Created with Sketch.

Миссия церкви в обществе в украинском контексте

22.04.2016, 11:07

Украина занимает стратегическое положение среди постсоветских стран как страна наиболее открытая к евангельскому протестантизму. Евангельская церковь в Украине пережила ряд определенных процессов, которые позволили ей переосмыслить свое отношение к обществу.

Украина занимает стратегическое положение среди постсоветских стран как страна наиболее открытая к евангельскому протестантизму. Евангельская церковь в Украине пережила ряд определенных процессов, которые позволили ей переосмыслить свое отношение к обществу. Прежде всего, эти процессы перемен связаны с войной, политическим кризисом и упадком экономики. Политические перемены вскрыли глубокий экономический и социальный кризис, приведший к катастрофе, а также неспособность страны защитить свои границы от внешнего агрессора. В этой ситуации Церкви пришлось экстренно пересматривать всю свою социальную доктрину и роль в обществе, которое переживает кризис и «перезагрузку власти».

Именно в этот период Церкви начинают осознавать свою роль в обществе, становятся активными в социально-политической жизни, понимают свою миссию по преобразованию общества и влияют на него. В Украине только формируется новая парадигма евангельской церкви, влияющей на общество.

Евангельские церкви наиболее успешны там, где церковь использует национальные ресурсы для служения обществу. Результаты исследования подтвердили важность перехода церкви от международных моделей служения к национальным моделям.

Евангельский протестантизм в Украине, в основном, разделен на четыре деноминационных типа церквей, которые пытаются влиять на общество и реально заявляют о своем присутствии в нем.

Прежде всего, это евангельско-баптистские церкви. Несмотря на численное сокращение, тем не менее, они занимают лидирующую позицию как самого крупного протестантского союза в Украине. Их на религиозной карте 44% от всех евангельских церквей, и они занимают четвертое место по многочисленности и разветвленности своих общин после православных (МП и КП) и греко-католиков. По мнению их нового руководителя В.С. Антонюка, сегодняшний спад баптизма в Украине закономерен и должен рассматриваться в контексте общего демографического кризиса страны, гуманитарной катастрофы и войны, а также общего отсутствия роста во всех евангельских протестантов. Баптистский союз из-за аннексии Крыма и военных действий на Донбассе (в Луганской и Донецкой области) потерял 161 церковь, из которых 93 церкви оказались на оккупированной территории на Донбассе и 68 — в Крыму[1]. Тем не менее, именно эти события заставили баптистскую церковь переосмыслить свою роль в обществе. Так, прошедшая 9–10 октября 2015 г. стратегическая конференция на тему «Церковь, изменяющая общество» сфокусировала баптистское братство на осознание своей роли в мире, с целью его дальнейшей трансформации. Только немногие баптистские церкви понимают свою роль в обществе и активно преображают его, как это делает Ирпенская библейская церковь.

«Церковь живет больше жизнью города, нежели жизнью братства», – говорит старший пастор ИБЦ Николай Романюк. И как результат, на воскресные богослужения приходит практически в полтора раза больше людей, чем есть в церковных списках.

Вторыми наиболее распространенными церквами являются христиане веры евангельской-пятидесятники, их 40%. Пятидесятнические церкви активны в социальном евангелизме, служении усыновления, помощи беженцам. Михаил Паночко, президент союза ХВЕ пятидесятников, говорит, что их церкви начинали свое служение благовестия с социальных «низов» и это привело к быстрому росту церквей их объединения. Так, за 17 лет Союз ХВЕ вырос практически в два раза с 802 церквей до 1610 церквей братства.

Третья группа церквей является харизматической и полноевангельской (11%). Харизматические церкви в Украине многочисленны по составу, но их всего 607 общин. Это преимущественно городские церкви, которые активно заняты социальной работой, прежде всего, реабилитационными центрами. В Украине пятидесятнические и харизматические церкви также объединяются в небольшие ассоциации и союзы, такие как «Церковь Божья Украины», «Божья церковь Украины» и т.д. В отчете представлена успешная модель церкви «Добрая Весть» в Славянске, которая по богословию и практике служения больше похожа на харизматическую общину, но относится к союзу «Церквей Божьих» Украины. А киевская церковь «Хиллсонг», являющаяся филиалом австралийской пятидесятнической церкви, по форме богослужения и богословию больше напоминает независимую харизматическую церковь, нежели пятидесятническую общину.

