Несмотря на то, что основным типом духовных скреп на оккупированных территориях Украины считается православие, даже православные церкви не достигли на пути коллаборационизма таких институционных форм, как, к сожалению, это уже сделали несколько ранее малоизвестных мусульманских деятелей.
Этот человек никогда не был публичным, и его духовное управление, существующее уже около трех лет, почти не запомнилось никакими связанными с ним событиями, тихо существовало в Макеевке, имея также несколько условно принадлежащих к нему общин в других регионах Украины. Из того, что было известно из открытых источников о Ринате Айсине, наверно, самым важным было то, что он поддерживает крепкие дружеские отношения с Верховным муфтием ЦДУМ России Талгатом Таджуддином и даже является официальным представителем ЦДУМ России в Украине. По некоторым данным, у Таджуддина Айсин обучался исламским наукам в Уфе, а также имеет иджазу от какого-то турецкого суфийского шейха. Именно необходимость единения духовного простора России и Украины и была мотивом для создания в 2012 году нового духовного управления, а вовсе не желание объединить украинских мусульман. Да и тяжело восстановить единство, продолжая дробление мусульманского сообщества и перетягивая общины от конкурентов. Стоит, однако, отметить, что к объединению украинских мусульман Ринат-хазрат и не призывал.
После того как Донбасс был оккупирован и духовное единство победило, у пророссийского муфтия появилась возможность удовлетворить свои амбиции – если в Украине небольшая община Айсина была незаметной, то пост верховного духовного авторитета мусульман молодой республики, да еще и выступающего при поддержке известного большого объединения в РФ, является уже новым уровнем. Впервые пресса широко заговорила об Айсине во время празднования Курбан-байрама, когда его общину посетили представители Парламента “Новороссии” и привезли продуктовые наборы, а община в ответ помолилась за успех построения нового государства. На то время еще не шла речь ни о посте «Муфтия Донецка», ни о «Муфтии ДНР», ни о «советнике главы Верховной рады ДНР». Эти титулы Ринат-хазрат начал приписывать себе несколько позже, во время турне по Российской Федерации во второй половине октября.
В рамках упомянутого выше путешествия Ринат-хазрат провел несколько знаковых встреч с представителями духовных и научных кругов, что было призвано закрепить новоиспеченный публичный статус и бренд муфтия ДНР в российских СМИ. Во-первых, состоялась широко освещенная встреча с муфтием ДУМ г.Москвы и Центрального региона России Альбиром Кргановым, по совместительству заместителем главы Комиссии по межнациональным отношениям и свободе совести Общественной палаты РФ, который также связан с деятельностью ЦДУМ России и является ярым борцом с несправедливостью по отношению к религиозным организациям в Украине. Встреча прошла 17 октября, и на ней муфтии подписали соглашение о сотрудничестве. Правда, не совсем понятным был статус Рината Айсина в качестве подписанта: его представляли как муфтия ДНР, тогда как соглашение было подписано между ДУМ г.Москвы и Центрального региона России и Всеукраинским духовным управлением мусульман «Единение».
Возникает вопрос, ДУМ «Единение» – это всеукраинская структура или представительский орган мусульман «молодой республики»? Если первое, то какое право имеет муфтий выступать от имени организации, которую в Украине считают террористической? Если же второе, то не должна ли Украина пересмотреть статус духовного управления, которое представляет Ринат Айсин?
Находясь в Москве, Ринат-хазрат также встретился с представителями научного сообщества, и в отчетах был представлен, по большей мере, как муфтий ДНР. Одной из самых интересных была встреча муфтия ДНР и директора Московского центра Льва Гумилева Павла Зарифуллина. Отчет об этой встрече, состоявшейся 21 октября, освещает несколько основных результатов общения: во-первых, Ринат-хазрат развивает в ДНР традиционный евразийский суфийский ислам на посту советника по религиозным вопросам главы Верховной рады Донецкой народной республики; во-вторых, мусульманам на Донбассе мешает жить киевская власть вместе с ваххабитами, салафитами, хизбиями и братьями-мусульманами, а ополченцы ДНР будут бороться с ваххабитами (наверно, так же, как и с греко-католиками и протестантами, которых они периодически похищают и пытают); в-третьих, Ринат-хазрат, безусловно, поддерживает справедливую борьбу мусульман «Новороссии» совместно с православными братьями против преступной киевской хунты, а представители его паствы и его ученики воюют в батальоне «Восток». На круглом столе «ИДИЛ: мифы и реальность», который состоялся в тот же день, Ринат Айсин (тоже заявленный как муфтий ДНР) отметил важность интернациональной дружбы православных и мусульманских народов, которую не могут разрушить созданные по западным лекалам образования по примеру ИДИЛ. Сравнивал ли муфтий лекала с теми, по которым создана ДНР, отчет о мероприятии не говорит.
На протяжении визита в дружественную Российскую Федерацию муфтий успел также дать несколько интервью мусульманским СМИ. Так, в интервью Ахмаду Магомедову для сайта islam.ru, муфтий ДНР заявил, что священники не должны вмешиваться в конфликт, обязаны призывать обе стороны к миру. Достойно внимания, что Айсин также утверждал обоснованность народного восстания, что породило смену правительства, хотя и не поддержал участия в революционных событиях духовенства. Ринат-хазрат призвал мусульман Украины и ДНР не прерывать отношений в условиях политического кризиса, а единственную надежду на выживание в условиях зимы связал с Россией. В последнем он, наверно, прав, ведь от России в немалой степени зависит, когда и как закончится конфликт на Донбассе.
После возвращения из Российской Федерации (кстати, неизвестно, выезжал муфтий через границу Украины или ДНР) Ринат Айсин продолжил курс на то, чтобы стать единственным руководителем и представителем мусульман на оккупированных территориях Донбасса. Так, стало известно, что муфтий в сопровождении вооруженных помощников посетил некоторые мечети других духовных управлений и центров (на территории области действует несколько духовных управлений и один духовный центр мусульман, а донецкая соборная мечеть совсем не относилась к юрисдикции ВДУМ «Единение», так же, как и киевская).
На этих собраниях муфтий якобы утверждал, что украинской власти на Донбассе больше не будет и все общины должны перейти под руку ДУМ ДНР, а также предлагал представителям общин подписать определенный документ о сотрудничестве. Между тем, в ноябре муфтий ДНР дал интервью российскому каналу Islam Life, и был очень сдержан, снова отказался занимать чью-либо сторону, поскольку заниматься политикой не дело священнослужителя. Также он отметил, что жители Донецкой области страдали от предыдущей власти так же, как и другие украинцы, и что никто не хочет восстанавливать режим Януковича, а в развязывании войны виноваты какие-то абстрактные политики. В дискуссии с журналистом муфтий согласился, что лучше тиран у власти, чем безвластие и хаос. В вопросе зимних холодов Ринат-хазрат подтвердил, что именно и только Россия сможет уберечь донетчан от зимней катастрофы. В конце беседы Айсин выказал зависть россиянам по поводу того, какой у них достойный руководитель государства.
Так что нам остается только позавидовать самим себе в связи с толерантностью украинского руководства и представить себе, какое отношение вызвал бы к себе муфтий, поддерживающий сепаратистов, в Российской Федерации.
Фотографии с сайта иман.рф.