной Азии (ИЦА), которая занимается постройкой школ для девочек в Пакистане и Афганистане интересен тем, что он увидел свое призвание в том, чтобы помогать тем детям, которые по определенным причинам не могут получить образование. История этого американца начинается с того, что он столкнулся с жестокой реальностью детской безграмотности в Пакистане, когда еще приезжал в эту страну в качестве альпиниста.[1] Это заставило его изменить свое жизненное призвание и посвятить себя для филантропической деятельности в сфере образования. За период с 1995 по 2010 гг. было построено 171 школа для 65 000 детей.
Деятельность Грега Мортенсона описана в книге «Три чашки чая» в соавторстве с Дэвидом Оливер Релин, вышедшей в 2006 г. и ставшей мировым бестселлером. Не смотря на острую критику, уличение в финансовых махинациях и сомнения в отношении некоторых фактов, описанных в книге, никто не сомневается в главном, в том, что Грег занялся основанием и постройкой школ в горных районах Пакистана.[2]
В своей книге, Грег Мортенсон описывает то, как он совершенно неожиданно для себя включился в дело детского образования, которое, по его мнению может изменить ситуацию не только в регионе, но и в целом мире. Его жизнь изменилась благодаря тому, что он увидел отсутствие каких-либо условий для обучения в местной школе. Вот как он описывает этот момент – «он с ужасом увидел, как восьмьдесят два ребенка (семьдесят восемь мальчиков и четыре девочки, которым хватило мужества присоединиться к классу) сидят прямо на холодной земле под пронизывающим ветром».[3] Дети учились под открытым небом только потому, что здания школы не было в той деревне, где остановился Грег… Это шокировало Грега и настолько тронуло его, что он захотел помочь изменить ситуацию. Немаловажным моментом в биографии Грега является то, что он родился в семье лютеранских миссионеров в Африке, которые в свое время построили больницу в Танзании. Т.е., он не просто нерелигиозный гуманист, а человек, формировавшийся в миссионерской христианской семье. Фактически, то семейное воспитание, которое он получил и сформировало его. В этом плане, потенциал евангельского семейного воспитания, сориентированного на реализацию и расширение Божьего Царства, как это звучит в молитве Отче наш – «да придет Царство Твое, да будет воля Твоя, и на земле как на небе…» (Мф.6:10), может стать мощным осуществлением в жизни тех христиан, которые избрали для себя сферу образования, как возможность осуществить свое жизненное призвание и приобрести профессию.
Пример Мортенсона в плане инвестирования в образование, заслуживает внимания. Желание строить школы для мусульман и с мусульманским образованием, является смелым решением. Ведь принеся возможность образования, он тем самым поднял вопросы бедности, гендерной и социальной справедливости, а также указал на важность и силу не религиозного образования, которое не культивировалось в Пакистане и противопоставлялось религиозному образованию ваххабитов, которые насаждали свои школы в Пакистане и делали из них места для подготовки террористов.
Применимость в нашей реальности
Как это применимо в нашей реальности? Сложность нашей реальности в том, что мы сталкиваемся с имитацией проведения необходимых реформ во всех сферах жизни. Как следствие, мы не видим положительных преобразований и как результат, жизнь не становится лучше, а только наталкивается на жесткую реальность пути по кругу.
С другой стороны евангельские церкви, занятые саморазвитием и миссионерством в первые два десятилетия после развала СССР, не обратили внимание на необходимость формирования трудовой этики, как дисциплины, наравне с церковным евангелизмом, чтобы в итоге положительно влиять на общество. Церкви, сосредоточившись на «спасение человеческих душ»,[4] выпустили из своего арсенала долгосрочную стратегию влияния через создание философии «нового общества», которое бы через воссозданную протестантскую трудовую этику, могло преобразовывать изнутри общество.
Кажется, что для церкви важнее «краткосрочное» влияние на общество через кризисную социальную помощь, в том плане, что мы «исцеляем раны общества», стремясь урегулировать проблемные зоны, так и не борясь с их причинами. В этом плане церковь не обращает внимание, что такие сферы как медицина и образование ушли с ее поля влияния, что в итоге приводит к тому, что церковь оказывается неспособной положительно оказывать воздействие, на формирование нового поколения пассионарных лидеров для общества.
Евангельским протестантам постсоветских стран, нужно учесть силу влияния медицины и образования, чтобы затем в контексте протестантского богословия труда искупить и освятить эти сферы, чтобы в итоге быть влиятельными в обществе по сути.
[1] Мортенсон, Грег. Релин, Дэвид Оливер. Три чашки чая. – М: Издательство «Э», 2016. – 624 с.
[2]Станислав Кувалдин. Горький чай благотворителей.. http://expert.ru/expert/2011/17/gorkij-chaj-blagotvoritelej/
[3] Мортенсон, Грег. Релин, Дэвид Оливер. Три чашки чая. – М: Издательство «Э», 2016. – 67 с.
[4] Пеннер, Питер. Миссиология и герменевтика. Прочтения библейских текстов в контексте миссии. Серия «Коллоквиум в монографиях». - Черкассы: Коллоквиум, 2014. - 22 с.