Четвертая группа церквей – это евангельские христиане (5%). Церкви этой деноминации не так сильны и мало представлены на карте церквей Украины, тем не менее, их влияние заметно. Именно они задают тон в социально-политической жизни страны, подчеркивая важность гражданского общества и важность идей Божьего Царства. Представители церкви «Новая жизнь», ее служители и старший пастор Анатолий Калюжный, приняли активное участие в событиях Майдана (зима 2013–14 гг.). На площади Независимости они в это время установили молитвенную палатку и тем самым подчеркнули, что евангельская церковь с народом.

Евангельские протестанты Украины не равнодушны к судьбе своей страны и постоянно подчеркивают сегодняшний контекст войны, политического и экономического кризиса как основную повестку дня для церкви.

Так, пастор Сергей Головин, говорит об этом следующим образом: «Мы можем жаловаться на то, что парламентарии принимают плохие законы, не понимая, что какие парламентарии, такие будут и законы… Если мы не будем позитивно влиять на них, то и позитивного результата не будет. Ведь и президент, и губернатор, и мэр города – это на самом деле не цари, которые нами правят, а наемные работники, нанятые народом (и церковью в том числе) для выполнения определенных задач».

От международных к национальным видам служений

Евангельско-протестантские церкви в Украине с момента провозглашения независимости своей страны активно взялись за благовестие и основание новых церквей. К этой работе были привлечены многие зарубежные миссии, христианские организации и фонды. За 24 года была проделана большая работа. Многие зарубежные миссии, работающие в сфере детского, подросткового, молодежного, семейного и социального служения, до сих пор активны в Украине.

34% опрошенных церквей в служении детям/подросткам и молодежи взаимодействуют с международными организациями.  В основном, это баптистские и пятидесятнические церкви (80% от всех протестантских церквей).

17% опрошенных церквей в служении детям и подросткам взаимодействуют с национальными служениями. Под национальным служением подразумевается служение, которое осуществляется национальными лидерами, преимущественно за деньги, собранные внутри страны, и имеет географический масштаб страны.

В основном, это независимые, внеденоминационные и харизматические церкви (85% от всех протестантских церквей). Только 15% традиционных евангельских церквей связано с национальными проектами. 13% опрошенных церквей в служении молодежи взаимодействуют с национальными служениями. Это, в основном, независимые, внеденоминационные и харизматические церкви (70%). Только 30% традиционных евангельских церквей связано с национальными проектами.

На вопрос о том, какие христианские организации в сфере детского, подросткового, молодежного, семейного и миссионерского служений наиболее эффективны, большинство респондентов назвали широко известные международные христианские организации.

11% опрошенных церквей в Украине сотрудничают с международной сетью детских и подростковых клубов «Авана». «Авана» – это христианский спортивный клуб, цель которого через спорт привлечь детей и подростков из неверующих семей к изучению Библии. Эти клубы организовываются и взаимодействуют только через поместную церковь.

18% опрошенных церквей в Украине сотрудничают с международной организацией CEF «Общество Евангелизации Детей» (ОЕД). Деятельность этой миссии направлена на донесение Евангелия детям и подросткам, в том числе и детям-сиротам, школьникам и воспитанникам интернатов. Вся работа миссии и все ее ресурсы направлены на достижение детей Евангелием. Так, в Украине за 2014 год ими было достигнуто 60 000 детей и подростков через различные программы и взаимодействие с церквами.

6% церквей Украины сотрудничают с детско-подростковым клубом «Клуб Майбутнє України», который является подразделением служения миссии «Hope International», международной христианской неприбыльной организации, основная задача которой – улучшить уровень экономического и социального положения страны благодаря микроэкономическому развитию и поддержке детских служений.

Национальные форматы служений являются преимущественно местными или региональными и очень редко представлены в разных регионах Украины. Практически, только Всеукраинский проект «Подари надежду», Всеукраинское движение «Мені не байдуже» и Благотворительный фонд «Радуга» могут претендовать на звание всеукраинских служений. Тем не менее, национальный формат подразумевает, что он представлен национальными лидерами, рожден в национальном контексте, и только после этого следует рассматривать его распространенность в разных регионах страны.

Почему церкви, использующие национальные инициативы, растут?

В последние годы евангельские церкви в Украине стали объектами исследования, результаты которого должны помочь в осуществлении ее миссии в обществе. Так, исследовательской инициативой «Re-vision» Ассоциации «Духовное возрождение» в процессе исследовательского проекта «Миссия евангельских церквей Евразии: в поиске эффективных национальных моделей» было взято интервью у руководителей деноминаций, пасторов церквей, руководителей христианских организаций и лидеров служений.

