Об этом в комментарии РИСУ заявил религиовед, директор Центра религиозной безопасности Дмитрий Горевой.
«Прочитав основные тезисы Митрополита Онуфрия, нельзя не заметить внутреннего противоречия его слов. Если же статус УПЦ (МП) такой весь независимый и самостоятельный, даже почти автокефальный, то чего же тогда вся УПЦ (МП) протестует против автокефалии? Протестует против того, что фактически, по словам Онуфрия, и так уже существует? Прямо таки клинический пример шизофрении – здесь говорим, какие мы независимые и самостоятельные, а там говорим, как нам не надо автокефалии или самостоятельности. Я помню, как в 2018 г. Онуфрий рассказывал своим верным, что Томос не спасает душу, но и упомянутая Грамота Патриарха Алексия так же душу не спасает, или не так, ваше Высокопреосвященство?» – риторически спрашивает Горевой.
Напомним, Предстоятель УПЦ (МП) в Аммане 26 февраля заявил, что возглавляемая им Церковь является частью РПЦ. Москва, по его словам, предоставила им очень много прав. Поэтому УПЦ (МП) де-факто является самостоятельной Церковью. В этом же выступлении Митрополит Онуфрий заявил, что в автокефалии они не нуждаются, поскольку это не решит вопрос единства православных в Украине.
Комментируя выступление Предстоятеля Онуфрия, Дмитрий Горевой отметил, что в УПЦ (МП) не знают канонов, однако обвиняют Вселенского Патриарха в их нарушении: «Сколько бы раз я не спрашивал, какие именно православные каноны нарушил Вселенский Патриарх, предоставив Томос об автокефалии или приняв апелляцию от представителей бывших УПЦ КП и УАПЦ, мне никто никогда точно не объяснил. Потому что термин "нарушение канонов" не юридический, а пропагандистский. О нем говорят не для просвещенной публики канонистов или богословов, а для того, чтобы пугать верян, которые тех канонов в глаза не видели», – объясняет ситуацию эксперт.
Также религиовед считает, что Митрополит Онуфрий отказывается от принципов, задекларированных им ранее: «Я помню, как недавно, во время обсуждения темы календаря, один из публичных комментаторов УПЦ (МП), а именно архимандрит Алипий (Светличный) рассказывал чувствительную историю о визите Онуфрия и некоторых других епископов в Грецию. Тогда Онуфрий отказался служить с местными православными по новому стилю. Он обосновывал это тем, что в Церкви за тысячу лет не должно ничего меняться. Окей, подумал я, значит Онуфрий – консерватор. Но теперь в Аммане тот же Онуфрий дословно говорит, что "надо выстроить такое соборное церковное управление, которое будет востребованным и эффективным для спасительного служения Святой Соборной Апостольской Православной Церкви в новом мировом пространстве". Но каких вам еще, прости Господи, соборных управлений не хватает?! Церковь имеет тысячелетнюю историю управления Соборным способом. И именно в этой Традиции, в канонах, описана первоначальная роль Вселенского Патриарха. Делая такие заявления, Митрополит Онуфрий предлагает Церкви отказаться от Традиции, изменить ее правила. Именно то, против чего он выступает, отказываясь служить по новому календарю. И делает он это не потому, что не знает, а потому, что Онуфрием руководит не принципиальность или преданность Истине, а только политическая конъюнктура», – отмечает Дмитрий Горевой.