На вопрос о причинах роста баптистской церкви пригорода Киева старший пастор Ирпенской библейской церкви Николай Романюк ответил следующим образом: «Церковь с самого начала была открыта для детей и молодежи. Это сохраняется, и мне кажется, что это важно для понимания роста церкви. Во-вторых, церковь изначально была открыта для принятия и сотрудничества. В этом тоже есть свой смысл. В церкви нет противостояния между служителями. Я уверен, что именно распри разрушают многие церкви, которые могли бы быть успешными и расти. Конечно, единство – это понятие относительное и требует постоянной работы, т.к. различные трещины присущи командам. Но желание, стремление служителей к поиску единства и его сохранению мне кажется очень важным. Также нельзя упустить из вида готовность к переменам и поиск новых форм. Еще один немаловажный момент – это открытость для служений. То есть, в церкви создана такая атмосфера, в которой люди могут предложить новое служение и реализовывать себя. Затем работа с молодежью и детьми всегда выводила церковь на улицу, то есть на другую территорию. И даже несмотря на то, что ряд мероприятий сейчас происходит на нашей территории, все равно футбольное и детское служение «Мамин выходной» на 70% наполнены людьми из города».

На вопрос о том, с какими вызовами, влияющими на  рост и эффективность, столкнулись евангельские церкви в Украине, ответил президент Научно-апологетического центра Сергей Головин: «Самый главный вызов для церкви в Украине – это научиться быть церковью. Также нужно научиться отделять то, что Божье, от того, что «кесарево». Церкви необходимо осознать свою роль в обществе, и ее активная гражданская позиция может влиять на то, какое будет общество. Мы являемся и гражданами небесного града, и гражданами земного града, и можем требовать от власти отчета о своей деятельности».

На вопрос о том, что задерживает рост церкви в Украине, ответил руководитель Восточноевропейского лидерского форума Ярослав Лукасик: «Украинцам пора научиться работать для общего блага, как говорили наши деды: «pro publico bono». Эти негативные тенденции наблюдаются также и в украинском христианстве. Христиане скорее станут работать на свой бренд (поместную церковь, миссию, организацию), нежели для блага христианской миссии в целом». 

Так, на вопрос о том, за счет чего происходит рост в менонитских церквах Украины, ответил руководитель ассоциации менонитских церквей Роман Рахуба: «Сегодня мы растем за счет молодой аудитории. У нас в церкви проходят разные мероприятия, которые посещают от 20 до 80 молодых людей. Это хорошее, динамично развивающееся движение. Мы видим в будущем возможность насаждать церковь из ребят, которые примут Благую весть».

Критерии эффективных моделей будущего

Задача, которая стоит перед евангельскими церквами Украины сегодня, – разработать миссионерскую стратегию церкви в обществе, соответствующую потребностям нового поколения лидеров, участвующих в эффективных национальных моделях служения. Для этого необходим тщательный поиск инновационных решений, которые восполнят нужды завтрашнего дня.

Национальная направленность

Национальный фактор подразумевает не только наличие национального лидера служения, но и национальное финансирование, а также охват всей страны.

Любая эффективная стратегия миссии церкви не может обойти стороной национальную составляющую трех сфер – персонала, финансирования и масштаба. Многие понимают важность национальных лидеров и привлечения средств для служения церкви в обществе внутри страны, но мало кто обращает внимание на масштабность национальной инициативы. Чаще всего она является местной, региональной и частной инициативой небольшого состава лидеров, понимающих суть проблемы и желающих найти ей соответствующее решение.

Будущая стратегия предусматривает решение таких проблем, как затруднения из-за нехватки квалифицированных национальных специалистов в области актуальных направлений служения. Национальный фактор подразумевает все большую финансовую независимость от западных партнеров и доноров, что позволяет не только стать независимым, но реалистически смотреть в будущее, используя собственный потенциал и соединяя нужду с возможностями.

Гибкость, креативность и инициатива

Украинский контекст сложен и многообразен. Уже практически невозможно делать одно и то же во всех регионах и на длинной дистанции. Мы постоянно ощущаем необходимость делать следующий шаг, проявлять креативность в подходах и постоянную инициативу. Только те, кто готов «бороться до конца», выигрывают битву за следующее поколение.

Все это требует от служений способность к адаптации к различным контекстам и необходимость делать своими стратегии служения. Национальные модели должны быть чувствительными к постоянным изменениям и всплывающим нуждам нового поколения. Они должны быть мобильными и постоянно трансформирующимися в непрерывно изменяющейся культуре.

Подлинная эффективность и измеримость результатов

Сегодняшняя ситуация не самая радужная в Украине в плане роста евангельских церквей. Главные игроки на протестантской карте страны переживают системный кризис. Лидеры церквей все больше говорят о качественном, а не о количественном росте, подчеркивая важность понимания законов сеяния и жатвы, где важно осознавать не только свою роль в процессе, но и сегодняшний сезон на поле служения. Для многих сегодняшних лидеров современный период – это сезон сеяния, а не жатвы. То есть, эффективность сегодня связана не столько с цифрами сбора духовного урожая, сколько с цифрами активной работы в обществе с ориентиром на долгосрочную перспективу.

Успешные стратегии должны быть измеримыми. В контексте сегодняшней ситуации здесь важно определять как количественные показатели, требующие выявления единиц измерения, так и  качественные показатели, где необходимо выявить эталон отношения.

Применимость к жизни

Одна из проблем зарождающихся национальных проектов – это субъективность их успеха. Очень часто успех неповторим. С другой стороны, деятельность без видимого результата не является приемлемым для национальных моделей будущего. «Проповедовать Евангелие для свидетельства» сегодня уже не эффективно, ведь уже все слышали. Появилась необходимость в таких моделях служения, которые приносят более ощутимый результат и жизненные изменения.

Лидеры нового поколения ищут те новаторские идеи, которые возможно воссоздать, поэтому применимость является важнейшим критерием для успешных национальных служений. На данном этапе возникают следующие вопросы:

- Какие черты появляются в людях, которые были участниками всех перечисленных выше инициатив?

- Как они сами себя оценивают, свои внутренние изменения?

- Что нового они узнали, поняли, прибрели для жизни?

Интеграция с церковью

Самыми эффективными стратегиями в будущем будут те, которые связаны с конкретной церковью. Быть автономной от церкви парацерковной организацией уже не эффективно. Предыдущие годы партнерства между церковью и миссией показали, что успешны только те миссии, которые проводят свою работу в сотрудничестве с церковью. Но и сотрудничество с церковью требует своего пересмотра. Если раньше эффективность сотрудничества измерялось тем, что часто пастор был также и руководителем миссии или филиала западной миссии, то теперь эффективность сотрудничества измеряется во взаимодействии на основе общих ценностей и задач.

Церквам придется все больше участвовать в парацерковных проектах, и, прежде всего, потому, что это эффективный мост между церковью и обществом. Часто церковь не воспринимается обществом, если она приходит явно как религиозная организация, но часто все меняется, если люди церкви служат в обществе как представители общественных организаций, волонтерских сообществ, фондов. Здесь интересен опыт тех церквей, которые регистрируют себя не как религиозные организации, а как общественные, чтобы иметь большую юридическую гибкость и быть в эпицентре жизни общества.

Выводы: какой будет миссия завтрашнего дня?

Мы живем во времена серьезных и быстрых перемен. Перемены видны повсюду. Миссия евангельских церквей в Евразии постоянно ощущает на себе эти изменения.

Международные служения уже уходят в сторону и не так эффективны в жизни украинских церквей, стремящихся повлиять на общество. Национальный характер миссии постепенно завоевывает свои позиции. По существу выходит так, что наши, национальные миссии и парацерковные организации, копируя опыт зарубежных организаций, учатся у них и уже могут делать свое не хуже, но с учетом местного контекста.

Евангельские протестанты всегда ценили эффективное служение в обществе, которое измерялось бы результатами перемен, поэтому критерии моделей будущего для миссии церкви в обществе, могут стать ее дорожной картой служения в мире.

Результаты анализа ситуации, представленные здесь, предлагаются всем, кого волнует будущее миссии церкви в мире. Все, кто инвестировал в миссию церкви и ее служение в обществе и желает видеть плоды ее труда, приглашаются к применению идей и появлению новых национальных моделей в актуальных направлениях служения и деятельности церквей в обществе.

 


[1] «Місія церкви в умовах війни». Євангельська Нива №1 (72) 2015. Духовно-просвітницький журнал. – 26 с.

Константин Тетерятников

Читайте также